г. Томск |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А27-23731/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
в отсутствие лиц участвующих в деле (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово в лице филиала N 6
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 января 2018 года
по делу N А27-23731/2017 (судья В.В. Власов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленинск - Кузнецкая
Электросеть", г.Ленинск - Кузнецкий (ОГРН 1064212010268, ИНН 4212011731)
к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово в лице филиала N 6, г.Ленинск - Кузнецкий
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
о признании недействительным решения от 13.10.2017 N 67 (о.с.с.р.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ленинск - Кузнецкая Электросеть" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ленинск - Кузнецкая Электросеть") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - заинтересованное лицо, Фонд, апеллянт) о признании недействительным решения от 13.10.2017 N 67 о.с.с.р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 января 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) от 13.10.2017 N 67 (о.с.с.р.) "о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" признано недействительным. Суд обязал Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к зачету (возмещению) расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 51 294,25 руб. в течение 10-ти дней с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывая на законность оспариваемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция поддерживает позицию Фонда.
Общество в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным, доводы жалобы - необоснованными.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области 03.04.2006. В качестве страхователя зарегистрирован в филиале N 6 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ 19.04.2006.
На основании решения N 67 (о.с.с.р.) от 04.09.2017 территориальным органом Фонда была проведена выездная плановая проверка в части правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному- страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя Общество с ограниченной ответственностью "Ленинск- Кузнецкая Электросеть".
По результатам проверки в отношении плательщика страховых взносов ООО "Ленинск-Кузнецкая Электросеть" вынесено Решение N 67 (о.с.с.р.) от 13.10.2017 "о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Филиала N 6 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, согласно которого: не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 51 294,25 руб., доначислены взносы в сумме 1 536,05 руб.; также предложено: Произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 51 294,25 руб. в бухгалтерском учете за 2017 год, доплатить страховые взносу в сумме не принятых к зачету стразовых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 51 294,25 руб.
ООО "Ленинск-Кузнецкая Электросеть", не согласившись с вышеуказанным решением, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному акту и нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017, далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у Фонда не вызывали.
Наличие права на оказание медицинских услуг учреждениями здравоохранения, врачами которой и выданы спорные листки нетрудоспособности, также не оспаривалось Фондом.
Как следует из оспариваемого решения, Фондом выявлено нарушение положений Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ N 624н. Порядок), так Страхователем в июле, октябре 2014 г., июне 2015 г. были назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности:
в листке нетрудоспособности 115 790 849 177, выданном на имя Майер Дмитрия Александровича, в таблице "Освобождение от работы" в первой строке "По какое число" и во второй строке "С какого числа" заполнена идентичная дата "09.07.2014", что является нарушением п. 60 Порядка;
в листке нетрудоспособности 140 255 117 762, выданном на имя Косовцева Александра Васильевича в строке "Продолжение листка нетрудоспособности" заполнен номер ранее выданного листка нетрудоспособности N 140332503725 и одновременно в строке "Первичный" проставлена отметка "V", что является нарушением п. 57 Порядка;
в листке нетрудоспособности 165 801 748 146, выданном на имя Ломова Юрия Николаевича, во второй строке таблицы "Освобождение от работы" допущено исправление цифры "3" на "5" в указании года, что является нарушением п. 56 Порядка.
В части листка нетрудоспособности N 115790849177 от 05.07.2014, выданного на имя Майер Д.А. следует отметить, что в 1-ой строке "С какого числа" "По какое число" указано: 05.07.2014-09.07.2014; во 2-ой строке: 09.07.2014-15.07.2014; в 3-й строке: 16.07.2014-18.07.2014, соответственно виден общий период нетрудоспособности Майера Д.А., в течение которого он был нетрудоспособен. Разрывы в периоде его нетрудоспособности, хотя бы на один день в листке нетрудоспособности N 115790849177 не прослеживаются.
По листку нетрудоспособности N 140332503725 судом отмечено, при длительном лечении листки нетрудоспособности выдаются последовательно.
Исходя из рассматриваемых листков нетрудоспособности следует, что листок нетрудоспособности N 140255117762, в котором отражено одновременно обозначение "V" в строке "Первичный [V]" и проставлен номер предыдущего листка нетрудоспособности в строке "Продолжение листка нетрудоспособности N140332503725", является продолжением предыдущего листка нетрудоспособности. Указанное подтверждается тем, что в строке "Освобождение от работы" "С какого числа" "По какое число" раздела "Заполняется врачом" период (даты) нахождения работника на больничном обозначены последовательно. Так, в листке нетрудоспособности Косовцева А.В. N140255117762, в строке "Освобождение от работы" "С какого числа" "По какое число" указано с 26.09.2014 по 13.10.2014. В то время, как в листке нетрудоспособности Косовцева А.В. N 140332503725 в строке "Освобождение от работы" "С какого числа" "По какое число" указано с 23.08.2014 по 25.09.2014.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том что листок нетрудоспособности N 140255117762 является продолжением листка нетрудоспособности N 140332503725.
Кроме этого, в части листка нетрудоспособности N 165801748146 от 04.06.2015, выданного на имя Ломова Ю.Н., судом установлена возможность определения периода нетрудоспособности.
Так, в 1-ой строке "С какого числа" "По какое число" указано: 04.06.2015-11.06.2015; во 2-ой строке: 12.06.2015-17.06.2015; в 3-й строке: 18.06.2015-24.06.2015. Таким образом, из листка нетрудоспособности виден период нетрудоспособности Ломова Ю.Н., продолжавшейся в течение июня 2015 года.
Следовательно, каких-либо сомнений относительно года (2015 или 2013) нетрудоспособности Ломова Ю.Н. не имеется.
Из материалов дела следует, что в спорной 2-ой строке таблицы "Освобождение от работы" врачом проставлен именно 2015 г., а не 2013 г. Так, указанная строка заполнена врачом с использованием ручки с толстым стержнем, соответственно, некоторые цифры прописаны жирно. Например, спорная цифра "5" в годе 2015, цифра "7" в числе 17.
Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо предоставляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу попп. 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в части 3 и 4 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
С учетом статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ, страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС РФ, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статья 15.1 Закона N 255-ФЗ).
При этом работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листка нетрудоспособности, и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования").
Таким образом, если в оформлении листков нетрудоспособности допущены какие-либо ошибки, то фонд имеет право не принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности.
Но данное правило не распространяется на случаи, когда указанные ошибки допущены со стороны медицинского учреждения. Отказ фонда будет правомерен только в том случае, когда листки оформлены не в соответствии с требованиями по вине организации - плательщика страховых взносов.
Наличие недочетов в листках нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету сумм страхового обеспечения, выплаченным страхователем застрахованным лицам. Данная позиция подтверждается в Определении Верховного суда РФ от 05.12.2014 г. по делу N А62-5852/2013.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, подтверждается право органов Фонда социального страхования предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Дефекты листков нетрудоспособности, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не являются основанием для отказа в принятии к зачету расходов на оплату больничных листов.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки было выявлено, что в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушениями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
Доказательств, опровергающих наступления страхового случая матреиалы дела не содержат.
Таким образом, факт утраты трудоспособности свидетельствует о возникновении страхового случая, обуславливающего выплату застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности.
Необоснованной выдачи лечебным учреждением указанных листков нетрудоспособности, в том числе в отсутствие медицинских показаний, в ходе проверки Фондом не установлено. Целевой характер расходования средств Фонда не нарушен.
Наличие страхового случая является основанием для оплаты страхового обеспечения за счет средств Фонда.
Учитывая изложенное, недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности, не могут служить основанием для отказа в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, и непринятию к зачету указанных расходов страхователя.
С учетом изложенного, установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд правомерно пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Фонд социального страхования в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 января 2018 года по делу N А27-23731/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23731/2017
Истец: ООО "Ленинск-Кузнецкая электросеть"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 6
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области