г. Саратов |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А12-30416/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.03.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.03.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-ремонтная служба"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года по делу N А12-30416/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-ремонтная служба" (ИНН 3461056297, ОГРН 115344301007, г. Волгоград)
к Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, г. Волгоград), Муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Халитова Роберта Ренатовича (г. Волгоград), Администрации Кировского района Волгограда (ОГРН 1023404289281, ИНН 3447010212, г. Волгоград)
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-ремонтная служба" (далее - ООО "АРС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда", Муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда о признании недействительным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда от 29.05.2017 N 1563-р о прекращении нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных ООО "АРС" требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.02.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "АРС" с целью рассмотрения обращения гражданина, содержащего доводы относительно начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению с применением повышающего коэффициента нанимателю помещения, на основании распоряжения от 21.04.2017 N 1563-р должностным лицом управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено нарушение в деятельности общества в части начисления с января по март 2017 года платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению (ГВС) и электроснабжению (ЭС) исходя из норматива с применением повышающего коэффициента 1,5 нанимателю жилого помещения муниципального жилищного фонда (квартира N 10 многоквартирного дома N 65 по улице 64 Армии) при отсутствии наличия у последнего обязанности установки приборов учета, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.05.2017 N 1563-р, обществу выдано предписание от 29.05.2017 N 1563-р со сроком выполнения до 15.07.2017 и требованием произвести перерасчет за горячее водоснабжение и электроснабжение потребителю квартиры N 10 многоквартирного дома N 65 по улице 64 Армии с января по март 2017 года в соответствии с пунктом 42 формулы 4 Правил N 354 без повышающего коэффициента 1,5. В дальнейшем производить начисление платы за данные коммунальные услуги без учета применения повышающего коэффициента.
Полагая предписание администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 29.05.2017 N 1563-р незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "АРС" в предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наниматели жилых помещений муниципального жилищного фонда имеют лишь обязанность по оплате коммунальных услуг, при этом не имеют обязанности по установке приборов учета.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов лицензионного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Указанная норма корреспондирует статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что потребитель, проживающий в квартире N 10 многоквартирного дома N 65 по улице 64 Армии в Волгограде, является нанимателем данного жилого помещения на основании ордера N 6397 серии МЖКХ, выданного исполнительным комитетом Волгоградского городского Совета народных депутатов от 06.12.1979.
Положения части 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.
Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещений, которые не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила N 354, Правила N 306.
Данным Постановлением из Правил N 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Пункт 81 Правил N 354, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство содержит правовой механизм начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги в отношении одного и того же жилого помещения с предъявлением к оплате частично нанимателю и частично собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме.
Из материалов дела следует, что потребителю, проживающему в квартире N 10 многоквартирного дома N 65 по улице 64 Армии, при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов по горячему водоснабжению и электроснабжению производится начисление платы с января по март 2017 года исходя из норматива потребления горячей воды и электроэнергии с применением повышающего коэффициента 1,5.
При этом данный потребитель является нанимателем жилого помещения, а собственником квартиры N 10 многоквартирного дома N 65 является муниципальное образование город - герой Волгоград.
Учитывая, что применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг введено законодателем в качестве стимулирующей меры к установке приборов учета именно для собственников, а наниматели жилых помещений муниципального жилищного фонда имеют лишь обязанность по оплате коммунальных услуг, при этом не имеют обязанности по установке приборов учета, соответственно, наниматели жилых помещений не должны нести ответственность и дополнительную материальную нагрузку за бездействие собственника жилого помещения (администрации Волгограда) по установке приборов учета в жилом помещении.
Однако, как следует из материалов дела, в нарушение приведенных требований, общество производило начисление платы за электрическую энергию и горячее водоснабжение нанимателю жилого помещения в многоквартирном жилом доме с применением норматива потребления электроэнергии с учетом повышающих коэффициентов.
Доводы апелляционной жалобы (о том, что размер платы за коммунальные услуги электроснабжения и ГВС определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента для любых потребителей услуги) изучены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, как основанные на неверном системном толковании вышеуказанных норм материального права.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных ООО "Аварийно-ремонтная служба" требований. Предписание является законным и исполнимым.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности выданного управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-ремонтная служба" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года по делу N А12-30416/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.