г. Пермь |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А71-17353/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,
при участии:
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН 1835059990, ОГРН 1041805001501) - Карнаухова И.О., удостоверение, доверенность от 27.12.2017; Стерхов А.А., удостоверение, доверенность от 02.10.2017;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 января 2018 года
по делу N А71-17353/2017, принятое судьей О.В. Иютиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 1841070760, ОГРН 1171832009689)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН 1835059990, ОГРН 1041805001501)
о признании незаконным решения от 13.07.2017 N 1938 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее-инспекция, налоговый орган) от 13.07.2017 N 1938 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 31.01.2017 налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год.
Результаты проверки оформлены актом от 17.05.2017 N 27343 (л.д. 21-24).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, иных материалов проверки инспекцией принято решение от 13.07.2017 N 1938 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 26-31).
В соответствии с решением обществу доначислены земельный налог в размере 519940 руб., пени в размере 26863, 57 руб.
Решением от 18.09.2017 N 06-07/19416 Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции оставлено без изменения (л.д. 38-39).
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения от 13.07.2017 N 1938.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налогоплательщик неправомерно определил налоговые обязательства по спорному земельному участку исходя из его кадастровой стоимости, установленной решением суда.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ООО "Ресурс", ссылаясь на данные, отраженные в публичной кадастровой карте Росреестра, решение Верховного суда Удмуртской Республики от 26.01.2016 по делу N 3а-39/2016, считает, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Курортная, с кадастровым номером 18:26:050947:77 в 2016 году составляет 21 821 000 рублей, а не 65 149 298 рублей.
По мнению ООО "Ресурс", исходя из положений пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 393 Налогового Кодекса, пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2016 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Как следует из п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Исходя из информации, полученной в рамках статьи 85 Налогового Кодекса, Инспекцией к спорному земельному участку применена кадастровая стоимость в размере 65 149 298 рублей, в связи с чем, установлено занижение суммы земельного налога за 2016 год.
Согласно сведениям из Управления Федеральной Регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, дата начала периода действия кадастровой стоимости в размере 65 149 298 руб. - 01.01.2016, дата окончания действия - 01.01.2017 г
Исходя из представленных налогоплательщиком документов, следует, что Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 26 января 2016 г установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050947:77 равной его рыночной стоимости в 21 821 000 руб. на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из текста Решения Верховного суда Удмуртской Республики от 26.01.2016 по делу N За-39/2016, ООО "Ресурс" оспаривалась кадастровая стоимость в размере 94 772 577,68 рублей, принятая Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства Удмуртской Республике от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года", которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике, а так же удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года.
Кроме того, решением суда от 26.01.2016 по делу N 3а-39/2016 установлена кадастровая стоимость данного земельного участка, равная рыночной в размере 21 821 000 рублей на период с 01.01.2015 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Очередная государственная оценка утверждена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 65 149 298 рублей, сведения о данной стоимости в единый государственный реестр недвижимости внесены 29.12.2015.
Данное Постановление опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 30.11.2015.
Поскольку на момент принятия решения суда от 26.01.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (постановление Правительства УР от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 1 января 2015 года"), то определенная судом кадастровая стоимость в размере 21 821 000 рублей будет действовать только в 2015 году.
Начиная с 01.01.2016 подлежит применению кадастровая стоимость в размере 65 149 297, 84 руб.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 г. N 531 опубликовано 30.11.2015 г.
Таким образом, указанное Постановление вступило в силу 30.12.2015 г., первое число очередного налогового периода, с которого действует Постановление Правительства УР N 531 - 01.01.2016 г.
Кадастровая стоимость спорного участка в размере 65 149 298 руб., установленную Постановлением Правительства УР N 531 от 30.11.2015 г., не оспорена.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2016 г. должна приниматься кадастровая стоимость в размере 65 149 298 руб.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 января 2018 года по делу N А71-17353/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 1841070760, ОГРН 1171832009689) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.02.2018 года N 93.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-17353/2017
Истец: ООО "Ресурс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Удмуртской Республике