г. Томск |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А27-22563/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Скачковой О. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ермаковой Ю. Н.,
при участии:
от истца: Апасова А. А. доверенность от 20.03.2017, Пелипаня В. В., решение N 10 от 18.04.2016,
от ответчиков:
Администрации города Юрги - Чахловой Т. А. доверенность от 11.01.2018 N 03-14,
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Индустрия"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 декабря 2017 года по делу N А27-22563/2017 (судья Федотов А. Ф.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Индустрия" (ОГРН 1084230000667, ИНН 4230024645, 652050, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Новая, 8)
к Администрации города Юрги (ОГРН 1024202005156, ИНН 4230006082, 652050, Кемеровская область, г. Юрга, пр. Победы, 13)
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, г. Кемерово в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760, 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 24)
третье лицо: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789, 650064, г. Кемерово, пр-т Советский. 60)
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Индустрия" (далее - ООО "Ремстрой-Индустрия", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Юрги и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе (далее - ТУ Роспотребнадзора по КО) об обязании Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге направить уведомление о несоответствии качества горячей воды установленным нормам в орган местного самоуправления и организацию, осуществляющую горячее водоснабжение; возложении обязанности на Администрацию г. Юрги до 1 марта 2018 года разработать техническое задание (в случае наличия технического задания внести изменения в техническое задание) на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями; в случае отсутствия технической возможности либо в случае экономической нецелесообразности приведения качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями принять решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения; указать перечень мероприятий, лиц ответственных за их выполнение, источники финансирования таких мероприятий, а также сроки их выполнения. Обязать администрацию г. Юрги разработать и включить в план мероприятий временные нормативные показатели качества горячей воды; разместить на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" и в средствах массовой информации сведения о принятом решении, о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Государственная жилищная инспекция Кемеровской области (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда об отказе в понуждении ответчиков совершить определенные действия, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что судом неправомерно сделан вывод о непредставлении истцом доказательств осуществления работ и мероприятий по установлению причины поставки ГВС ненадлежащей температуры, а также неправильно применены нормы материального права.
ТУ Роспотребнадзора по КО и Администрация города Юрги в отзывах на апелляционную жалобу, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная жилищная инспекция Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ТУ Роспотребнадзора по КО и третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней доводам, просили отменить обжалуемый судебный акт только в части отказа в удовлетворении требования о возложении соответствующих обязанностей на Администрацию города Юрга; представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции в части отказа в обязании Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге направить уведомление о несоответствии качества горячей воды установленным нормам в орган местного самоуправления и организацию, осуществляющую горячее водоснабжение сторонами не обжаловано, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не проверяет законность и обоснованность судебного акта в указанной части.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части (в части отказа в удовлетворении требования о возложении соответствующих обязанностей на Администрацию города Юрга) не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет профессиональную деятельность по управлению многоквартирным жилым домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 33 и является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам помещений в МКД.
Вступившими в законную силу решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 05.10.2016 по делу N 2-1999/2016, постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Юргинского городского судебного района Кемеровской области от 31.07.2017 по делу 5-354/17 ООО "Ремстро-Индустрия" обязали в межотопительный период предоставлять коммунальные услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, согласно которому температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения (закрытой или открытой) должна быть не ниже 60° С и не выше 75° C. Кроме того, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 125 000 руб. (л. д. 28-38).
Ссылаясь на то, что в г. Юрге действует открытая система отопления и горячего водоснабжения, конструктивные особенности которой не позволяют управляющим организациям, в том числе и ООО "Ремстрой-Индустрия" оказывать услугу горячего водоснабжения надлежащего качества в МКД в межотопительный период, а также указывая, что согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества, ООО "Ремстрой-Индустрия" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение в обжалуемой части, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, истец в силу закона является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 33.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (статья 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09, которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные нормы распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения и обязательны для исполнения.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В материалы дела истцом представлены письма, запросы в ресурсоснабжающие организации, Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области, главе г. Юрги об обеспечении возможности циркуляции ГВС в межотопительный период, поскольку температура горячей воды в точке разбора ниже 60° C, со ссылками на многочисленные жалобы граждан на оказание услуг ненадлежащего качества (л. д. 19-27).
Судом установлено и истцом не опровергнуто, что факт подачи тепловой энергии с заниженной температурой в подающем трубопроводе не доказан, в точке поставки температура теплоносителя соответствует предъявляемым требованиям, застой воды происходит во внутридомовых сетях.
Из представленных ответчиком в материалы дела письменных доказательств о параметрах горячей воды в подающем и обратном трубопроводах следует, что температура горячей воды соответствовала установленным нормативам, а некачественная коммунальная услуга, оказанная заявителем гражданам в результате поставки тепловой энергии, связана с застойными явлениями в системе горячего водоснабжения в часы отсутствия интенсивного потребления гражданами коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Кроме того, согласно пояснениям Государственной жилищной инспекции Кемеровской области в точке поставки на входе в МКД, расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 33, качество энергоресурса является надлежащим, то есть температура соответствует нормативу (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пункт 3 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что местом водоразбора являются краны горячего водоснабжения в жилых и нежилых домах. В случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), сооружение, до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора обязаны обеспечивать лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания, а не ЭСО.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств осуществления истцом каких-либо работ, мероприятий по установлению причины поставки ГВС ненадлежащей температуры, с учетом тупиковой системы ГВС, не предоставлено. Как правильно указал суд первой инстанции, истцом также не представлены и доказательства обращения в адрес всех собственников жилого дома с предложением о проведении ремонтных работ с целью перепроектирования системы ГВС, их объеме, предполагаемой стоимости, порядке финансирования и других предложений, связанных с условиями проведения ремонта. Сведения об обследовании точек водоразбора (кранов, смесителей в квартирах) с учетом характеристики системы ГВС жилого дома, присоединенной к открытой системе теплоснабжения; сведения о теплоизоляции трубопроводов внутридомовой системы ГВС также отсутствуют. Попытки устранения недостатков посредством прочистки (замены) труб в проблемных квартирах истцом не принимались.
В статье 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок действий по выявлению нарушений и по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями в случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества, территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения и в организацию, осуществляющую горячее водоснабжение.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона N 416-ФЗ при получении уведомления, в случае отсутствия технической возможности либо в случае экономической нецелесообразности приведения качества горячей воды, подаваемой абонентам с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления принимает решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения. В таком решении должны быть указаны перечень мероприятий, лица, ответственные за их выполнение, источники финансирования таких мероприятий, а также сроки их выполнения. Порядок и сроки принятия такого решения, а также требования к его содержанию устанавливаются правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а именно пунктами 121, 122 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 7 статьи 24 Закона N 416-ФЗ, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Доказательств выполнения предусмотренных указанной статьей действий, предваряющих обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, суду также не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Иное толкование ответчиком положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона. Принятое по делу решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 декабря 2017 года по делу N А27-22563/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
О. А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22563/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2018 г. N Ф04-2787/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ремстрой-Индустрия"
Ответчик: Администрация города Юрги, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области