28 марта 2018 г. |
Дело N А84-4187/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.03.2018 г.
Полный текст постановления изготовлен 28.03.2018 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Оликовой Л. Н., судей Гонтаря В. И., Котляровой Е. Л., при ведении протокола секретарем Голышкиной Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Таврия" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2018 г. по делу N А84-4187/2017 (судья Минько О. В.)
по заявлению Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Таврия" (далее ТСН СНТ "Таврия" ОГРН 1149204041700, ИНН 9203006290)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее Крымское УФАС России)
при участии заинтересованного лица Сивачева Геннадия Ивановича
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления
при участии в судебном заседании:
от заявителя жалобы ТСН СНТ "Таврия" - Дремова О.А., представитель по доверенности,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Захаров А.С., представитель по доверенности,
от Сивачева Г.И. - Попов С.А., представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ТСН СНТ "Таврия" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2017 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. и представления от 16.10.2017 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 293АД-17, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2018 г. в удовлетворении требований отказано.
ТСН СНТ "Таврия" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, заявление удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ТСН "СНТ "Таврия" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного органа возражал по основаниям, указанным в отзыве. Представитель Сивачева Г. И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы и назначении судебного заседания своевременно размещена судом в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, руководствуясь положениями статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, 11.07.2017 г. в управление поступило заявление Сивачева Геннадия Петровича о препятствовании ТСН СНТ "Таврия" в передаче электрической энергии на энергопринимающее устройство земельного участка N 6 (т. 2 л.д. 52-59).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ТСН "СНТ "Таврия" дела об административном правонарушении N 293АД-17 от 08.08.2017 г. (т. 2 л.д. 39-46)
Определением от 08.09.2017 г. продлен срок административного расследования до 08.10.2017 г. (т. 2 л.д. 36-37) Уведомлением от 21.09.2017 г. N 8/4567с заявитель извещен о составлении протокола об административном правонарушении 06.10.2017 г. в 10 час. 00 мин. (т. 1 л.д. 203-204)
Усмотрев признаки наличия в действиях садового товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Крымское УФАС России в присутствии представителя товарищества по доверенности, составило протокол об административном правонарушении N 293АД-17 от 06.10.2017 г. (т. 1 л.д. 176-184).
Определением от 09.10.2017 г. исх.N 8/4877с рассмотрение дела об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 13.10.2017 г. (т. 1 л.д. 175). Определением от 12.10.2017 г. изменено время и дата рассмотрения дела об административном правонарушении N 293АД-17 на 16.10.2017 г. в 15 час. 00 мин. (т. 1 л.д. 172-173)
Постановлением Крымского УФАС России от 16.10.2017 г., в присутствии представителя товарищества по доверенности, ТСН СНТ "Таврия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (т. 1 л.д. 157-167)
Административном органом 16.10.2017 г. вынесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 293АД-17 (т. 1 л.д. 153-154).
Полагая, что указанные постановление и представление являются незаконными, ТСН "СНТ "Таврия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, о доказанности административным органом события административного правонарушения, каких-либо обстоятельств, носящих исключительный характер и позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ к рассматриваемым отношениям, судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Сивачев Г.И. является собственником земельного участка N 6, площадью 425 кв.м., находящихся в границах землепользования ТСН "СНТ "Таврия" (т. 2 л.д. 154).
Линия электропередач, при помощи которой ранее осуществлялось электроснабжение участка N 6, обесточена гарантирующим поставщиком во исполнение пункта 10.4 технических условий N 783/08 от 16.04.2015 г. (далее - ТУ т.2 л.д. 139), являющихся неотъемлемой частью договора N 25015-783 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям всего товарищества, целью которого являлось увеличение максимальной мощности на 60 кВт (т. 2 л.д. 146-148).
После реконструкции ЛЭП и выполнением мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором N 25015-783 об осуществлении технологического присоединения, энергопринимающее участка N6, принадлежащего заявителю подключено не было в связи с неуплатой заявителем взноса на реконструкцию линий электропередач и других объектов электросетевого хозяйства товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с п. 1 ТУ N 783/-8 от 16.04.2015 г., являющихся неотъемлемой частью договора N 25015-783 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технологическому присоединению подлежало 68 участков (т. 2 л.д. 139).
В ТСН "СНТ "Таврия" входит 68 участков. Таким образом, мощность участка N 6, принадлежащего Сивачеву Г.И., при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для увеличения максимальной мощности на 60 кВт была учтена, повторному технологическому присоединению не подлежит.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), имущество общего пользования - имущество (в т.ч. земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.
Таким образом, объекты электросетевого хозяйства ТСН "СНТ "Таврия" являются имуществом общего пользования.
В силу статьи 8 Закона N 66-ФЗ, граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории садоводческого товарищества, наравне с членами такого объединения вправе пользоваться объектами инфраструктуры садоводческого товарищества и другим имуществом общего пользования садоводческого товарищества на основании соответствующего договора, заключенного с садоводческим товариществом.
Как следует из разъяснений Президиума Верховного Суда РФ 02.07.2014 г., утвержденных в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных, с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединений для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, является обязательным в силу закона.
Пользование общим имуществом товарищества гражданином, не являющимся членом товарищества, при отсутствии договора с ним о пользовании этим имуществом, не освобождает указанного гражданина от обязанности по оплате такого использования.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи Закона N 66-ФЗ, неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что договор о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования не заключен, в связи с имеющимися разногласиями относительно его условий. Товарищество вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к заключению договора.
Таким образом, отсутствие заключенного между ТСН "СНТ "Таврия" и Сивачевым Г. И. договора не лишает последнего права пользоваться объектами инфраструктуры товарищества, в частности сетями электроснабжения, являющимися совместной собственностью членом данного товарищества.
Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из пункта 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Услуги по передаче электрической энергии согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Во исполнение указанного выше Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 г. N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также Правила технологического присоединения электропринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 6 указанных правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которое опосредовано присоединено электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно пункту 33 Правил N 861, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности.
О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
ТСН "СНТ "Таврия" является владельцем объектов электросетевого хозяйства, не оказывает услуги по передаче электрической энергии, не вправе передавать и продавать электрическую энергию, поскольку не является энергоснабжающей организацией, не имеет статуса сетевой организации, а электрическая сеть садового земельного участка является лишь энергопринимающим устройством, которое преобразует электрическую энергию для потребителей электрической энергии.
Учитывая изложенные нормы, ТСН "СНТ "Таврия" не является субъектом, обладающим правом ограничения энергоснабжения земельного участка N 6.
ТСН "СНТ "Таврия" обязано было присоединить земельный участок Сивачева Г.И. к электросетям после завершения работ по их реконструкции (технологическому присоединению), поскольку мощность энергопринимающего устройства земельного участка N 6 была учтена сетевой организацией при технологическом присоединении всего товарищества.
Пунктом 10.4 технических условий предусмотрено отключение существующего электроснабжения 0,38 кВт объекта абонентской ВЛ-0.4 кВ руб18 ТП-859 (владелец ТСН ДНТ "Прибрежное"), после фактического присоединения установленного ВУЩ-0,4 кВ ТСН к электросетям (т. 2 л.д. 139).
Выполнение указанных технических условий стало возможным при учете сетевой организацией при технологическом присоединении мощности всего товарищества, в состав которого входит, в том числе участок N 6.
Таким образом, противоправные действия товарищества выразились в бездействии, непринятии мер по подключению участка N 6 после технологического присоединения всего товарищества, выполненного сетевой организацией.
Судом не принимаются доводы ТСН "СНТ "Таврия", что Сивачев Г.И. не возместил расходы, понесенные товариществом на реконструкцию электросетей. Указанное не может служить основанием для ограничения электроэнергии.
Вина товарищества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом доказана и подтверждается материалами дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ТСН СНТ "Таврия" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный штраф назначен в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела, судом первой инстанции не установлено.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказать наличие вышеуказанных обстоятельств возлагается на лицо, заявляющее о возможности снижения назначенного ему административного штрафа.
В нарушение указанных положений товарищество такие доказательства не представило. Заявителем не представлены доказательства того, что наложенный оспариваемым постановлением штраф является для него чрезмерным, карательным и приводит или может привести к ограничению его экономической свободы, ограничению имущественных прав и интересов.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение суд апелляционной инстанции не усматривает.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства. Указанный вывод отражен в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2017 г. N 59-АД17-9.
ТСН "СНТ "Таврия" признакам, указанным в статье 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не отвечает, к таким субъектам не относится.
Положениями Гражданского кодекса РФ товарищество прямо отнесено к некоммерческим организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что само по себе исключает возможность признания его субъектом предпринимательства.
Кроме того из пояснений представителей в судебном заседании следует, что препятствия в пользовании электроснабжением до настоящего времени не устранены.
ТСН "СНТ "Таврия" помимо постановления антимонопольного органа обжалует представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 293АД-17 от 16.10.2017 г.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку в действиях ТСН СНТ "Таврия" установлен факт нарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, то в соответствии с положениями ст. 29.13 КоАП РФ у антимонопольного органа имелись основания для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющие отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2018 г. по делу N А84-4187/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Таврия" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л. Н. Оликова |
Судьи |
В. И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.