г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А56-26955/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панковой Н.А.,
при участии:
от истца: представитель Карамышев Э.Э. по доверенности от 23.11.2017;
от ответчика: представитель Гейдаров Р.А. по доверенности от 25.07.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33946/2017) государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2017 по делу N А56-26955/2017 (судья Геворкян Д.С.), принятое по иску
государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал СПб") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N1 Невского район" с требованием о взыскании задолженности по договору от 23.09.2013 N 12-646079-ЖФ-ВО в размере 90.983,74 руб. за период с 01.05.2016 по 31.01.2017 и неустойки в размере 14.500,09 руб. за период с 23.06.2016 по 01.08.2017 (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2017 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" в пользу ГУП "Водоканал СПб" взысканы денежные средства в размере 55.686,89 руб., в том числе основная задолженность в размере 48.369,03 руб. и неустойка в размере 7.317,86 руб., судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 2.199 руб.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой решение арбитражного суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то обстоятельство, что материалы дела не содержат какого-либо документального подтверждения отсутствия технической возможности установки приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома, в связи с чем, при расчете объема водоотведения указанных помещений подлежал применению норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению, утвержденный при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Следовательно, с 01.07.2016 при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения, рассчитанный в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), определение объема водоотведение должно производится исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом.
В судебном заседании представитель ответчика представил возражения с приложенным к ним расчетом объемов отведения горячей и холодной воды, в которых по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Представитель истца поддержал доводы жалобы, указал, что в материалы дела был представлен примерный расчет задолженности (л.д. 93).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.09.2013 между истцом и ответчиком заключен договор водоотведения N 12-646079-ЖФ-ВО (далее - Договор), в соответствии с условиями которого истец обязался осуществлять прием сточных вод ответчика в централизованную систему водоотведения (систему коммунальной канализации) на объекте, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ткачей, д. 14, лит. Ш (жилой дом), а ответчик обязался своевременно оплачивать предприятию сброшенные сточные воды.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик оказанные услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в период с 01.05.2016 по 31.01.2017 не оплатил, в результате чего образовалась задолженность в сумме 90.983,74 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав позиции участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по водоотведению в данном случае оказывались населению многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 354.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, в спорный период истец осуществлял услуги по водоотведению в отношении находящегося в управлении ответчика многоквартирного жилого дома, не оборудованного общедомовыми приборами учета сточных вод.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил N 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил N 354 и формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил N 354.
Порядок коммерческого учета воды, сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Порядок определения объема сточных вод в отсутствие прибора учета в многоквартирном доме установлен пунктом 26 Правил N 776.
Объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления управляющей организацией, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами N 124.
Как предусмотрено подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) объем коммунального ресурса (за исключением объем сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в этом пункте.
Расчет в данном случае производится именно в соответствии с Правилами N 354.
Ответчиком произведен расчет объемов водоотведения в соответствии с вышеуказанными Правилами N 354, согласно которому размер задолженности в спорный период составил 48.369,03 руб. Представленный ответчиком расчет проверен судом первой инстанции и признан обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы подателя жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома, отклоняются судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Повышающие коэффициенты введены с 01.01.2015 Правилами N 306, согласно пунктам 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1) Приложения N1 которых в редакции, действующей до 01.07.2016 года, повышающие коэффициенты применялись к следующим видам коммунальных услуг - отопление, холодное и горячее водоснабжение, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, электроснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды.
С 01.07.2016 года, после вступления в силу изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, порядок применения повышающих коэффициентов регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и Пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пунктам 42, 42(1), приложению N 2 к Правилам N 354 повышающие коэффициенты применяются к коммунальным услугам - отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение при наличии технической возможности установки коллективных (обшедомовых) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета воды определяются согласно Правилам N 306 приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 года N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627).
Согласно пункту 1 Приказа N 627 критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего виды) устанавливается в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Требований к установке приборов учета сточных вод (водоотведения) данный приказ не содержит.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение помещений индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а так же обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах установить индивидуальные приборы сточных вод законодательством не предусмотрена, следовательно,основания для увеличения платы для населения за водоотведение на повышающие коэффициенты отсутствуют, иначе, применение повышающих коэффициентов к услуге по водоотведению может стать следствием для возникновения на стороне истца неосновательного обогащения.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2017 по делу N А56-26955/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.