г. Москва |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А41-68831/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовой К.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аполлон - Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2017, принятое судьей Машиным П.И., по делу N А41-68831/17 по иску ООО "Аполлон - Сервис" к МРИ ФНС России N 20 по Московской области о признании незаконным действия, третьи лица ООО "Юридическая помощь "Ариадна", ООО "Грэмоптима",
при участии в заседании:
от ООО "Аполлон - Сервис" - Малышев А.С., доверенность от 01.08.2017;
от МРИ ФНС России N 20 по Московской области - Васькина И.В., доверенность от 11.12.2017;
от ООО "Юридическая помощь "Ариадна" - Малышев А.С., доверенность от 01.07.2015;
от остальных лиц - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аполлон-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 20 по Московской области о признании незаконными действия инспекции, выраженные внесением записи о недостоверности сведений о юридическом лице; об обязании МИФНС РФ N 20 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 10.10.2017 Арбитражного суда Московской области к участию в деле N А41-68831/2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Юридическая помощь "Ариадна" и ООО "Грэмоптима".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Аполлон - Сервис" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель ООО "Аполлон - Сервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Юридическая помощь "Ариадна" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Грэмоптима", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.07.2017 ООО "Аполлон- Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.02.2012 за основным государственным регистрационным номером 1125012000629, идентификационный номер налогоплательщика 5012071647, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Московской области; местом нахождения юридического лица указано: 143989, Московская область, г. Балашиха, микрорайон Железнодорожный, ул. Маяковского, 12, оф. 111. Единственным учредителем (участником) общества и генеральным директором является Тупиков В.В.
При этом, собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: 143989, Московская область, г. Балашиха, микрорайон Железнодорожный, ул. Маяковского, 12 - является ООО "Грэмоптима", что также не оспаривается лицами, участвующими в деле по существу.
Вместе с тем, 24 апреля 2017 года (вх. N 1200946А) в инспекцию от собственника помещения - ООО "Грэмоптима" поступило заявления о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц по форме NР34002, в котором заявитель указал, что ООО "Грэмоптима" не предоставляло согласие на размещение единоличного исполнительного органа ООО "Аполлон-Сервис" по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 12, офис 111, договор на аренду помещения с вышеуказанной организацией не заключало.
Офис 111, указанный как юридический адрес ООО "Аполлон-Сервис" арендует юридическое лицо ООО "Юридическая помощь "Ариадна" на основании договора аренды нежилого помещения N 22 от 01.06.2016.
Впоследствии, 25 мая 2017 года в адрес общества и генерального директора ООО "Аполлон-Сервис" инспекцией было направлено уведомление N 70 о необходимости внести изменения в учредительные документы ООО "Аполлон-Сервис" связанные с изменением юридического адреса.
Поскольку изменения в учредительные документы и в ЕГРЮЛ внесены не были, 03 июля 2017 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 20 по Московской области, в отношении ООО "Аполлон-Сервис", в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись (ГРН 2175053215863) о недостоверности сведений о юридическом лице (по результатам проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре лиц сведений о юридическом лице).
Не согласившись с указанными действиями инспекции, заявитель направил жалобу в УФНС России по Московской области, по результатам рассмотрения которой жалоба ООО "Аполлон-Сервис" была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что документы, подтверждающие фактическое использование и правомерность использования указанного в ЕГРЮЛ адреса общества, были представлены в Межрайонную инспекцию ФНС России N 20 по Московской области своевременно и в полном объеме, а запись о недостоверности сведений о юридическом лице произведена регистрирующим органом с нарушением положений Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действия инспекции, выраженные внесением записи о недостоверности сведений о юридическом лице и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ), зарегистрированным в Минюсте России 20.05.2016 N 42195, утверждены основания, условия и способы проведения мероприятий по достоверности сведений, включаемых и включенных в ЕГРЮЛ, а также порядок использования результатов этих мероприятий.
Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, предусмотренных подпунктом "в", пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица (пункт 3 Постановления N 61).
Как усматривается из материалов дела, в поступившем в налоговый орган заявлении ООО "Грэмоптима" от 24 апреля 2017 года (вх. N 1200946А) о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р34002, заявитель указал, что ООО "Грэмоптима" не предоставляло согласие на размещение единоличного исполнительного органа ООО "Аполлон-Сервис" по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 12, офис 111, договор на аренду помещения с вышеуказанной организацией не заключало.
Как следует из материалов дела, по юридическому адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 12, офис 111, кроме ООО "Аполлон-Сервис", зарегистрировано более 30 организаций, в связи с чем инспекцией установлено данный адрес является адресом массовой регистрацией.
Инспекцией 17.10.2017 проведено обследование адреса места нахождения общества, по результатам которого установлено отсутствие ООО "Аполлон-Сервис" по своему юридическому адресу, что подтверждается актом обследования адреса юридического лица от 17.10.2017.
Согласно содержанию данного акта от 17.10.2017 организация ООО "Аполлон-Сервис" не выявлена, какая-либо информация об организации в помещении по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 12, офис 111, в том числе, вывески и баннеры с наименованием организации, отсутствуют. Договорные отношения между ООО "Грэмоптима" и ООО "Аполлон-Сервис" не заключались и гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса со стороны собственника не выдавалось.
Поскольку изменения в ЕГРЮЛ в отношении адреса местонахождения общества не внесены в нарушение требований статей 5, 17 Закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что ООО "Аполлон-Сервис" указывает в своих учредительных документах адрес: 143988, Московская обл., г.Балашиха, Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 12, офис 111, не имея на то правовых оснований, сведения о фактическом месте нахождения юридического лица в регистрирующий орган не предоставляет, что является грубым нарушением законодательства.
Помимо этого, как указано в обжалуемом судебном акте судом первой инстанции, 01 мая 2017 года собственник помещения ООО "Грэмоптима" заключило договор N 18 аренды недвижимого имущества с ООО Юридическая помощь "Ариадна" на временное возмездное владение и пользование, нежилых помещений.
При этом, 09 июня 2017 года ООО Юридическая помощь "Ариадна" в отношении ООО "Аполлон-Сервис" предоставило информационное письмо без даты и номера о предоставлении услуг по почтово-секретарскому обслуживанию и по предоставлению рабочего места ООО "Аполлон- Сервис".
Согласно подпункту 5 пункта 5.3. договора N 18 аренды недвижимого имущества от 01.05.2017 арендатор не вправе сдавать помещения в целом или их часть в субаренду без предварительного письменного согласия арендодателя. Каких-либо доказательств получения арендатором письменного согласия от собственника помещения - ООО "Грэмоптима" на предоставление юридического адреса ООО "Аполлон-Сервис" в материалы дела не представлено.
Письмо, на которое ссылается заявитель, не может быть признано судом в качестве доказательства наличия согласия арендодателя (собственника имущества) на сдачу помещения в субаренду, поскольку на нем стоит дата 24.10.2013 (до заключения договора аренды), письмо не содержит указание, что дано согласие именно ООО "Грэмоптима" (л.д.174).
При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия МРИ ФНС РФ N 20 по Московской области по внесению записи о недостоверности сведений о юридическом лице ООО "Аполлон-Сервис" являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2017 по делу N А41-68831/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.