г. Вологда |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А05-11891/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2017 года по делу N А05-11891/2017 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Парковая, дом 2; далее - общество, ООО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания от 09.06.2017 N ОК-03/07-06/56 об устранении лицензионных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2017 года по делу N А05-11891/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Левобережье" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что исходя из положений частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что с 01.01.2017 электрическая энергия, потребляемая при содержании общего имущества, относится к жилищной услуге, а не к коммунальной. В связи с этим размер начисленной платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, с 01.01.2017 правомерно был определен без учета показаний этого прибора, с применением норматива потребления коммунальных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн, по состоянию на 01.11.2016.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения обращения гражданина, проживающего в доме N 31 по улице Локомотивной в городе Архангельске (далее - МКД N 31), содержащего жалобы на нарушение порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, инспекцией на основании распоряжения от 26.04.2017 N ОК-03/01-15/1128 в период с 26.04.2017 по 26.05.2017 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "УК "Левобережье".
В ходе проведения указанной проверки инспекцией установлено, что ООО "УК "Левобережье" является управляющей компанией МКД N 31.
Названный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электрической энергии.
Проверив произведенный управляющей компанией расчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества, инспекция не согласилась с обоснованностью начисления платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества за период с января 2017 года по март 2017 года, поскольку она превышает норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 12.05.2017 N ОК-04/07-01/454.
В целях устранения выявленных нарушений 09.06.2017 инспекцией в адрес общества выдано предписание N ОК-03/07-06/56, в соответствии с которым ООО "УК "Левобережье" необходимо в срок до 29.09.2017 произвести перерасчет потребителю, проживающему в квартире N 36 МКД N 31, платы за коммунальный ресурс по электроэнергии в целях содержания общего имущества за период с января 2017 года по март 2017 года.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) определено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения указанных расходов, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Суд первой инстанции верно указал, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, таким образом, в многоквартирных домах, где размер расходов на оплату холодной воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества меньше размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного в Вологодской области по состоянию на 1 ноября 2016 года, расчет должен осуществляться по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, то есть по фактическому объему потребления, но не выше норматива.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества, помимо прочего, включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 29 названных Правил при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Следовательно, приобретение управляющей организацией коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества и использование их объемов в расчете платы, осуществляется в соответствии с законодательством, исходя из показаний общедомового прибора учета, с начислением платы не выше норматива.
Таким образом, в случае если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде.
В рассматриваемом случае потребителям к оплате должна быть предъявлена стоимость коммунального ресурса, используемого при содержании общего имущества, рассчитанная на основании показаний общедомового прибора учета, поскольку данная стоимость ниже стоимости, рассчитанной исходя из норматива.
Таким образом, жильцу квартиры N 36 МКД N 31 в январе 2017 года излишне предъявлена к оплате стоимость объема электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, который в многоквартирном доме согласно показаниям общедомового (коллективного) прибора учета не потреблен. Согласно ведомости потребления электрической энергии по МКД N 31 за январь 2017 года объем электрической энергии составил -11,000 вКт*ч.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество настаивает на том, что ООО "УК "Левобережье" верно произведен расчет размера платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, использованный для содержания общего имущества дома, исходя из нормативов потребления, так как в проверяемый период отсутствовала законодательная возможность включения расходов за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в объеме фактически потребленных коммунальных ресурсов в составе платы за жилое помещение.
Суд апелляционной инстанции признает данный довод несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498) с 01.01.2017 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме внесены изменения, которые разграничивают понятия "норматива потребления коммунальной услуги", как показателя объема потребления коммунального ресурса потребителем только в конкретном помещении, и "норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемого как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений настоящего Постановления.
Пунктом 3 постановления N 1498 в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ также предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Также постановлением N 1498 пункт 29 Правил N 491 дополнен абзацами следующего содержания:
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании приведенного правового регулирования апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Из буквального содержания части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ и пункта 29 Правил N 491 следует, что размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее норматива потребления коммунальной услуги, поэтому при определении размера такой платы следует руководствоваться порядком ее исчисления при применении норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
После внесения постановлением N 1498 в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, действующих с 01.01.2017, также были внесены изменения в Правила N 491 и Правила N 354, приводящие ранее действующую редакцию в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В соответствии с этими изменениями в пункт 40 Правил N 354 порядок расчета подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
В случае же управления многоквартирным домом управляющей компанией с 01.01.2017 подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленный с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 - в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета.
В переходный период до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктом 40, 44 - 46 Правил N 354, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
На территории Архангельской области нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Архангельской области только 30.05.2017 N 39-пн, и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по состоянию на 01.11.2016 определены в Приложении 3 к постановлению Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области". Согласно приложению 3 к указанному постановлению в рассматриваемый период (январь, февраль, март 2017 года) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН установлен в размере 0.73 кВт*ч на кв. м.
Данный норматив в спорный период являлся действующим и в соответствии с постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 21.12.2016 N 142-пн подлежал применению, в том числе, при определении количества электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирного дома, отпущенной в спорном периоде.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "УК "Левобережье" о признании недействительным предписания от 09.06.2017 N ОК-03/07-06/56 об устранении нарушений лицензионных требований.
Доводы общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, исходя из того, что на территории Архангельской области положения данной нормы закона могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Архангельской области только 30.05.2017 N 39-пн.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание контролирующего органа соответствует положениям действующего законодательства, и не нарушает права управляющей компании в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на нее незаконно какие-либо обязанности, в связи с этим основания для признания его недействительным отсутствуют. Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2017 года по делу N А05-11891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11891/2017
Истец: ООО "Управляющая компания "Левобережье"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ