г. Москва |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А40-201210/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А.Свиридова, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Хартия"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-201210/17,
принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению Департамента Росприроднадзора по ЦФО
к ООО "Хартия" (ОГРН 1127746462250, ИНН 7703770101)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Малыхин А.В. по дов. от 12.05.2017;
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 указанное заявление удовлетворено: ООО "Хартия" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Хартия" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены судебного акта апеллянт ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также указывает на неправильно применение судом норм материального права.
Представитель ООО "Хартия" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 не имеется.
Как следует из материалов дела, с 28.08.2017 по 17 часов 30 минут 22.09.2017 на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10.08.2017 N 1649-пр в отношении ООО "Хартия" проведена плановая выездная проверка, с целью выполнения планов контрольно - надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации, расположенных в Центральном федеральному округе, на 2017 год, утвержденным приказом Росприроднадзора от 08.08.2017 N 92-П (ранее приказ от 31.10.2016 N 116).
В ходе проверки установлено, что ООО "Хартия" осуществляется деятельность сбор (прием) отходов, а также обработка (сортировка) принятых отходов и, в последствии транспортирование отходов, с целью дальнейшего размещения, обезвреживания, и (или) утилизации соответствующих видов отходов - совершило административное правонарушение, выразившиеся в осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с грубым нарушениям лицензионных требований, а именно, допустило к работе с отходами I-IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы опасности.
По результатам проверки в отношении ООО "Хартия" составлен протокол об административном правонарушении N 15-33/1758-137 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, который вместе с заявлением и доказательствами по делу направлен в арбитражный суд г.Москвы для рассмотрения по подведомственности на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд города Москвы, удовлетворяя требование административного органа, исходил из доказанности события и состава административного правонарушения, соблюдения процедуры составления протокола об административном правонарушении и срока привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает выводы суда соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 6 приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 10.08.2017 N 1649-пр, плановая выездная проверка осуществлялась с целью проверки соблюдения норм и требований природоохранного и лицензионного законодательства Российской Федерации при осуществлении ООО "Хартия" деятельности по следующим адресам: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 51 и г. Москва, ул.Бирюсинка, д. 5.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N Ю62.
ООО "Хартия" осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I - IV класса опасности, в части их сбора от сторонних организаций, предприятий и любых других субъектов (включая жилой сектор), у которых образуются такие отходы, в целях их дальнейшего транспортирования и передачи организациям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление деятельности по размещению, обезвреживанию, обработке и (или) утилизации таких отходов, а также осуществляет самостоятельно деятельность по обработке (сортировке) отходов IV класса опасности.
Деятельность ООО "Хартия" по сбору отходов I класса опасности, транспортированию отходов I класса опасности, сбору отходов II класса опасности, транспортированию отходов II класса опасности, сбору отходов III класса опасности, транспортированию отходов III класса опасности, сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности, осуществляется на основании лицензии от 19.01.2017 N 077 9, по следующим адресам: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.51 и г.Москва, ул. Бирюсинка, д. 5.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено следующее.
ООО "Хартия" осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I - IV класса опасности, включающую в себя работы по сбору отходов от сторонних организаций, предприятий и любых других субъектов (включая жилой сектор на основании государственного от 29.12.2014 N 4-МЭП/14 "На оказание услуг по внедрению комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Восточного административного округа города Москвы"), у которых образуются такие отходы, в целях их дальнейшего транспортирования на мусоросортивочную станцию, расположенную по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 51, где осуществляется деятельность по обработке (сортировке) принятых отходов и, в последствии передачи отходов организациям, с целью дальнейшего размещения, обезвреживания, и (или) утилизации соответствующих видов отходов.
Выполнение работ по сбору отходов I - IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, составляющих лицензируемый вид деятельности ООО "Хартия" осуществляет с отходами соответствующего класса опасности из числа установленных лицензий от 19.01.2017 N 077 9 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Перечень отходов IV класса опасности, принимаемых ООО "Хартия" для в целях их дальнейшей сортировки (т.е. выполнение работ по обработке отходов IV класса опасности): отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - код ФККО 73111001724; мусор и смет уличный - код ФККО 73120001724; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код ФККО 73310001724; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ - код ФККО 89000001724 и др.
Проверкой установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 3 Положения N 1062, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ООО "Хартия" отсутствуют документы, подтверждающие наличие подготовки водителей транспортного средства, перевозящего отходы I - IV класса опасности, а также лиц, допущенных и осуществляющих обработку отходов IV класса опасности (сортировку отходов).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Таким образом, профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, ранее выданными свидетельствами (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.
Однако работники ООО "Хартия" осуществляющие работы по сбору отходов I - IV класса опасности, а также деятельности по обработке отходов IV класса опасности не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (а именно: сортировщики отходов, рабочие, грузчики, прессовщики, водители).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, ООО "Хартия" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, грубо нарушает лицензионные требования, установленные подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Наличие в действиях ООО "Хартия" события вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, приняв во внимание, что доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения лицензионных требований, в материалах дела нее имеется.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения судом первой инстанции правомерно не установлено, поскольку в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность правонарушения имеет место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в исключительных случаях. Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, обществом не представлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции признал возможным назначить обществу наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 14.4 КоАП РФ - в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-201210/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.