г. Самара |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А55-12400/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Электросеть" - Леонтьева И.И., доверенность от17.03.2011 N 45д,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - Самарцев И.Ф., доверенность от 29.12.2011 N 02-11/12684,
от третьего лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 февраля 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Электросеть"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 ноября 2011 года
по делу N А55-12400/2011 (судья Медведев А.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Электросеть" (ОГРН 1026302004288, ИНН 6320003682), г. Тольятти Самарской области
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара
третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара
о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 1 949 977,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общества "Электросеть" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д.129, т.3) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 1 949 977,02 руб. за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2007 г. и 1 квартал 2008 года.
Решением суда 1 инстанции от 10 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованность вывода суда 1 инстанции о пропуске обществом при обращении в суд с указанным требованием трехлетнего срока исковой давности, применительно к положениям п.3 ст.79 НК РФ.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в отзыве просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда 1 инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 13.01.2011 года по телекоммуникационным каналам связи ОАО "Электросеть" в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (по месту учета) были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за январь - ноябрь 2007 года, а 13.05.2011 г. - уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года.
Письмами от 24.01.2011 N 11-25/00551 и от 18.05.2011 N 11-25/05040 Инспекция представленные уточненные налоговые декларации оставила без рассмотрения со ссылкой на то обстоятельство, что данные налоговые декларации вопреки положениям ст.78 НК РФ были представлены по истечении трех лет после окончания налоговых периодов по НДС (1 месяц и квартал соответственно - ст.163 НК РФ) - л.д. 115-116 т.2.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании Инспекции рассмотреть указанные уточненные налоговые декларации по НДС и возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 2 578 549 руб.
В ходе рассмотрения спора Общество уточнило заявленные требования в порядке, установленном ст.49 НК РФ, и просило суд обязать Инспекцию возвратить из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 1 949 977,02 руб. за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2007 г. и 1 квартал 2008 года.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд 1 инстанции исходил из пропуска Обществом трехлетнего срока для обращения в суд с указанным требованием, поскольку о наличии переплаты по налогу на добавленную стоимость Общество должно было знать в момент включения завышенных сумм выручки и НДС в первичные налоговые декларации за периоды январь-ноябрь 2007 г. и 1 квартал 2008 г. и уплаты НДС, исчисленного исходя из завышенных сумм выручки.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Самарской области в период с 2009 г. по 2011 г. были вынесены решения о взыскании с ОАО "Электросеть" в пользу организаций - абонентов сумм неосновательного обогащения в связи с тем, что при начислении платы за электроэнергию, потребленную абонентами в местах общего пользования жилых домов, Общество необоснованно применяло тариф без учета понижающего коэффициента 0,7.
После исполнения решений арбитражного суда ОАО "Электросеть" был установлен факт излишней уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 2 578 549 руб. за 2007 год и 1 квартал 2008 год.
Расчет суммы переплаты НДС был составлен заявителем с учетом первоначальных и уточненных налоговых деклараций, а также платежных поручений с указанием сумм оплаты (л.д. 14-146 т. 1, л.д. 1-113 т. 2).
Налоговая декларация по НДС за январь 2007 год подана в электронном виде 20.02.2007 г., сумма НДС - 3 611 877 руб. Платежное поручение от 20.02.2007 N 576 на 2 860 000 руб. Платежное поручение от 20.02.2007 N 577 на 200 000 руб. Платежное поручение от 20.02.2007 N 578 на 540 000 руб. платежное поручение от 21.02.2007 N 580 на 11 877 руб.
Уточненная налоговая декларация N 1 по НДС за январь 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007, сумма НДС - 3 821 287 руб. Сумма НДС к доплате 209 410 руб. Уточненная декларация N 2 по НДС за январь 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011, сумма НДС - 3 709 897 руб. Сумма НДС к возврату 111 390 рублей.
Налоговая декларация по НДС за февраль 2007 года подана в электронном виде 20.03.2007, сумма НДС - 4 586 840 рублей. Платежное поручение от 20.03.2007 N 894 на 2 594 000 руб. Платежное поручение от 20.03.2007 N 895 на 241 900 руб. Платежное поручение от 20.03.2007 N 896 на 423 000 руб. Платежное поручение от 20.03.2007 N 897 на 344 263 руб. Платежное поручение от 21.03.2007 N 902 на 1 000 000 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за февраль 2007 года подана в электронном виде 20.04.2007, сумма НДС - 4 589 556 руб. Сумма НДС к доплате 2 716 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за февраль 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007, сумма НДС - 4 752 711 рублей. Сумма НДС к доплате 163 155 рублей. Уточненная декларация N 3 по НДС за февраль 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011, сумма НДС - 4 661 335 рублей. Сумма НДС к возврату 91 376 рублей.
Налоговая декларация по НДС за март 2007 года подана в электронном виде 19.04.2007, сумма НДС - 2 388 193 рублей. Платежное поручение от 20.04.2007 N 1318 на 2 388 193 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за март 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007, сумма НДС - 2 504 503 рубля. Сумма НДС к доплате 116 310 рублей.
Уточненная декларация N 2 по НДС за март 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 2 314 416 рублей. Сумма НДС к возврату 190 087 рублей.
Налоговая декларация по НДС за апрель 2007 года подана в электронном виде 18.05.2007, сумма НДС - 4 803 848 рублей. Платежное поручение от 21.05.2007 N 1819 на 4 803 848 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за апрель 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007, сумма НДС - 5 674 981 рублей. Сумма НДС к доплате 871 133 рублей.
Уточненная декларация N 2 по НДС за апрель 2007 г. подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 5 486 103 рубля. Сумма НДС к возврату 188 878 рублей.
Налоговая декларация по НДС за май 2007 года подана в электронном виде 20.06.2007 г., сумма НДС - 3 626 745 рублей. Платежное поручение N 2196 от 18.06.2007 на 2 000 000 руб. Платежное поручение N 2199 от 19.06.2007 г. на 1 500 000 руб. Платежное поручение N 2242 от 20.06.2007 г. на 200 000 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за май 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 1 677 383 рубля. Сумма НДС к возврату 1 949 362 рубля.
Уточненная декларация N 2 по НДС за май 2007 года подана в электронном виде 28.05.2008 г., сумма НДС - 1 677 383 рубля. Уточненная декларация N 3 по НДС за май 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 1 473 858 рублей. Сумма НДС к возврату 203 525 рублей.
Налоговая декларация по НДС за июнь 2007 года подана 20.07.2007 г., сумма НДС - 2 771 070 рублей. Платежное поручение N 2795 от 20.07.2007 г. на 2 771 070 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за июнь 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 2 693 047 руб. Сумма НДС к возврату 78 023 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за июнь 2007 года подана в электронном виде 28.05.2008 г., сумма НДС - 2 693 047 руб. Уточненная декларация N 3 по НДС за июнь 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 2 540 873 руб. Сумма НДС к возврату 152 174 руб.
Налоговая декларация по НДС за июль 2007 года подана 20.08.2007 г., сумма НДС - 4 204 261 руб. Платежный ордер N 3283 от 15.08.2007 г. на 450 791 руб. Платежный ордер N 3283 от 16.08.2007 г. на 212 488,36 руб. Платежный ордер N 3283 от 17.08.2007 г. на 16 103,98 руб. Платежный ордер N 3283 от 20.08.2007 г. на 58 638,52 руб. Платежный ордер N 3283 от 20.08.2007 г. на 143 000 руб. Платежный ордер N 3283 от 21.08.2007 г. на 344 630,59 руб. Платежный ордер N 3283 от 22.08.2007 г. на 150 000 руб. Платежный ордер N3283 от 23.08.2007 г. на 336 123,02 руб. Платежный ордер N 3283 от 24.08.2007 г. на 224 895,62 руб. Платежный ордер N 3283 от 27.08.2007 г. на 107 000 руб. Платежный ордер N 3283 от 28.08.2007 г. на 100 000 руб. Платежный ордер N 3283 от 28.08.2007 г. на 120 000 руб. Платежный ордер N 3283 от 29.08.2007 г. на 110 000 руб. Платежный ордер N 3283 от 30.08.2007 г. на 463 033 руб. Платежный ордер N 3283 от 31.08.2007 г. на 153 585,65 руб. Платежный ордер N 3283 от 03.09.2007 г. на 83 885,61 руб. Платежный ордер N 3283 от 07.09.2007 г. на 719,80 руб. Платежный ордер N 3283 от 10.09.2007 г. на 29 440 руб. Платежный ордер N 3283 от 11.09.2007 г. на 9 136,74 руб. Платежный ордер N 3283 от 13.09.2007 г. на 18 146,76 руб. Платежный ордер N 3283 от 17.09.2007 г. на 22 740 руб. Платежный ордер N 32 83 от 18.09.2007 г. на 168 033,42 руб. Платежный ордер N 3283 от 19.09.2007 г. на 161 719,73 руб. Платежный ордер N 3283 от 24.09.2007 г. на 14 162,14 руб. Платежный ордер N 3283 от 26.09.2007 г. на 498 725,98 руб. Платежное поручение N3334 от 20.08.2007 г. на 140 000 руб. Платежное поручение N 3339 от 20.08.2007 г. на 194 000 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за июль 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 4 201 003 руб. Сумма НДС к возврату 3 258 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за июль 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 4 013 317 руб. Сумма НДС к возврату 187 686 руб.
Налоговая декларация по НДС за август 2007 года подана 19.09.2007 г., сумма НДС - 777 859 руб. Платежное поручение N 3339 от 20.08.2007 г. на 194 000 руб. Платежное поручение N 3313 от 20.08.2007 г. на 117 000 руб. Платежное поручение N 3348 от 21.08.2007 г. на 2 863 375 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за август 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 778 792 руб. Сумма НДС к доплате 933 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за август 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 182 446 руб. Сумма НДС к возврату 596 346 руб.
Налоговая декларация по НДС за сентябрь 2007 года подана 19.10.2007 г., сумма НДС - 6 115 659 руб. Платежное поручение N 3348 от 21.08.2007 г. на 2 863 375 руб. Платежное поручение N 4406 от 22.10.2007 г. на 2 046 034 руб. Платежное поручение N4911 от 21.11,2007 г. на 527 000 руб. Платежное поручение N 4912 от 21.11.2007 г. на 168 500 руб. Платежное поручение N 4913 от 21.11.2007 г. на 629 400 руб. Платежное поручение N 4914 от 21.11.2007 г. на 188 000 руб. Платежное поручение N 4915 от 21.11.2007 г. на 2 518 044,87 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за сентябрь 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 6 097 778 руб. Сумма НДС к выплате 17 881 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за сентябрь 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 5 911 407 руб. Сумма НДС к возврату 186 371 руб.
Налоговая декларация по НДС за октябрь 2007 года подана 20.11.2007 г., сумма НДС - 5 070 833 руб. Платежное поручение N 4915 от 21.11.2007 г. на 2 518 044,87 руб. Платежное поручение N 4926 от 22.11.2007 г. на 527 000 руб. Платежное поручение N5487 от 21.12.2007 г. на 4 768 054 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за октябрь 2007 года подана в электронном виде 27.12.2007 г., сумма НДС - 5 101 241 руб. Сумма НДС к доплате 30 408 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за октябрь 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г., сумма НДС - 4 901 608 руб. Сумма НДС к возврату 199 633 руб.
Налоговая декларация по НДС за ноябрь 2007 года подана 19.12.2007 г., сумма НДС - 4 689 254 руб. Платежное поручение N 4915 от 21.11.2007 г. на 2 518 044,87 руб. Платежное поручение N 4926 от 22.11.2007 г. на 527 000 руб. Платежное поручение N5487 от 21.12.2007 г. на 4 768 054 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за ноябрь 2007 года подана в электронном виде 28.05.2008 г., сумма НДС - 4 705 979 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за ноябрь 2007 года подана в электронном виде 13.01.2011 г. сумма НДС - 4 491 643 руб. Сумма НДС к возврату 214 336 руб.
Налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года подана в электронном виде 18.04.2008 г., сумма НДС - 18 411 001 руб. Платежное поручение N 1036 от 04.03.2008 г. на сумму 1 000 000 руб. Платежное поручение N 1038 от 05.03.2008 г. на сумму 1 000 000 руб. Платежное поручение N 1115 от 14.03.2008 г. на сумму 1 000 000 руб. Платежное поручение N 1403 от 26.03.2008 г. на сумму 919 000 руб. Платежное поручение N 1434 от 27.03.2008 г. на сумму 81 000 руб. Платежное поручение N 1432 от 27.03.2008 г. на сумму 1 000 000 руб. Платежное поручение N 1672 от 15.04.2008 г на сумму 1 000 000 руб. Платежное поручение N 1773 от 21.04.2008 г. на сумму 1 567 000 руб. Платежное поручение N 1772 от 21.04.2008 г. на сумму 656 000 руб. Платежное поручение N 1774 от 21.04.2008 г. на сумму 362 000 руб. Платежное поручение N 1775 от 21.04.2008 г. на сумму 384 000 руб. Платежное поручение N 1777 от 21.01.2008 г. на сумму 627 000 руб. Платежное поручение N 1776 от 21.04.2008 г. на сумму 1 412 000 руб. Платежное поручение N 1790 от 22.04.2008 г. на сумму 4 984 000 руб. Платежное поручение N 1791 от 22.04.2008 г. на сумму 419 000 руб. Платежное поручение N 1804 от 23.04.2008 г. на сумму 2 000 000 руб.
Уточненная декларация N 1 по НДС за 1 квартал 2008 года подана в электронном виде 06.08.2008 г., сумма НДС 19 152 146 руб. Платежное поручение N 3529 от 21.08.2008 г. на сумму 741 145 руб. Сумма к доплате 741 145 руб.
Уточненная декларация N 2 по НДС за первый квартал 2008 года подана в электронном виде 19.11.2008 г., сумма НДС 18 966 038 руб. Сумма к возврату 186 108 руб.
Уточненная декларация N 3 по НДС за первый квартал 2008 года подана в электронном виде 23.06.2009 г., на сумму НДС 18 842 622 руб. Сумма к возврату 123 416 руб.
Уточненная декларация N 4 по НДС за первый квартал 2008 года подана в электронном виде 12.01.2011 г., на сумму НДС 18 243 371 руб. Сумма к возврату 599 251 руб.
Уточненная декларация N 5 по НДС первый квартал 2008 года подана в электронном виде 12.04.2011 г., на сумму 17 986 624 руб. Сумма к возврату 256 747 руб.
С учётом уточнённого расчёта и уменьшения Обществом размера исковых требований, принятого судом 1 инстанции, сумма переплаты по НДС за периоды январь-ноябрь 2007 года - 1 квартал 2008 года составляет 1 949 977 руб. (л.д.129-142 т.3).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (п.7 ст.78 Кодекса).
В соответствии с положениями ст.146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
Порядок исчисления НДС установлен ст.166 НК РФ и предусматривает исчисление суммы налога как соответствующей налоговой ставке процентной доли налоговой базы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), включены в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Приказом от 10.11.2006 N 42 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и отдельных потребителей Самарской области на 2007 год" Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области на 2007 год установило тариф на электрическую энергию для населения Самарской области в размере 148 коп. за кВт.ч.
Приказом от 30.10.2007 N 50 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и отдельных потребителей Самарской области на 2008 год" Управление на 2008 г. установило тариф на электрическую энергию в размере 169 коп. за кВт.ч.
В соответствие с п. 2 Постановления Правительства от 07.12.1998 N 1444 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из содержания п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 не следует, что при применении тарифа на электроэнергию надлежит производить разделение на объемы, потребленные в квартирах и местах общего пользования.
С учётом указанных правовых норм вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области по делам N А55-11641/2010 от 20.09.2010, NА55-6154/2010 от 12.08.2010, N А55-6838/2010 от 04.08.2010, N А55-18182/2010 от 02.12.2010, N А55-19118/2008 от 17.04.2009, N А55-19118/2008 от 18.05.2009, N А55-22842/2010 от 03.03.2011, N А55-20704/2010 от 10.11.2010, N А55-12564/2010 от 24.09.2010, N А55-10269/2010 от 18.10.2010, NА55-17364/2010 от 17.11.2010, N А55-33238/2009 от 31.03.2010, N А55-12492/2009 от 21.12.2009, N А55-35102/2009 от 15.04.2010, N А55-17174/2010 от 06.12.2010, N А55-11403/2010 от 17.09.2010, N А55-7278/2010 от 30.11.2010, N А55-20295/2010 от 31.01.2011 было установлено, что ОАО "Электросеть" при начислении управляющим компаниям платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, необоснованно применяло тариф в размере 148 копеек за 1 кВтч (за период с 01.07.07 г. по 31.12.07 г.) вместо тарифа, установленного Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области в размере 104 копеек за 1 кВтч с учетом понижающего коэффициента 0,7, а за период с 01.01.08 г. по 30.04.08 г. необоснованно применяло тариф в размере 169 коп. за 1 кВтч вместо тарифа в размере 118 коп. за 1 кВтч с учетом понижающего коэффициента 0,7 (л.д.139-147 т.2, л.д. 1-34 т.3).
В результате этого Обществом была завышена выручка от взимания с абонентов платы за потребленную электроэнергию, данная разница в размере завышенной выручки была взыскана с общества судом в виде неосновательного обогащения.
С учетом этого, по указанной причине Обществом применительно к положениям п.1 ст.154 была завышена налоговая база при реализации абонентам электроэнергии и, соответственно, применительно к положениям ст.166 НК РФ была завышена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений п. 1 ст.168 Налогового кодекса Российской Федерации, являющихся обязательными для сторон договора в силу п. 1 с. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, и отражает характер названного налога как косвенного.
После введения в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики за редким исключением (а с 01.01.2006 без исключения) обязаны вести учет выручки для целей обложения налогом на добавленную стоимость со дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть с момента отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя.
Поэтому продавец обязан уплатить данный налог из собственных средств, не дожидаясь получения оплаты от покупателя.
С учетом изложенного суд 1 инстанции сделал правильный вывод о том, что при указанных обстоятельствах у налогоплательщика как продавца потребленной абонентами электроэнергии имелись основания для корректировки в уточненных налоговых декларациях налоговой базы при реализации абонентам электроэнергии и, соответственно, сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд указал на то, что у ОАО "Электросеть" имелась не только обязанность, но и возможность своевременно, то есть в период оказания услуг, применять надлежащий тариф, установленный Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области. Положения п. 2 Постановления Правительства от 07.12.1998 N 1444, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке были известны истцу при оказании услуг в период январь-ноябрь 2007 года - 1 квартал 2008 года. Следовательно, не применяя тариф с понижающим коэффициентом, выставляя в счетах-фактурах завышенную стоимость услуг и сумму НДС, истец должен был знать о том, что его действия ведут к переплате НДС в бюджет.
В связи с этим, по мнению суда 1 инстанции, Общество должно было знать о переплате НДС в момент включения завышенных сумм выручки и НДС в первичные налоговые декларации налоговых периодов январь-ноябрь 2007 года - 1 квартал 2008 года и уплаты НДС, начисленного, исходя из завышенных сумм выручки.
Данные вывод суда 1 инстанции является ошибочным.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Из материалов дела следует, что в расчетах с управляющими жилищными организациями за электроэнергию, потребленную в период с января по ноябрь 2007 года и в первом квартале 2008 года в местах общего пользования жилых домов (электропитание лифтов,, освещение подъездов, придомовой территории и т.д.), Общество применяло тарифы, специально установленные приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 10.11.2006 N 42 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и отдельных потребителей Самарской области на 2007 год и от 30.10.2007 N 50 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и отдельных потребителей Самарской области на 2008 год" (приложения N 2) в отношении жилищных организаций на эти цели, а именно: в размере 148 коп./кВТ.ч (а не в размере 104/кВТ.ч. коп. как для населения, проживающего в домах, оборудованных электроплитами в 2007 году и в размере 169 коп./кВТ.ч. (а не 118 коп./кВТ.ч. как для населения, проживающего в домах, оборудованных электроплитами) в 2008 году (л.д. 107-112 т.3).
При этом в письмах Управления от 01.12.2008 N 06/1552 и от 07.04.2009 N06/557 было разъяснено, что тарифы на электрическую энергию для жилищных организаций, потребляющих электрическую энергию на технические цели и освещение лестничных площадок в жилых домах, оборудованных стационарными электроплитами, не предусматривают дифференциацию в виде применения понижающего коэффициента 0,7 (л.д. 89-92 т.3).
Таким образом, при определении стоимости поставленной абонентам электроэнергии в период с января по ноябрь 2007 года и за 1 квартал 2008 года и, соответственно этому, при определении налоговой базы и сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет по итогам указанных налоговых периодов, Общество добросовестно заблуждалось в отношении правильности применения соответствующих тарифов на электрическую энергию для указанных потребителей.
С учетом данного обстоятельства Общество в периоды выставления потребителям соответствующих счетов-фактур и представления в налоговый орган первичных налоговых деклараций по НДС за январь-ноябрь 2007 года и 1 квартал 2008 года не знало и не могло знать о завышении стоимости поставленной электроэнергии, соответственно этому, не могло знать о завышении налоговой базы и сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет.
Из материалов дела усматривается, что о факте неправомерного применения указанных тарифов при расчетах с абонентами за потребленную электроэнергию и, соответственно, завышении налоговой базы и переплате налога на добавленную стоимость по указанным операциям Общество узнало не ранее вступления в законную силу указанных решений Арбитражного суда Самарской области, первое из которых от 17.04.2009 года по делу А55-19118/2008 вступило в законную силу 24.06.2009 года.
В связи с этим Общество при направлении в налоговый орган указанных уточненных налоговых деклараций по НДС и при обращении в арбитражный суд с указанным исковым заявлением о возврате излишне уплаченного налога не пропустило трехлетний срок давности применительно к положениям п.7 ст.78, п.3 ст.79 НК РФ.
С учетом этого у суда 1 инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Общества.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда 1 инстанции следует отменить, заявление ОАО "Электросеть" удовлетворить и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возвратить из бюджета открытому акционерному обществу "Электросеть" (ОГРН 1026302004288, ИНН 6320003682), г. Тольятти Самарской области излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 1 949 977,02 руб. за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2007 г. и 1 квартал 2008 года.
В соответствии с положениями о ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы Общества по уплате государственной пошлины с искового заявления в сумме 32 500 руб. и с апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. следует отнести на налоговый орган и взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара в пользу открытого акционерного общества "Электросеть" (ОГРН 1026302004288, ИНН 6320003682), г. Тольятти Самарской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 34 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 ноября 2011 года по делу N А55-12400/2011 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Электросеть" удовлетворить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара возвратить из бюджета открытому акционерному обществу "Электросеть" (ОГРН 1026302004288, ИНН 6320003682), г.Тольятти Самарской области излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 1 949 977,02 руб., за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2007 г. и 1 квартал 2008 года.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара в пользу открытого акционерного общества "Электросеть" (ОГРН 1026302004288, ИНН 6320003682), г.Тольятти Самарской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 34 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12400/2011
Истец: ОАО "Электросеть"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, УГРКЭ Самарской области