г. Томск |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А03-10252/2017 |
28.03.2018 объявлена резолютивная часть постановления.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2018.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Захарчук Е. И.
судей: Киреева О. Ю.
Павлова Ю. И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.В. Стуловой
при участии:
от истца: Достовалов А.В. - доверенность от 26.03.2018 (сроком до 31.12.2018), паспорт;
от ответчика: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Жилищно - коммунальное хозяйство" (07АП-679/2018) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.12.2017 по делу N А03-10252/2017 (судья А.В. Городов), по иску открытого акционерного общества "Водоканал", ОГРН 1022200534652 ИНН 2203004501, (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Бийская, 40) к обществу с ограниченной ответственность "Жилищно - коммунальное хозяйство", ОГРН 1132204007330 ИНН 2203001500, (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Луговая, 20, корпус 2), о взыскании задолженности за коммунальный ресурс (холодная вода) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 953 236 руб. 41 коп. за период с 01.01.2017 г. по 31.10.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Водоканал", ОГРН 1022200534652 ИНН 2203004501, (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Бийская, 40), (далее - истец, ОАО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края (далее - суд) с исковым заявление, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к обществу с ограниченной ответственность "Жилищно - коммунальное хозяйство", ОГРН 1132204007330 ИНН 2203001500, (659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Луговая, 20, корпус 2), (далее - ответчик, ООО "ЖКХ") о взыскании задолженности за коммунальный ресурс (холодная вода) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 953 236 руб. 41 коп. за период с 01.01.2017 по 31.10.2017.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.12.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования истца удовлетворить частично, взыскав задолженность в размере 388052,09 руб., ссылаясь на то, что поскольку норматив потребления холодной воды (далее по тексту коммунальный ресурс, ресурс) установлен Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 118 от 19.11.2014, то при определении объема (количества) холодной воды, в целях предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, отсутствуют основания руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество холодной воды, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по холодному водоснабжению.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и настаивал на отказе в удовлетворении жалобы ответчика.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на то, что фактически расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, сформированной по правилам, установленным ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ, а также п. 29 Правил N 491.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что АО "Водоканал" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) предоставляет собственникам и пользователям помещений в МКД г.Белокуриха услуги по водоснабжению и приему сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам бесперебойно и надлежащего качества.
АО "Теплоцентраль Белокуриха" на основании Устава предоставляет услуги по выработке тепловой энергии и снабжению абонентов г. Белокуриха теплом и горячей водой. ООО "ЖКХ" на основании конкурса проведенного Администрацией города Белокуриха, осуществляет управление многоквартирными домами (далее -МКД) города Белокуриха, а именно: ул.Ак.Мясникова, 26; ул.Ак.Мясникова, 23; ул.Ак.Мясникова, 24; ул.Бр.Ждановых, 11; ул.Ждановых, 17; ул.Ждановых, 17/1 ул.Ждановых, 19, пер.Ключевой, Зи др., что подтверждается письмом администрации входящий N 251 от 23.03.2017. Перечисленные МКД оснащены общедомовыми узла учета тепловой энергии и теплоносителя (акты допуска узлов учета: ул.Ак.Мясникова, 26 допущен с сентября 2015; ул.Ак.Мясникова, 23 допущен с 17.10.2016; ул.Ак.Мясникова, 24 допущен с 17.10.2016; ул.Бр.Ждановых, 11 допущен с сентября 2015; ул.Ждановых, 17; допущен с сентября 2015; ул.Ждановых, 17/1 допущен с 25.11.2016; ул.Ждановых, 19 допущен с августа 2015, пер.Ключевой, 3 допущен с сентября 2015 г.).
ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является управляющей организацией следующих многоквартирных домов (далее МКД) в г.Белокуриха: пер.Речной д.5,3,4, пер.Солнечный д.18, ул. 40 лет Победы д.1, ул. 8 Марта д. 10,11,3,4, ул.Ак.Мясникова д. 1,11,16,18,20,22,22/1,23,23/1,24,3, ул.Бийская д.11, ул.Бр.Ждановых д.101,103,11,13, 13/1,15,17,171/1,19,21/1,23, пер.Ключевой д.З, ул.Партизанская д.16, пер.Родниковый д.8, ул.Соболева д.24,7,9, ул.Советская 10/1,14,16,2,31,33,4,4/1,6,6/1, пер.Спортивный д.З, ул.Строителей д. 17, пер.Школьный д.З,6,8, ул.Шукшина д. 12,4,5,6, на основании протокола открытого конкурса органа местного самоуправления (согласно интернет сайта: www.reformagkh.ru).
Перечисленные МКД оснащены общедомовыми узла учета холодного водоснабжения исторонами не оспариваются.
Ввиду отсутствия заключенного договора на поставку коммунальных ресурсов с управляющей организацией, между истцом и собственниками помещений в МКД действуют публичный договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с собственниками помещений и осуществляет начисление индивидуального потребления по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
Полагая, что оплату сверхнормативного объема коммунального потребленного ресурса обязано оплачивать ответчик, истец выставил ответчику счет-фактуры ((л. д. 18-50 т.1,99-112 т.3).
Отсутствие оплаты по счет-фактурам в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Из материалов дела следует, что ответчик являлся управляющей организацией и соответственно исполнителем коммунальных услуг.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ.
Из положения ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п.п. 2, 8, 9, п/п. "а", "б" п. 31, п/п. "а" п. 32 Правил N 354 управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения (ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 63 Правил N 354).
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Содержание ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, обязанность по оплате ресурса, предоставленной на общедомовые нужды сверх норматива потребления, лежит на управляющей компании и отвечающей за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных систем.
Отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности по оплате потребленного ресурса, предоставленной на общедомовые нужды сверх норматива потребления.
В правоотношениях сторон для истца, исходя из ст.426 ГК РФ, заключение договора является обязательным, а фактическое пользование ответчиком услугами обязанной стороны следует считать с учетом пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом заказчиком оферты, предложенной исполнителем, оказывающим услуги по поставке ресурса.
Таким образом, спорные отношения по снабжению ресурса рассматриваются как договорные, а права и обязанности сторон в отсутствие согласованных пунктов договора определяются в соответствии с нормами действующего законодательства.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 548 ГК РФ).
Факт поставки коммунального ресурса, его объем и стоимость предъявленных к оплате, ответчиком не опровергнуты.
Судом первой инстанции установлено, что собственники многоквартирных домов, указанных в иске, в спорный период не принимали решения о распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, предъявляется управляющей организация и оплачивает за счет собственных средств управляющей организации.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что для определения сверхнормативного объема горячей воды, предъявленного к оплате управляющей организации, из указанного объема исключен нормативный, который установлен путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления на ОДН, утвержденный Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 118 от 19.11.2014. расчет приведен в таблице (расчет ОДН по ГВС по контрагенту ЖКХ с 01.07.2016 по 31.12.2016).
Данный расчет произведен на основании п.21(1).Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 29.06.2016) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Данный расчет произведен на основании п.21(1) Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (ред. от 29.06.2016) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Ответчик считает, что расчет незаконно произведен на основании п.21(1) Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012.
Вместе с тем, с учетом того, что ответчик является управляющей организацией то есть исполнителем коммунальных услуг в МКД, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета, позволяющими определить объем поставленного коммунального ресурса.
И в связи с тем, что общим собранием собственников помещений в МКД не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышающем объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, истец правомерно произвел расчет стоимости задолженности в спорный период.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьей 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.12.2017 по делу N А03-10252/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев
Председательствующий |
Захарчук Е. И. |
Судьи |
Киреева О. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10252/2017
Истец: ОАО "Водоканал"
Ответчик: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство"