г. Самара |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А65-42044/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.03.2018 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Фараон" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2018 по делу N А65-42044/2017 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Фараон" (ОГРН 1031619009223, ИНН 1651037651), г.Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
в судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Миннебаева Л.И. (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Фараон", извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Фараон" (далее - Ломбард) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 30.11.2017 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 101000 руб. по делу N А08-1533/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2018 по делу N А65-42044/2017 оспариваемое постановление изменено в части наложения административного взыскания: размер административного штрафа снижен до 50000 руб.
В апелляционной жалобе Ломбард просил отменить указанное судебное решение и признать оспариваемое постановление незаконным. По мнению Ломбарда, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Татарстанское УФАС России в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Ломбарда, от которого поступило соответствующее ходатайство.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя Татарстанского УФАС России в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга средств наружной рекламы и рассмотрения представленных Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района сведений Татарстанское УФАС России установило, что информация, размещенная рекламодателем и рекламораспространителем - Ломбардом на рекламной конструкции (вывеске) по адресу: г. Нижнекамск, пр. Химиков, д. 1, содержит признаки нарушения пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а именно: размещенная вывеска содержит текст следующего содержания: "ЛОМБАРД ФАРАОН 24 ЧАСА...".
Решением Татарстанского УФАС России от 04.08.2017 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2017) по делу N 08-120/2017 Татарстанское УФАС России признало указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей названные нормы Закона о рекламе, а также признало противоречащим Закону о рекламе разрешение (согласование) Исполнительного комитета г. Нижнекамска от 10.06.2016 N 387-В-16 на установку указанной вывески.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Татарстанским УФАС России составлен протокол от 09.11.2017 N А08-1533/2017 об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.11.2017 о назначении Ломбарду административного наказания по делу А08-1533/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 101000 руб.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе указано, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе определено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе определено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (пункт 3); о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4).
Пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах) ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Таким образом, ломбарды имеют право оказывать указанные услуги ежедневно с 8 до 20 часов; оказание данных услуг 24 часа (т.е. круглосуточно) не допускается.
Следовательно, круглосуточная деятельность ломбардов по оказанию услуг, предусмотренных частью 3 статьи 2 Закона о ломбардах, а равно информирование об оказании этих услуг в течении 24 часов не соответствуют действующему законодательству.
Судом первой инстанции также верно указано, что информация "ЛОМБАРД ФАРАОН 24 ЧАСА..." не может рассматриваться в качестве сведений, распространение которых по форме и содержанию является для Ломбарда обязательным на основании закона или обычая делового оборот, так как вывеска, на которой размещена указанная информация, не содержит указания на режим работы Ломбарда, соответствующий действующему законодательству о ломбардах, и служит целям привлечения внимания потребителей к осуществляемой в этом месте круглосуточной деятельности Ломбарда, в том числе к его деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 2 Закона о ломбардах.
Указанная информация вводит потребителей в заблуждение относительно возможности осуществления Ломбардом круглосуточной деятельности по оказанию названных услуг, выделяет его среди других ломбардов, осуществляющих деятельность не 24 часа (т.е. не круглосуточно), и может причинить убытки тем ломбардам, которые оказывают и рекламируют названные услуги в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного Татарстанское УФАС России обоснованно посчитало, что информация "ЛОМБАРД ФАРАОН 24 ЧАСА..." является рекламой, так как направлена на привлечение внимания потребителей к оказанию Ломбардом в данном месте любых услуг круглосуточно.
Ссылка Ломбарда на часть 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах, согласно которой ломбарды, помимо деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 2 Закона о ломбардах, вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", на которую не распространяются временные ограничения, установленные частью 3 статьи 2 Закона о ломбардах, не может быть принята во внимание, поскольку в указанной информации не содержится оговорки о том, что "24 ЧАСА" относится только к деятельности, предусмотренной частью 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах, к деятельности по оказанию консультационных и информационных услуг, предусмотренной частью 4 статьи 2 Закона о ломбардах, или к иной деятельности, не подпадающей под ограничения, установленные частью 3 статьи 2 Закона о ломбардах.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано, что из положений частей 1, 2, 4 и 7 статьи 7 Закона о ломбардах следует, что выдача ломбардом займа возможна при условии, что заемщик обеспечивает возврат заемных средств залогом принадлежащей ему вещи, передаваемый ломбарду, а в силу части 3 статьи 2 Закона о ломбардах данная деятельность возможна в период с 8 до 20 часов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанная реклама не соответствует требованиям пункта 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе.
Таким образом, в действиях ООО "Ломбард Фараон" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ломбард не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у нее возможности для соблюдения правил, за нарушение которых частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности Ломбарда, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Татарстанским УФАС России соблюден, процессуальные права Ломбарда, предусмотренные, в частности, статьями 25.1 и 26.3 КоАП РФ, ущемлены не были, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
По состоянию на день вынесения оспариваемого постановления предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Вместе с тем, суд первой инстанции на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным снизить размер административного штрафа до 50000 руб.
Наложение административного штрафа в размере 50000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, допускающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные Ломбардом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 февраля 2018 года по делу N А65-42044/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.