г. Москва |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А41-81358/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гараевой Н.Я.
судей Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суворовой К.А.
при участии в заседании:
от ООО "ВалМар" - Ракунова М. Г., доверенность от 01.10.2017 г., Болотин В. И., генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ,
от АО "Раменская теплосеть" - Синицкий А. М., протокол N 5 от 24.07.2017 г., Емельянова Н. Б., доверенность от 29.01.2018 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Раменская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года по делу N А41-81358/17, принятое судьей Плотниковой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Раменская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "ВАЛМАР" о взыскании суммы основного долга по Договору теплоснабжения N 2839-1/11/16 от 15.12.2016 г. в размере 2 719 381,33 руб., неустойки за период с 01.04.201г. по 30.06.2017 г. в размере 141 449,73 руб.,расходов по оплате госпошлины в размере 37 304 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Раменская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя поддерживают доводы апелляционной жалобы, просят решение Арбитражного суда Московской области отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "ВалМар" возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему выводу.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу АО "Раменская теплосеть" в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявлено об отказе от исковых требований в части взыскания 51248,03 руб. долга. В остальной части исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Последствия отказа от части исковых требований судом апелляционной инстанции разъяснены.
Возражений против принятия указанного отказа от части требований не поступило.
Учитывая, что истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца об отказе от иска в указанной части.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части отказа от исковых требований, а производство по делу в указанной части - прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между АО "Раменская теплосеть"(теплоснабжающая организация) и ООО "ВАЛМАР" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 2839- 1/11/16.
Разделом 4 Договора стороны согласовали порядок расчетов.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением Ответчиком обязательств по оплате поставленной в период с 01.02.2017 г. по 30.04.2017 г. теплоэнергии по Договору теплоснабжения N 2839-1/11/16 от 15.12.2016 г.
Согласно расчету истца, задолженность Ответчика составляет 2 719 381,33 руб.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
Претензионный порядок соблюден, требования не удовлетворены.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что выставленные Истцом счета (счета-фактуры) за период с января 2017 года по апрель 2017 года включительно содержат сведения об объемах теплоносителя (Гкал на отопление) и объемах Гкал, потраченных на подогрев воды.
Между тем, объем теплоносителя (Гкал), потраченного на циркуляционный подогрев подлежит исключению из начисления платы, поскольку объем теплоносителя, потраченного на подогрев ГВС, не может быть более утвержденного норматива расхода Гкал для ГВС в виду следующего.
При подаче абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного 5 законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 ( далее по тексту - Правила N 354).
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и 6 определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
Пункт 1 Правил N 354 предусматривает, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями 7 коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В общих положениях Правил 354 определены понятия, используемые в настоящих Правилах, согласно которых; "норматив потребления коммунальной 8 услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами; Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 19 декабря 2014 года N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" в п. 2.3. установлено, что с 01 января 2015 года применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев в целях предоставления указанной коммунальной услуги, совместно с наличием или отсутствием прибора учета.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях -куб. метр холодной воды на 1 человека и Г кал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, в соответствии с требованиями Правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из использования норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и учитывает наличие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, учитывается в расчетах с потребителями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации N АКПИ12-604 от 08.06.2012, в рамках постановления N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг.
Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 154.
С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правилам N 124 с учетом положений Правил N 354, то есть размер платежа, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации должен ограничиваться нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Соответственно, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с вышеизложенным, истцом необоснованно применяется способ определения количества тепловой энергии для подогрева горячей воды по показаниям приборов учета, как самостоятельного коммунального ресурса, что в значительной мере повышает для ответчика стоимость горячей воды, предоставляемой жителям, и создает искусственную задолженность управляющей компании перед истцом.
Судом установлено, что представленный ответчиком перерасчет не противоречит вышеназванным требованиям Правил N 354, в связи с чем апелляционный суд соглашается с произведенным ответчиком перерасчетом, таким образом в пользу истца подлежит взысканию задолженность в размере 3899741,68 руб. за период май 2017 года.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, в частности определением Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-823, постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-11978/2017.
Как следует из материалов дела, размер фактической платы за период февраль-апрель 2017 года должен составлять 3 068 345 рублей 28 копеек., а именно: 3 783 767,01 руб. (сумма фактически представленная истцом к оплате) минус 715 421 руб. 73 коп (сумма затрат на подогрев, выставленная в январе-апрель 2017 г.)
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что общая сумма оплат, перечисленных ООО "ВалМар" в адрес Истца до подачи иска составила: 3 655 101 рубль 19 копеек, что превышает заявленную Истцом сумму.
Таким образом, задолженность Ответчика перед Истцом отсутствует, что является основанием для отказа в иске
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта.
На основании изложенного, принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, а также частичный отказ АО "Раменская теплосеть" от заявленных исковых требований, решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года по делу N А41-81358/17 подлежит отмене в части взыскания суммы основного долга в размере 51248,03 руб. и прекращению в данной части; в оставшейся части решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Учитывая изложенное, поскольку апелляционным судом принят отказ истца в части искового заявления и производство по делу в указанной части прекращено, уплаченная при подаче искового заявления государственной пошлины в сумме 256 руб. подлежит возврату АО "Раменская теплосеть" из Федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266, 268, 49, п.2 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ АО "Раменская теплосеть" от иска в части взыскания суммы основного долга в размере 51248,03 руб.
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года по делу N А41-81358/17 в части взыскания суммы основного долга в размере 51248,03 руб. отменить.
Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года по делу N А41-81358/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Раменская теплосеть" из Федерального бюджета госпошлину в размере 256 руб. уплаченную по платежному поручению N 4529 от 13.09.2017 г.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Я. Гараева |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.