г. Вологда |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А66-15788/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2017 года по делу N А66-15788/2017, рассмотренного в порядке упрощенного производства (судья Бачкина Е.А.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонного) (ОГРН 1166952063630, ИНН 6944009220; место нахождения: 172840, Тверская область, район Торопецкий, город Торопец, улица Калинина, дом 54/24; далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Западнодвинского района Бенецкого детского сада (ОГРН 1026901783160, ИНН 6922003383; место нахождения: 172632, Тверская область, район Западнодвинский, деревня Бенцы; далее - учреждение) финансовых санкций в сумме 1000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Мотивируя жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что дополняющие сведения по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года представлены учреждением на лиц, в отношении которых ранее страхователем сведения по форме СЗВ-М не представлялись, дополняющая форма представлена истцом за рамками отчетного периода. Считает, что впервые представленные в отношении конкретного застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными), поэтому ссылка товарищества и суда на пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), в данном случае является необоснованной. Таким образом, по мнению управления, финансовые санкции применены к учреждению правомерно.
Ответчик в отзыве доводы жалобы отклонил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, от них поступили ходатайства о рассмотрения дела без их участия. В связи с этим дело рассмотрено без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя учреждение по телекоммуникационным каналам связи в установленный срок представило в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за август 2016 года в отношении 7 застрахованных лица и за сентябрь 2016 года в отношении 8 застрахованных лиц.
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, учреждение 23.03.2017 направило в адрес фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2016 года в отношении 1 застрахованного лица и за сентябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
По мнению управления, поскольку отчет по форме СЗВ-М за август 2016 года должен быть представлен не позднее 10.09.2016, а за сентябрь 2016 года - не позднее 10.10.2016, то предъявление 23.03.2017 дополнительной формы СЗВ-М за каждый месяц на 1 человек свидетельствует о том, что исходные формы за август и сентябрь 2016 года сданы учреждением с неполными и недостоверными сведениями.
В связи с этим, по мнению фонда, заявителем допущено нарушение части четвертой статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в редакции, действующей до 01.01.2017 (с 01.01.2017 - части третьей названной статьи).
По выявленным фактам правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должностным лицом фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 24.03.2017 N 078S18170004366, 078S18170004366.
По результатам рассмотрения актов должностным лицом управления приняты решения от 24.04.2017 N 078S19170004046, 078S18170004047 о привлечении заявителя к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) в виде штрафов по 500 руб. в каждом за нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 названного Закона.
В адрес ответчика во исполнение принятых решений заявителем направлены требования от 16.05.2017 N 078S0117022107, 078S0117022106 об уплате в добровольном порядке штрафных санкций.
Поскольку финансовые санкции в общем размере 1000 руб. не уплачены, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании с учреждения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушения ответчком не допущено, оснований для применения штрафных санкций не имеется в связи с самостоятельным выявлением допущенной ошибки и ее исправлением.
При рассмотрении заявленного требования апелляционная инстанция исходит из следующего.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 1 апреля 2016 года введена для страхователей новая форма отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, учреждение обязано было представить перечисленные сведения за октябрь 2016 года не позднее 10.11.2016 в отношении всех без исключения застрахованных лиц.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в отчетный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за август и сентябрь 2016 года в отношении ряда застрахованных лиц изначально представлены учреждением в установленные законом сроки.
Вместе с тем 23.03.2017 страхователем предъявлены сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года, содержащие сведения еще на 1 дополнительного застрахованного лица, и за сентябрь 2016 года, содержащие сведения еще на 1 дополнительного застрахованного лица.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (далее - постановление N 83п).
Этим постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В рассматриваемом случае из решения управления следует, что заявитель привлечен к ответственности за предоставление неполных и недостоверных сведений за октябрь 2016 года.
Согласно части четвертой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный отчетный период, а с 01.01.2017 - части третьей) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Ответчик и суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 39 Инструкции N 766н, а также на пункты 34, 40, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), действовавшей 19.02.2017, полагают, что отсутствуют основания для привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку в отношении 11 застрахованных лиц ошибки устранены путем самостоятельного выявления ответчиком нарушений и направления в фонд дополняющей формы СЗВ-М до того, как оно выявило нарушение.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у фонда правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Сторонами не отрицается тот факт, что СЗВ-М, содержащие сведения о дополнительных 2 застрахованных лицах, представлены учреждением в фонд 23.03.2017 с кодом "доп".
Однако из приведенных выше положений постановления N 83п следует, что дополняющая форма подлежит предоставлению с целью дополнения сведений относительно уже поданных сведений о конкретных застрахованных лицах за отчетный период.
Между тем фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что страхователь не исправил (не уточнил) ранее представленную отчетность, а вновь сдал после получения уведомления от управления сведения на других застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что она предусматривает ответственность за различные правонарушения:
- непредставление сведений в установленный срок;
- представление неполных сведений;
- представление недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; под представлением неполных сведений - представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; под представлением недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Пунктом 34 Инструкции N 987н (действовавшей на дату представления заявителем сведений СЗВ-М по форме "дополняющая") определено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Инструкция N 766н, действующая с 19.02.2017, на которую сослались учреждение и суд первой инстанции, также предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности.
При этом под исправлениями сведений, исходя из норм этой Инструкции, понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (признано не подлежащим применению письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004), также было указано на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.
Вместе с тем из буквального толкования приведенных выше нормативных положений, в том числе указанных пунктов обеих Инструкций, следует, что от ответственности страховать может быть освобожден только в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальным сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении каждого конкретного застрахованного лица.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае при предъявлении 23.03.2016 сведений о застрахованных лицах за август и сентябрь 2016 по форме СЗВ-М с типом "доп" имело место не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц (например, ошибки в Ф.И.О., в страховом номере, в ИНН в первичной отчетности), а дополнительное представление сведений на соответствующее количество застрахованных лиц, информация о каждом из которых ранее в сведениях за указанные отчетные периоды 2016 не была предъявлена.
Следовательно, в рассматриваемом случае учреждение, не представив соответственно до 10.09.2016 за август 2016 года, до 10.10.2016 года за сентябрь 2016 года сведения в отношении застрахованных лиц, отраженных в дополнительных сведениях, но не отраженных ранее в исходных сведениях, совершило такое правонарушение как непредставление сведений в отношении каждого из таких застрахованных лиц в установленный срок, поскольку из буквального содержания пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует обязанность страхователя представлять сведения о каждом застрахованном у него лице, а не о ряде лиц одним списком.
При таких обстоятельствах ни положения пунктов 34, 41 Инструкции N 987н, ни положения пункта 39 Инструкции N 766н, ни вышеназванное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации для освобождения страхователя от ответственности в рассматриваемом случае не применимы.
Представление сведений в отношении не всех застрахованных лиц не может быть квалифицировано как представление неполных и (или) недостоверных сведений, как ошибочно отразило управление в своем решении.
Вместе с тем данный вывод не свидетельствует о неправомерности привлечения страхователя к ответственности по статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку этой же нормой установлена и ответственность за непредставление сведений в установленный срок, что имело место быть в рассматриваемом случае.
Таким образом, управление пришло к верному выводу о нарушении колледжем положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Размер штрафа определен с учетом санкции названной статьи Закона.
Оснований для вывода о его несоразмерности назначенному правонарушению, а также о несоблюдении принципа справедливости не усматривается.
Процедура взыскания финансовой санкции соблюдена.
С учетом изложенного, решение суда об отказе управлению во взыскании с учреждения финансовой санкции в размере 1000 руб. (решения от 24.04.2017 N 078S19170004046, 078S18170004047) подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
На основании указанной нормы суд апелляционной инстанции. Учитывая статус учреждения, считает возможным освободить ответчика от взыскания с него государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2017 года по делу N А66-15788/2017 отменить.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Западнодвинского района Бенецкого детского сада (ОГРН 1026901783160, ИНН 6922003383; место нахождения: 172632, Тверская область, район Западнодвинский, деревня Бенцы) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в общей сумме 1000 рублей, начисленные по решениям государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонного) от 24.04.2017 N 078S19170004046 и 078S19170004047.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.