г. Ессентуки |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А20-2899/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Урвантеплосервис" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2017 по делу N А20-2899/2017 (судья Шокумов Ю.Ж.)
по заявлению открытого акционерного общества "Урвантеплосервис" (г. Нарткала, ОГРН 1090724000102)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (г.Нальчик)
о признании недействительными уведомления об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости,
третьи лица: местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике, (г. Нарткала), открытое акционерное общество "Урвантеплоэнерго" (г. Нарткала, ОГРН1090724000102),
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Урвантеплосервис" Сиюхова Р.А. по доверенности от 19.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Урвантеплосервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости от 10.06.2017 N 07/003/054/2017-510; -512; -514; -515; -516, -518.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики; открытое акционерное общество "Урвантеплоэнерго".
Решением суда от 28.12.2017 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован правомерностью оспариваемого отказа Управления в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. Указывает на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий ОАО "Урвантеплоэнерго" возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители Управления, местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике, открытого акционерного общества "Урвантеплоэнерго" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости: - здание котельной, нежилое, 1-этажное, общей площадью 436,1 кв.м., с кадастровым номером 07:07:0500000:15329, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала, ул. Ошнокова, б/н; - здание котельной, нежилое, 2-этажное, общей площадью 443,4 кв.м., с кадастровым номером 07:07:0500000:5235, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала, ул. Жамборова, б/н; - здание котельной юго-западного района, нежилое, 1-этажное, общей площадью 215,6 кв.м., с кадастровым номером 07:07:0500000:15110, расположенное по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала; - теплотрасса "Молодежная", протяженностью 3525 м, диаметр труб 57 мм.325 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15293, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала; - теплотрасса "Жамборова", протяженностью 2046 м, диаметр труб 39 мм.325 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15120, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала; - теплотрасса "Юго-Западный район", протяженностью 2 299 м, диаметр труб 89 мм.273 мм, с кадастровым номером 07:07:0500000:15127, расположенная по адресу Урванский район КБР, г. Нарткала, переданы в муниципальную собственность Урванского муниципального района КБР на основании пункта 4 части 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) и в соответствии с Постановлением Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 974-XXII-В "О муниципальной собственности в Кабардино-Балкарской ССР", а также актом приема-передачи от 09.10.2017 (том 1, л.д. 33). Право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости зарегистрировано в реестре недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2003 и выписками из реестра недвижимости (том 2, л.д. 127-138). Постановлением администрации Урванского района КБР от 19.05.2003 N 118 создано ОАО "Урвантеплоэнерго" путем внесения в его уставной капитал имущественного комплекса муниципальных теплосетей (том 1, л.д. 32). Актом приема-передачи от 17.10.2003 имущество, указанное в перечне (приложение N 1 на 35 листах) передано вновь созданному ОАО "Урвантеплоэнерго" (том 1, л.д. 34).
Решением Совета местного самоуправления Урванского муниципального района КБР от 31.10.2008 N 6, ОАО "Урвантеплосервис" реорганизовано в форме выделения из состава ОАО "Урвантеплоэнерго" (том 1, л.д. 18-20). Часть имущества, а также прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, переданы выделяемому обществу в соответствии с разделительным балансом, который в материалы дела не представлен. По акту приема-передачи от 01.02.2009 с приложением N 1 (перечень имущества), спорные объекты переданы в уставной капитал ОАО "Урвантеплосервис" (том 1, л.д. 21-31).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.04.2013 по делу N А20-2258/2013, открытое акционерное общество "Урвантеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением от 02.12.2016 конкурсным управляющим утвержден Дорошин Максим Сергеевич. Конкурсное производстве не завершено.
Для целей осуществления государственной регистрации права собственности Общество обратилось в Управление с соответствующими заявлениями от 27.02.2017 и от 28.02.2017, что подтверждается материалами регистрационных дел (том 1, л.д. 94-165, том 2, л.д. 1-125). Уведомлениями от 10.06.2017 N 07/003/054/2017-510; -512; -514; -515; -516, -518 в государственной регистрации права собственности Обществу отказано. Отказы мотивированы непредставлением Обществом документов необходимых для регистрации перехода права собственности, а также в связи с тем, что право собственности предыдущего приобретателя ОАО "Урвантеплоэнерго" зарегистрировано не было.
Не согласившись с отказами Управления, выраженными в уведомлениях от 10.06.2017 N 07/003/054/2017-510; -512; -514; -515; -516, -518, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, исходил из следующего.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В пункте 36 постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Право муниципальной собственности в отношении спорного имущества, составляющего часть теплоэнергетического комплекса района, возникло в силу закона на основании пункта 4 части 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик Российской Федерации и муниципальную собственность".
Статьей 217 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Законом о приватизации.
Согласно представленных в материалы дела актуальных выписок из реестра недвижимости, право муниципальной собственности на спорное имущество на дату рассмотрения дела зарегистрировано в реестре недвижимости.
В материалы дела не представлены доказательства передачи спорного имущества из муниципальной собственности в уставной капитал ОАО "Урвантеплоэнерго" в результате приватизации. Не представлен, утвержденный соответствующим образом плана приватизации, не представлено доказательств включения спорного имущества в программу приватизации муниципального имущества, утвержденного коллегиальным органом местного самоуправления Урванского муниципального района.
Судом первой инстанции установлено, что спорное имущество относится к имущественному комплексу, обеспечивающему теплоснабжение городского поселения Нарткала Урванского района КБР, и является объектом коммунально-бытового назначения.
Поскольку объекты коммунально-бытового и социально- культурного назначения не подлежали включению в уставные капиталы акционерных обществ при приватизации, право собственности на такие объекты у созданного ОАО "Урвантеплоэнерго" не возникло и не могло быть передано в пользу ОАО "Урвантеплосервис".
Доказательства того, что спорные объекты недвижимости в установленном законодательством порядке выбыли из состава муниципальной собственности и возникшее в силу закона право муниципальной собственности на них прекратилось, в материалах дела отсутствуют.
Уведомлениями от 10.03.2017 Управление приостановило государственную регистрацию в связи с необходимостью представления дополнительных документов. Поскольку в течение срока приостановления Обществом не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, Управлением в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации (оспариваемые сообщения).
С учетом изложенного, отказ Управления в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, выраженный в уведомлениях от 10.06.2017 N 07/003/054/2017-510; -512; -514; -515; -516, -518, является правомерным и соответствующим действующему законодательству, оснований для признания его недействительным и отмене не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Общества не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции выводов. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом, при обращении в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, представлен подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы на сумму 3000р.
Учитывая, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000р для юридических лиц (подпункт 1 пункта 3 статьи 333.21 НК РФ), то при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500р.
В связи с изложенным, на основании статьи 333.40 НК РФ, Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1500р государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.01.2018 N 32.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2017 по делу N А20-2899/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Урвантеплосервис" из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2899/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2018 г. N Ф08-4985/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Урвантеплосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: ОАО "Урваньтеплоэнерго", Урванский муниципальный район в лице Администрации Урванского муниципального района, ОАО Конкурсный управляющий "Урвантеплосервис" Сафронова Е.В., ОАО КУ "Урвантеплоэнерго" Дорошину М.С