город Омск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А46-12770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-701/2018) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2017 по делу N А46-12770/2017 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению товарищества собственников недвижимости "70 лет Октября- 15" (ИНН 5507251307, ОГРН 1145543042501)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511)
о признании недействительным предписания от 04.07.2017 N 02-02-35/7 об устранении нарушений законодательства
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Татьяна Александровна, по доверенности N 14/ю от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
от товарищества собственников недвижимости "70 лет Октября- 15" - Сухарева Лидия Артемьевна, по протоколу N 1 заседания товарищества собственников недвижимости "70 лет Октября- 15" от 09.10.2016.
установил:
Товарищество собственников недвижимости "70 лет Октября-15" (далее - заявитель, товарищество, ТСН "70 лет Октября-15") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 04.07.2017 N 02-02-35/7 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.12.2017 по делу N А46-12770/2017 заявленные ТСН "70 лет Октября-15" требования удовлетворены. Предписание Государственной жилищной инспекции Омской области от 04.07.2017 N 02-02-35/7 признано недействительным. С Государственной жилищной инспекции Омской области в пользу ТСН "70 лет Октября-15" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание могло быть выдано лишь после заключения заявителем соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, если бы товарищество и при наличии такого договора уклонялось от выдачи собственникам квитанций. В данном случае на момент выдачи предписания договор с ресурсоснабжающей организацией товариществом заключен не был. В связи с чем, суд пришел к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом при отсутствии предусмотренных законом оснований, с нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на то, что ТСН "70 лет Октября-15", являясь исполнителем коммунальных услуг, при наличии фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией - акционерным обществом "Омск РТС" (далее - АО "Омск РТС"), обязано выставлять платежные документы собственникам помещений многоквартирного дома. Инспекция ссылается на то, что соответствующие обстоятельства признаны и установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Омской области по делам N А46-910/2017, N А46-3923/2017, а также апелляционным определением Омского областного суда от 30.11.2016 по делу N 33-11694/2016.
Инспекция также указывает, что пункты 14, 17 Правил N 354, на которые сослался суд первой инстанции, не предусматривают наделение ресурсоснабжающих организаций правом начисления и взимания платы за поставленную коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению с жильцов при наличии избранного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья (ТСН "70 лет Октября-15"). С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией или ТСЖ, ЖСК собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Уклонение управляющей организации от обязанности заключить договор с ресурсоснабжающей организацией не является основанием для получения последней статуса исполнителя определенного вида коммунальной услуги, которому корреспондируют права на выставление собственникам помещений многоквартирного дома платежных документов на оплату услуг и сбор соответствующей платы непосредственно с собственников помещений. Податель жалобы настаивает на том, что ТСН как исполнитель обязан самостоятельно или посредством заключения договора с иным лицом осуществлять действие по выставлению платежных документов.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ТСН "70 лет Октября-15" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТСН "70 лет Октября-15" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 15, приняты следующие решения, оформленные протоколом от 10.10.2014 N 7:
- выбрать (изменить) способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников недвижимости (ТСН);
- создать ТСН "70 лет Октября-15";
- производить оплату за коммунальные услуги непосредственно каждым собственником в ресурсоснабжающую организацию и поручить РСО предоставление коммунальных услуг собственникам МКД.
Теплоснабжение указанного многоквартирного дома осуществляется АО "Омск РТС".
В письме от 23.10.2015 N 26-01-24/4969 АО "Омск РТС" предложило ТСН "70 лет Октября-15" представить документы, необходимые для заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов.
Письмом от 28.12.2015 N 26-02-21/6124 на основании части 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ АО "Омск РТС" отказалось от исполнения прямых договоров теплоснабжения, горячего водоснабжения с собственниками помещений с 01.01.2016. Указало, что поставка коммунальных ресурсов в многоквартирный дом будет осуществлять в прежнем режиме, по вопросу заключения договора о предоставлении коммунальных услуг - с 01.01.2016 необходимо обращаться в ТСН "70 лет Октября-15".
На основании Распоряжения Государственной жилищной инспекции Омской области от 04.07.2017 N 02-03-35/17 осуществлена внеплановая проверка в отношении ТСН "70 лет Октября-15".
В ходе проверки уполномоченным должностным лицом выявлены нарушения обязательных требований.
Так, действующее жилищное законодательство устанавливает обязанность управляющих организаций, товарищества или кооператива, по выставлению платежных документов на оплату отопления и горячего водоснабжения в соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверкой установлено, что ТСН "70 лет Октября-15" не выставляет собственникам многоквартирного дома по ул. 70 лет Октября, д. 15 в г. Омске платежные документы на оплату отопления и горячего водоснабжения, тем самым нарушает часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 04.07.2017 N 02-03-35/17.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 04.07.2017 N 02-02-35/7, которым заявителю предписано в срок до 04.09.2017:
устранить нарушения в части выставления платежных документов собственникам помещений многоквартирного дома на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение).
ТСН "70 лет Октября-15", полагая, что предписание Государственной жилищной инспекции Омской области от 04.07.2017 N 02-02-35/7, не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
17.12.2017 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены решения суда первой инстанции, с принятием по делу нового судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области", Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области).
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений статей 12, 17 Закона N 294-ФЗ Инспекция, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах её полномочий.
Предписанием от 04.07.2017 N 02-02-35/7 ТСН "70 лет Октября-15" предписано в срок до 04.09.2017 устранить нарушения в части выставления платежных документов собственникам помещений многоквартирного дома на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение).
На основании части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушение положений которой вменяется заявителю, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из частей 1, 2, 2.2, 2.3, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные лица несут ответственность за предоставление коммунальных услуг и должны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно частям 5, 6, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносят указанным управляющей организации, товариществу или кооперативу.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Согласно части 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть, до 30.06.2015), между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ).
В силу пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Согласно пунктам 8 и 9 Правил N 354 в остальных случаях исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Статус перечисленных лиц как исполнителей коммунальных услуг обязывает их заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иной специализированным потребительским кооперативом собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация, товарищество или кооператив автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязаны заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации, товарищества или кооператива).
Заключение управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у них цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги.
Данный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В соответствии с частями 5, 6, 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
На основании пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Следовательно, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, товарищества или кооператива в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует указанные лица как исполнители коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания, товарищество или кооператив. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22) разъяснено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В пункте 35 Постановления N 22 указано, что приобретение управляющей организацией, которой товарищество является в соответствии с договором управления многоквартирным домом, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего их предоставления потребителям осуществляется на основании соответствующего договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что само по себе предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.
Из материалов дела не следует, что в спорный период имел место непосредственный способ управления домами, либо что собственники не выбрали способ управления или выбранный способ управления ими не реализован.
Напротив, материалами дела подтверждается наличие у заявителя статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов.
Так, собственниками помещений многоквартирного дома N 15 по ул. 70 лет Октября в г. Омске выбран способ управления - управление товариществом собственников недвижимости - ТСН "70 лет Октября-15" (протокол внеочередного общего собрания собственников от 10.10.2014 N 7).
Способ управления реализован путём создания ТСН "70 лет Октября-15", его государственной регистрации.
Порядок определения даты, с которой товариществом собственников жилья обязано приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 15 Правил N 354. Функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены товариществом лишь до государственной регистрации товарищества и получения многоквартирного дома в управление.
Суд апелляционной инстанции считает, что ТСН "70 лет Октября-15" фактически приступило к осуществлению управления спорным многоквартирным домом.
Иного из материалов дела не следует и заявителем не доказано.
Соответственно, в силу приведенных выше норм, ТСН "70 лет Октября-15" является исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями.
Начисление платы за коммунальные услуги с вступлением в силу Закона N 176-ФЗ должно производиться лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, то есть ТСН "70 лет Октября-15".
Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки договор ресурсоснабжения между товариществом и АО "Омск РТС" отсутствовал. С письмом от 21.06.2017 N 15/2017 заявитель направил АО "Омск РТС" договор ресурсоснабжения N 3-38055 с протоколом разногласий.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что фактически сложившиеся договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья возможны и в отсутствие письменного договора.
При этом отсутствие между управляющей организацией, товариществом, кооперативом и ресурсоснабжающей организацией договора не означает, что способ управления в многоквартирном доме не реализован и не является основанием для получения последней статуса исполнителя определенного вида коммунальной услуги, которому корреспондируют права на выставление собственникам помещений многоквартирного дома квитанций на оплату коммунальных услуг, сбор соответствующей платы непосредственно с собственников помещений.
Аналогичные выводы сделаны судам в судебных актах, принятых при рассмотрении следующих споров.
Так, ТСН "70 лет Октября-15" обращалось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области от 10.11.2016 N 02-02-12/61, которым товариществу в срок до 16.02.2017 было предписано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на приобретение коммунального ресурса (тепловая энергия). Указанное предписание было выдано товариществу в связи с нарушением пунктов 6, 7, 13, 31 Правил N 354.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2017 по делу N А46-910/2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Омск РТС" обращалось в Арбитражный суд Омской области с иском к ТСН "70 лет Октября-15" о взыскании 3 564 906 руб. 99 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в период с января по декабрь 2016 года, 395 604 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2016 по 18.09.2017, а так же по день фактической уплаты суммы долга.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2017 по делу N А46-3923/2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Собственники помещений многоквартирного дома - Сухарева Л.А., Аистов С.М., Алферова З.Р., Коляда Е.П., Симонов Ю.А. обращались в Кировский районный суд г. Омска с иском к АО "Омск РТС", в котором просили обязать общество предоставлять квитанции за отпущенную тепловую энергию за период с 01.01.2016 по настоящее время и далее с разбивкой по месяцам без начисления пени.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30.11.2016 по делу N 33-11694/2016 в иске отказано.
При рассмотрении настоящего спора, делая противоположный вывод о том, что до заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией, товарищество не вправе предоставлять коммунальные услуги потребителям, а также выставлять квитанции на оплату этих услуг, суд первой инстанции сослался на подпункты "д", "е" пункта 17, пункт 27 Правил N 354.
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает сделанными при неправильном применении норм материального права.
Законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации, товариществу или кооперативу). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств исполнителя по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а исполнитель коммунальных услуг продолжает оставаться стороной в отношениях с ресурсоснабжающей организацией и, как следствие, лицом, обязанным оплачивать стоимость поставленных ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определения от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
Данный вывод не противоречит положениям части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ.
Согласно позиции заявителя, поддержанной судом первой инстанции ресурсоснабжающая организации - АО "Омск РТС" осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с подпунктами "д" и "е" Правил N 354.
Как было сказано выше, согласно протоколу от 10.10.2014 N 7 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме приняты решение об изменении способа управления - выбрано управление ТСН, а также об оплате за коммунальные услуги непосредственно каждым собственником в ресурсоснабжающую организацию и поручении РСО предоставлять коммунальных услуг собственникам МКД.
На основании пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме - в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ (подпункт "д");
- собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома (подпункт "е").
Анализ нормы части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ позволяет сделать вывод, что ее применение в части наличия у собственников помещений многоквартирного дома права на принятие решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, возможно только в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015.
Таким образом, положения части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ действуют только с 30.06.2015 и распространяются на случаи принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации после указанной даты.
Сведений и доводов о том, что после 30.06.2015 собственниками принималось решение об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации сохранением порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, заявителем не представлено.
Решение собственников, оформленное протоколом от 10.10.2014 N 7, в качестве решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, принятого в порядке части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, расцениваться не может, поскольку принято до вступления в силу указанного закона.
Поскольку после 30.06.2015 способ управления спорным многоквартирным домом не изменялся, применение положений части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ не представляется возможным.
Поэтому положения подпункта "д" пункта 17 Правил N 354, содержащие отсылку к части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в данном случае применению не подлежат.
Ссылка заявителя на положения подпункта "е" пункта 17 Правил N 354 является необоснованной, поскольку договор между ресурсоснабжающей организацией и товариществом не расторгался. На соответствующее обстоятельство заявитель не ссылается.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что подпунктами "д" и "е" пункт 17 Правил N 354 дополнен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившим в силу в указанной части с 01.01.2017 (пункт 4 Постановления).
Обратной силы указанные нормы не имеют, то есть на отношения, возникшие до вступления их в силу (до 01.01.2017), не распространяются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что решения в порядке части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, подпункта "д" пункта 17 Правил N 354 собственниками спорного многоквартирного дома не принималось.
При изложенных обстоятельствах, у заявителя отсутствуют правовые основания не выставлять собственникам многоквартирного дома по ул. 70 лет Октября, д. 15 в г. Омске платежные документы на оплату отопления и горячего водоснабжения.
Таким образом, в рассматриваемом случае товарищество не доказало несоответствие оспариваемого предписания N 02-02-35/7 от 04.07.2017 нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что предписание N 02-02-35/7 от 04.07.2017 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В связи с чем требования ТСН "70 лет Октября-15" удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены судебного решения.
Учитывая установленные обстоятельства, обжалуемое решение суда подлежит отмены на основании вышеизложенного, апелляционная жалоба Инспекции - удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1,2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2017 по делу N А46-12770/2017 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований товарищества собственников недвижимости "70 лет Октября- 15" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области от 04.07.2017 N 02-02-35/7 об устранении нарушений законодательства отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12770/2017
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "70 ЛЕТ ОКТЯБРЯ-15"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омской области