г. Владимир |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А79-5149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.12.2017 по делу N А79-5149/2017,
принятому судьей Коркиной О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Канашский завод технологической оснастки" (ИНН 2123008677, ОГРН 1072134000652) к муниципальному предприятию "Управляющая компания жилищно- коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (ИНН 2123008250, ОГРН 1072134000070) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Канаш Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, о взыскании 628 421 руб. 21 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Канашский завод технологической оснастки" (далее - ООО "Канашский завод технологической оснастки", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному предприятию "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (далее - МП "УК ЖКХ" МО г.Канаш ЧР", ответчик, Предприятие) о взыскании 556 716 руб. 16 коп. долга за поставленную тепловую энергию в феврале 2017 года, 71 705 руб. 05 коп. неустойки за период с 20.03.2017 по 15.11.2017.
Определениями суда первой инстанции от 22.05.2017, 16.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Канаш Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Решением от 06.12.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил.
МП "УК ЖКХ" МО г.Канаш ЧР", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что исходя из фактически сложившихся отношений, истец является производителем и поставщиком горячей воды, а ответчик осуществляет транспортировку горячей воды в жилые многоквартирные дома. Предприятие приобретает у Завода готовую коммунальную услугу в виде горячей воды для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах. Заявитель полагает, что отношения сторон регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354" (далее - Правила N 354), и СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
Ответчик полагает, что предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела. Кроме того, заявитель ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, в котором указывается на необходимость в применении при расчете с гражданами и исполнителями коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по двухкомпонентному тарифу на горячее водоснабжение не показаний прибора учета, а нормативов на подогрев.
При указанных обстоятельствах с учетом имеющихся в материалах дела доказательствах о поставке истцом горячей воды ненадлежащего качества в целях оказания коммунальной услуги гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, ответчик в соответствии с Правилами N 354 осуществил расчет, которым уменьшил плату за горячее водоснабжение.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, также ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Завод (поставщик), владеющий на законном основании источником тепловой энергии в системе теплоснабжения, поставляет тепловую энергию (мощность) и теплоноситель другой теплоснабжающей организации - Предприятию (покупатель), которая приобретает тепловую энергию в виде горячей воды для ее последующей перепродажи специализированным организациям (товарищества собственников жилья, управляющие компании), осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и являющихся исполнителями коммунальных услуг, а также для перепродажи собственным конечным потребителям (иные юридические лица и индивидуальные предприниматели).
На основании распоряжения администрации города Канаш Чувашской Республики - Чувашии (далее - Администрация) утверждена схема теплоснабжения муниципального образования города Канаш Чувашской Республики на 2013 - 2028 годы, Предприятию присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Канаш. Распоряжение опубликовано 27.01.2014.
В соответствии с указанной схемой теплоснабжения и актом присоединения зданий и сооружений к теплосети от 30.12.2014 Завод является владельцем источника тепловой энергии (котельная КЗТО), к которой по четырехтрубной системе (отопление и горячее водоснабжение) подключены теплопотребляющие установки, расположенные в промышленных объектах и многоквартирных домах, расположенных по адресам: город Канаш, улица Полевая, дом 1, улица Свободы, дома 26, 27, 27А, 28, 29, 30, 32 и 34.
Согласно акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон от 30.12.2014 по линии "котельная" границей эксплуатационной ответственности системы отопления и горячего водоснабжения на жилые дома района УПП ВОС является ограждение территории Завода; по центральному тепловому пункту (далее - ЦТП) по улице Полевая - наружная стена здания ЦТП (отопление - подающий трубопровод, выходящий из ЦТП Завода, и обратный трубопровод системы отопления, входящей в ЦТП Завода; горячее водоснабжение - подающий трубопровод, выходящий из ЦТП Завода, и обратный трубопровод системы горячего водоснабжения, входящей в ЦТП Завода.
Между Заводом и Предприятием составлены акты проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии на источнике теплоснабжения, в соответствии с которыми входящие в состав узла учета теплосчетчики ТС-11 (заводские номера 0030019, 0030017) и приборы учета допущены к дальнейшей эксплуатации с 01.10.2016 по 01.10.2017; на основании сведений о прохождении периодической поверки признаны годными в целях коммерческого учета осуществляемого в спорный период.
Из паспорта теплосчетчика ТС-11 следует, что он предназначен для измерения отпущенной источником и полученной потребителем тепловой энергии, массы и других параметров теплоносителя.
В постановлении Госслужбы от 11.12.2015 N 86-14-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2016 - 2018 годы" для Завода во втором полугодии 2016 года установлен одноставочный тариф в размере 1183,89 руб./Гкал.
В постановлении Госслужбы от 16.12.2014 N 48-13-21/т утвержден одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую Предприятием своим потребителям, во втором полугодии 2016 года в размере 1339,55 руб./Гкал (без НДС).
На основании постановления Госслужбы от 11.12.2015 N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016 - 2018 годы" на второе полугодие тариф для Завода, в том числе компонент на холодную воду - 19,57 руб./куб.м, компонент на тепловую энергию - 1183,89 руб./Гкал.
Для потребителей Предприятия, получающих горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от источника тепловой энергии Завода, установлен двухкомпонентный тариф, в том числе компонент на холодную воду - 19,579 руб./куб.м (без НДС), компонент на тепловую энергию - 1339,559 руб./Гкал (без НДС).
Завод (поставщик) и Предприятие (потребитель) подписали договор на поставку тепловой энергии от 30.12.2014 N 14-01, предметом которого явилась поставка истцом через присоединенную сеть тепловой энергии и обязанность ответчика по ее принятию, оплате и передаче субабонентам (пункт 1.1 договора).
Стороны не урегулировали разногласия по существенным условиям договора, названный договор на поставку тепловой энергии от 30.12.2014 N 14-01 между сторонами не заключен, что истцом и ответчиком не оспаривается. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делам N А79-5790/2016, N А79-11336/2016 и N А79-10617/2016, принятых по ранее рассмотренным периодам.
Истец в феврале 2017 года отпустил ответчику тепловую энергию на общую сумму 1 331 773 руб. 58 коп., на оплату которой выставил счет-фактуру от 28.02.2017 N 93.
Оплата потребленной тепловой энергии ответчиком произведена частично, сумма долга по данным истца составляет 556 716 руб. 16 коп.
Претензией от 20.03.2017 N 83, полученной ответчиком 20.03.2017, истец потребовал уплаты долга.
Ответчик на претензию истца не отреагировал, добровольно долг не уплатил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки энергетических ресурсов в спорный период подтверждается материалами дела.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров урегулированы Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В статье 2 Закона N 190-ФЗ раскрываются понятия "потребитель" и "теплоснабжающая организация".
Под потребителем законодатель понимает лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении (часть 4 статьи 13 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Исходя из названных выше норм, между двумя теплоснабжающими организациями, одна из которых - поставщик (владелец источника тепловой энергии), другая - покупатель (единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация) подлежит заключению договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Согласно пункту 3 указанной статьи единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Распоряжением администрация города Канаш Чувашской Республики утверждена схема теплоснабжения муниципального образования города Канаш Чувашской Республики на период 2013-2028 годы, статус единой теплоснабжающей организацией г. Канаш присвоено предприятию МП "УК ЖКХ" МО г. Канаш ЧР". Распоряжение опубликовано 27.01.2014.
Согласно схеме теплоснабжения г. Канаш и акту присоединения зданий и сооружений к теплосети от 30.12.2014 ООО "КЗТО" является владельцем источника тепловой энергии (котельная КЗТО), к которой по четырехтрубной системе (отопление и горячее водоснабжение) подключены теплопотребляющие установки, расположенные в промышленных объектах и многоквартирных домах, расположенных по адресу г. Канаш, Полевая, дом 1, УПП ВОС ул. Свободы 32, ул. Свободы, дома N N 27, 27А, 28, 29, 30, 32, 34, ООО "Рафэл", ООО "Космос".
Постановлением Госслужбы от 11.12.2015 N 86-14-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2016-2018 годы" для ООО "КЗТО" во втором полугодии 2016 года установлен одноставочный тариф в размере 1183,89 руб./Гкал.
Согласно постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2015 N 70-13-22/гв "О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.12.2015 N87-14-21/гв" на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 тариф для ООО "КЗТО" установлен компонент на холодную воду - 19,57 руб./куб. м., компонент на тепловую энергию - 1183,89 руб./Гкал.
Пунктом 45 Правил N 808 определено, что единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно квалифицировал отношения сторон, как теплоснабжающей организации и единой теплоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (теплоснабжению), регулируемых Законом N 190-ФЗ, в частности частью 3 статьи 15 указанного Закона; учитывая, что сторонами договора теплоснабжения являются теплоснабжающая организация и потребитель, в спорных отношениях, ответчик, приобретая тепловую энергию у истца, выступает в качестве потребителя.
ООО "КЗТО" (поставщик), владеющее на законном основании источником тепловой энергии в системе теплоснабжения, поставляет тепловую энергию (мощности) и теплоноситель другой теплоснабжающей организацией МП "УК ЖКХ" МО "г. Канаш ЧР" (покупатель), которая приобретает тепловую энергию в виде горячей воды для ее последующей перепродажи специализированным организациям (ТСЖ, управляющие компании), осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и являющихся исполнителями коммунальных услуг, а также для перепродажи собственным конечным потребителям (иные юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Следовательно, отношения сторон, как правильно указал суд первой инстанции, не могут регулироваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно представленному в материалы дела акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по котельной границей эксплуатационной ответственности системы отопления и горячего водоснабжения на жилые дома р-на УПП ВОС является ограждение территории ООО "КЗТО"; по ЦТП по ул. Полевая - наружная стена здания ЦТП (отопление - подающий трубопровод выходящий из ЦТП ООО "КЗТО" и обратный трубопровод системы отопления входящей в ЦТП ООО "КЗТО"; ГВС - подающий трубопровод выходящий из ЦТП ООО "КЗТО" и обратный трубопровод системы горячего водоснабжения входящей в ЦТП ООО "КЗТО".
Таким образом, точка поставки в данном случае определяется актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 30.12.2014.
Согласно статье 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30.12.2014 по линии "котельная" границей эксплуатационной ответственности сторон системы отопления и горячего водоснабжения на жилые дома р-на УПП ВОС является ограждение территории ООО "КЗТО". По линии "ЦТП ул. Полевая" границей эксплуатационной ответственности является наружная стена здания ЦТП.
Между истцом и ответчиком составлены акты проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии на источнике теплоснабжения, в соответствии с которым входящие в состав узла учета теплосчетчики ТС-11 (зав. N 0030019, 0030017) и приборы учета допущены к дальнейшей эксплуатации в период с 01.10.2016 по 01.10.2017.
В материалы дела представлены сведения о прохождении теплосчетчиков ТС-11 (зав. N 0030019, 0030017) и приборов учета периодической поверки и признании их годными в целях коммерческого учета в спорный период.
Из паспорта теплосчетчика ТС-11 следует, что он предназначен для измерения отпущенной источником и полученной потребителем тепловой энергии, массы и других параметров теплоносителя.
Ответчик сам указывает, что система теплоснабжения четырехтрубная, то есть поставка тепловой энергии в виде горячей воды и горячая вода питьевая поставляются по самостоятельным трубам разного диаметра.
Вместе тем, доказывая ненадлежащее качество горячей воды, ответчик ссылается на показания прибора учета тепловой энергии, а не ГВС. Доказательств того, что данный прибор учета учитывает, в том числе и ГВС в материалы дела не представлено.
На основании части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 утверждены Правила горячего водоснабжения, которые предусматривают, в том числе требования к содержанию существенных условий договора горячего водоснабжения (пункт 17).
Существенными условиями договора горячего водоснабжения являются:
а) предмет договора горячего водоснабжения, режим подачи горячей воды (гарантированный объем подачи горячей воды, гарантированный уровень давления горячей воды в системе горячего водоснабжения и температура горячей воды), определяемый в соответствии с условиями на подключение (присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
б) сроки подачи горячей воды;
в) порядок контроля качества горячей воды;
г) условия временного прекращения или ограничения подачи горячей воды;
д) порядок осуществления учета поданной (полученной) горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды;
е) сроки и порядок оплаты по договору горячего водоснабжения;
ж) границы эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и границы балансовой принадлежности;
з) права и обязанности сторон;
и) ответственность абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору горячего водоснабжения;
к) порядок урегулирования разногласий по договору горячего водоснабжения, возникающих между абонентом и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение;
л) порядок обеспечения абонентом доступа представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, или по ее указанию представителей иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб горячей воды и приборам учета для снятия показаний и отбора проб горячей воды в целях определения объема поданной (полученной) горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, а также определения качества горячей воды, в том числе температуры ее подачи;
м) установленная мощность, необходимая для осуществления горячего водоснабжения абонента, в том числе с распределением указанной мощности по каждой точке подключения, а также подключенная нагрузка, в пределах которой организация, осуществляющая горячее водоснабжение, принимает на себя обязательства обеспечить горячее водоснабжение абонента.
Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств направления заявки истцу на заключение договора горячего водоснабжения в рамках Правил N 642, как и согласование существенных условий, в том числе и по температуре горячей воды с учетом подключенных объектов потребления.
Имеющийся в материалах дела договор на поставку тепловой энергии 14-01 (который признан судом незаключенным) был направлен на урегулирование отношений по поставке тепловой энергии в виде теплоносителя, где предусматривалась температура сетевой воды в соответствии с температурным графиком.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле обязано доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своей правовой позиции.
Однако заявителем доказательств поставки горячей воды ненадлежащего качества в точках поставки (граница стены ЦТП и граница ограждения ООО "КЗТО") в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на нормы Жилищного законодательства, а также Правила N 354 и СанПиН основана на ошибочном толковании норм права и квалификации отношений с истцом.
В связи с изложенным отклоняется как несостоятельная ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации, поскольку правовая позиция, изложенная в нем, распространяется именно на исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающие организации при расчете за ГВС поставленного в многоквартирные жилые дома.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно пунктам 94, 95 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; б) давления в подающем и обратном трубопроводах; в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
Положения пункта 110 Правил N 1034 закрепляют, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (пункт 111 Правил N 1034).
Объем поставленных энергоресурсов истцом определен на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе эксплуатационной ответственности сторон.
Спор по объему поставленных ресурсов (показания узлов учета в части определения объема энергии, объема горячей воды) между сторонами отсутствует.
Поскольку тепловая энергия была принята ответчиком, суд пришел к верному выводу о наличии обязанности у ответчика оплатить приобретенный ресурс.
Оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование о взыскании задолженности предъявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Одновременно истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 71 705 руб. 05 коп. неустойки за период с 20.03.2017 по 15.11.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Истец указывает на несвоевременную оплату ответчиком потребленной в феврале 2017 года тепловой энергии.
Повторно проверив представленный истцом расчет неустойки за период с 20.03.2017 по 15.11.2017, суд признает его верным и обоснованным.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика 71 705 руб. 05 коп. пени за период с 20.03.2017 по 15.11.2017 обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.12.2017 по делу N А79-5149/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.