г. Челябинск |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А76-29290/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Бабкиной С.А., Калиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2018 по делу N А76-29290/2017 (судья Свечников А.П.).
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - регистрирующий орган, МРИ ФНС России N 17 по Челябинской области) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "ТНК Промстрой" (далее - ООО "ТНК Промстрой", общество) и обязании регистрирующего органа исключить указанную запись из ЕГРЮЛ (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Протокольным определением суда от 15.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2018 в удовлетворении заявления Министерства отказано.
С решением суда от 15.01.2018 не согласилось Министерство и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило судебный акт отменить.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что в отношении общества возбуждено исполнительное производство, по которому взыскателем является заявитель, задолженность до настоящего времени не погашена. Министерство не располагало сведениями о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества. Кроме того, суд ссылается на документ, который утратил силу (Правила ведения ЕГРЮЛ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ТНК Промстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.12.2007, в ЕГРЮЛ внесена запись о создании общества, обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1076674033479.
01.12.2016 постановлением МСОСП по ЮЛ г. Челябинска УФССП России по Челябинской области в отношении ООО "ТНК Промстрой" возбуждено исполнительное производство N 100958/16/74020-ИП, предоставлен срок для добровольного исполнения требований о погашении долга. В ходе исполнительного производства от должника денежные средства в погашение образовавшейся задолженности не поступали.
На основании справок N 268-О, N 268-С, МИ ФНС России N 17 по Челябинской области приняла решение N 1597 от 17.03.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ТНК Промстрой".
В Вестнике государственной регистрации часть 2 N 11 (625) от 22.03.2017/8537 размещены сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Регистрирующим органом 11.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2167456905647 о прекращении деятельности юридического лица ООО "ТНК Промстрой" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1. Закона о регистрации.
Полагая, что указанные действия регистрирующего органа нарушают права заявителя на предъявление требования к ООО "ТНК Промстрой" об уплате задолженности, установленной решением арбитражного суда по делу N А76-15221/2016 от 14.09.2016, ООО Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу нормы пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом было принято решение от 27.05.2016 N 9926 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в ООО "ТНК Промстрой" (л.д. 53).
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 21 (584) от 01.06.2016/6013, в том числе, в электронной версии (л.д. 56).
24.06.2016 Министерство представило в регистрирующий орган заявление с возражением против исключения общества из ЕГРЮЛ. На момент поступления вышеуказанного заявления, 05.07.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2167456905647 о прекращении процедуры исключения ООО "ТНК Промстрой" из ЕГРЮЛ на основании поступившего заявления заинтересованного лица.
Регистрирующим органом 17.03.2017 вновь принято решение N 1597 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку имелись признаки недействующего юридического лица, что подтверждается: справкой N 268-О "О непредставлении ООО "ТНК Промстрой" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах"; справкой N268-С "Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у ООО "ТНК Промстрой" открытых банковских счетов".
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22.03.2017 N 11 (625), о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, в том числе, в электронной версии.
В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/335@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Журнал "Вестник государственной регистрации" представляет собой специализированное печатное издание и выходит в двух видах: печатном и электронном. Электронная версия журнала размещается в сети Интернет на сайте www.vestnik-gosreg.ru, при этом опубликованные сведения являются открытыми и общедоступными.
Публикация содержит все предусмотренные законом сведения, порядок и сроки направления возражений против исключения организации из ЕГРЮЛ указаны во вводной части раздела "сведения о принятых регистрирующими органа решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ" журнала "Вестник государственной регистрации".
Сообщения о принятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации и регистрирующим органам, с указанием наименования и адреса конкретного регистрирующего органа для направления возражений.
Такой порядок является общим для всех решений регистрирующих органов по всем субъектам Российской Федерации, в связи с чем, указывать такой порядок после публикации каждого отдельного решения в отношении каждого юридического лица необходимости не имеется.
Информация, размещенная в сети Интернет, содержит гиперссылки, переход по которым позволил бы получить необходимую информацию о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования подобных извещений и факт размещения такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона о государственной регистрации признается публичным извещением.
Направление сообщения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес организации, в отношении которой принято такое решение, законом не предусмотрено.
Заявителем не представлено допустимых и достаточных доказательств невозможности ознакомления с извещением, размещенным в журнале "Вестник государственной регистрации", а также доказательств невозможности представления соответствующего заявления в регистрирующий орган в установленный законом срок. Заявление от 24.06.2016 не могло явиться основанием для прекращения начатой процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.
Материалами дела установлено, что запись об исключении внесена по истечении трех месяцев после публикации решения - 11.07.2017.
На момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении названного юридического лица из ЕГРЮЛ заявления от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из реестра, не поступили.
Вся процедура регистрирующим органом соблюдена. О предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в печати.
Материалами дела подтверждено, что общество не представляло в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
После второго сообщения, опубликованного 22.03.2017, возражения о заявителя в регистрирующий орган не поступали. Оснований для прекращения процедуры исключения ООО "ТНК Промстрой" из ЕГРЮЛ, у регистрирующего органа не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ заявитель утратил возможность взыскания задолженности подлежат отклонению, поскольку, учитывая открытость информации об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, должен был самостоятельно отслеживать вносимые в ЕГРЮЛ в отношении исключенного из реестра юридического лица сведения и имел возможность направить в регистрирующий орган соответствующее заявление о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ в установленный срок.
Доказательств того, что Министерство не имело возможности своевременно ознакомиться с публикацией о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ и, как следствие, заявить об имеющейся задолженности, в материалы дела представлено не было (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем не доказано, что общество на момент исключения его из ЕГРЮЛ фактически являлось действующим юридическим лицом. Из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, что ООО "ТНК Промстрой" в спорный период осуществляло хозяйственную деятельность. Заявителем не указано, как удовлетворение заявленных требований может восстановить его права, учитывая отсутствие сведений о наличии у общества счетов и иного имущества.
Довод о том, что судом применены недействующие Правила ведения ЕГРЮЛ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002 следует признать обоснованным.
Между тем, согласно абз. 3 пункта 5 статьи 25.6 Закона о госрегистрации, в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, внесение изменений в реестр в случае отмены решения регистрирующего органа возможно только путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, что не противоречит выводу суда первой инстанции о невозможности применения заявленного Министерством способа восстановления нарушенного права.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение МРИ ФНС России N 17 по Челябинской области соответствует нормам действующего законодательства о государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2018 по делу N А76-29290/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.