г. Тула |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А54-8962/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47 и 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на резолютивную часть решения Арбитражного суда Рязанской области от 22.01.2018 по делу N А54-8962/2017 (судья Стрельникова И.А.), принятое в порядке упрощенного производства, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бордер" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ответчик, фонд) об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.11.2017 N 194.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области (резолютивная часть) от 22.01.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации производится в рамках трудовых отношений, не поименована в статье 9 Закона N 212-ФЗ, то независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сообщает, что обществом не представлены документы, подтверждающие расходы работников, произведенные при однодневных командировках, а также локальные нормативные акты, устанавливающие перечень расходов работников, подлежащих возмещению работодателем.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить.
ООО "Бордер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 01.08.2017 по 28.09.2017 Государственным учреждением - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов - обществом с ограниченной ответственностью "Бордер" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 09.10.2017 N 405.
По результатам рассмотрения акта проверки фондом 02.11.2017 принято решение N 194 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 7 105 рублей 76 копеек, также обществу начислены пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 497 рублей 34 копеек.
Не согласившись с решением фонда, ООО "Бордер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Основанием для доначисления обществу страховых взносов в сумме 4 769 рублей 05 копеек, в том числе в 2014 году - 3 620 рублей 65 копеек, в 2015 году - 701 рубля 80 копеек, в 2016 году - 446 рублей 60 копеек послужил вывод фонда о том, что обществом в нарушение статьи 9 Закона N 212-ФЗ, пунктов 7 и 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, исключены из облагаемой базы суммы выплат возмещаемых расходов работникам организации, производимые при служебных однодневных командировках в сумме 164 450 рублей, в том числе в 2014 году в сумме 124 850 рублей, в 2015 году в сумме 24 200 рублей, в 2016 году в сумме 15 400 рублей.
Рассматривая спор в указанной части и признавая обоснованной позицию общества, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в спорный период определялся статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, включению в базу для начисления страховых взносов подлежат выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, в том числе, стимулирующие выплаты (статья 129 ТК РФ).
Законодатель отдельно выделяет стимулирующие выплаты, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, и компенсации, установленные согласно статье 164 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Под понятием компенсации статья 164 ТК РФ понимает компенсационные выплаты, целью которых является возмещение работнику материальных затрат, которые он вынужден производить в связи с выполнением трудовых обязанностей.
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации суточные не подлежат обложению страховыми взносами (часть 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Служебной командировкой в силу статьи 166 ТК РФ признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (статья 167 ТК РФ).
Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12 в отношении выплаченных по однодневным командировкам суточных указано на то, что выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Бордер" 11.01.2011 вынесен приказ N 4Ф о размерах выплат при командировках с 11.01.2011, согласно которому утвержден размер выплат, возмещаемых расходов сотрудникам при служебных однодневных командировках на территории Российской Федерации в сумме 550 рублей в сутки.
На основании указанного приказа обществом за период с 2014 по 2016 годы сотрудникам общества производилась выплата суточных расходов, связанных со служебными командировками, сроком на один день в общей сумме 164 450 рублей, в том числе: за 2014 год в сумме 124 850 рублей, за 2015 год в сумме 24 200 рублей, за 2016 год - 15 400 рублей.
Судом установлено, что представленные в материалы дела командировочные удостоверения работников общества оформлены на один день, спорные служебные командировки работников общества оформлены соответствующими первичными документами, а возмещение выплачено в размере, определенном внутренним локальным актом.
Факт нахождения работников заявителя в указанных командировках, а также выплата работникам заявителя за каждую командировку денежных средств в соответствии с вышеперечисленным приказом (в проверяемом ответчиком периоде), подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Доказательств того, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений, носят систематический характер, зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа фондом не представлено.
С учетом этого денежные средства, выплаченные работникам заявителя в связи с однодневными командировками, являются компенсирующими суммами иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или с ведома работодателя, в связи с чем они не облагаются страховыми взносами.
Указанный подход соответствует сложившейся судебной практике: определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 310-КГ17-10343 по делу N А14-1608/2016; постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2017 N Ф10-5228/2017 по делу N А83-2960/2017; постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 N 20АП-3430/2017 по делу N А54-1208/2017.
Доводы фонда о том, что расходы работников не подтверждены документально, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку фактическое направление работников в командировку и оформление обществом необходимых документов в соответствии с Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, фондом не оспариваются.
Указание фонда на положения письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом, а, следовательно, не носит обязательного характера.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов в сумме 2 336 рублей 71 копейки послужил вывод фонда о том, что обществом в нарушение статей 7 и 8 Закона N 212-ФЗ не включены в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами за 2014 год в размере 80 576 рублей 31 копейки.
Рассматривая спор в указанной части и признавая правильной позицию общества, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению в силу статьи 262 ТК РФ предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определено, что с 01 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии с частью первой статьи 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Принимая во внимание указанную правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает доначисление страховых взносов и пени.
Вышеуказанный подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 304-КГ17-17367 по делу N А27-17102/2016, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.05.2017 N Ф10-1175/2017 по делу N А14-8843/2016, в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 N 20АП-1605/2017 по делу N А54-6277/2016.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявленное ООО "Бордер" требование.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемую резолютивную часть решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворения не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения Арбитражного суда Рязанской области от 22.01.2018 по делу N А54-8962/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в течение двух месяцев со дня его принятия, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-8962/2017
Истец: ООО "Бордер"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ-РЯЗАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1157/18