г. Москва |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А40-130964/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Бондарева А.В., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ароян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 г. по делу N А40-130964/17 (28-1212), принятое судьей Яниной Е.Н.
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения науки Геологического института Российской академии наук
к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
третьи лица без самостоятельных требований: Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом; Министерство культуры Российской Федерации
о признании права оперативного управления ГИН РАН
третье лицо с самостоятельными требованиями: Федеральное агентство научных организаций о признании права оперативного управления ФГБУК АУИПИК отсутствующим
при участии в судебном заседании:
от истца: Сигарев М.М. по доверенности от 29.05.2017 г.;
от ответчика: Демин А.С. по доверенности от 25.12.2017 г.;
от третьих лиц: Федеральное агентство научных организаций - Полевец А.Г. по доверенности от 21.10.2016 г.; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Робышев В.О. по доверенности от 10.01.2018 г.; Министерство культуры Российской Федерации - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологического института Российской академии наук (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ответчик) о признании права оперативного управления ГИН РАН на нежилое помещение, кадастровый номер объекта 77:01:00020009:1134, инвентарный номер, литер 405/21, этажность 2, в том числе подземных 1, площадью 557,2 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Старомонетный пер., д. 22, стр. 1, нежилое помещение, кадастровый номер (или условный) номер объекта 130647, инвентарный номер, литер 405/2, этажность 2, в том числе подземных 1, площадью 434,2 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Старомонетный пер., д. 22, стр.2, нежилое помещение, кадастровый номер объекта 77:01:00020009:1136, инвентарный номер, литер 405/21, этажность 2, в том числе подземных 1, площадью 702,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Старомонетный пер., д. 22, стр. 3.
Исковые требования мотивированы тем, что ГИН РАН с 1979 г. непрерывно владеет и пользуется спорным имуществом, в силу п. 3 раздела II Приложения N 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 указанные объекты недвижимости относятся к федеральной собственности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство научных организации.
Определением от 18.10.2017 г. в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве 3-его лица, с самостоятельными требованиями относительно предмета спора привлечено: Федеральное агентство научных организаций.
Требования третьего лица с самостоятельными требованиями мотивированы тем, что закрепление имущества на праве оперативного управления за ФГБУК АУИПИК и последующая регистрация права не основана на законе и нарушает права и законные интересы РФ в лице ФАНО, а также ГИН РАН.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30 ноября 2017 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд признал зарегистрированное право оперативного управления ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры на нежилые помещения по адресу: Москва, Старомонетный пер., д.22, стр. 1, стр.2, стр. 3, отсутствующим. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в части удовлетворения самостоятельных требований ФАНО России о признании зарегистрированного права оперативного управления ФГБУК АУИПИК на нежилые помещения по адресу: Москва, Старомонетный пер., д.22, стр. 1, стр.2, стр. 3, отсутствующим и просят в удовлетворении иска в указанной части отказать. В остальной части решение суда заявители жалоб просят решение суда оставить без изменения.
Представители заявителей апелляционных жалоб в судебном заседании доводы своих жалоб поддержали.
Истец и Федеральное агентство научных организаций, представили отзывы на апелляционные жалобы, их представители в суде апелляционной инстанции против доводов жалоб возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третье лицо, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил, дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, в части удовлетворенного требования, в связи со следующим.
Как следует из представленных в дело доказательств и установлено судом, что объекты недвижимости: Усадьба - Дом нач. XIX в., 1834-1836 гг., назначение: служебное, 2- этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 557,2 кв. метров, кадастровый (или условный) номер: 77:01:0002009:1134, адрес (местонахождение): г. Москва, пер. Старомонетный, д. 22, стр. 1; Усадьба - Флигель XIX в., назначение: нежилое здание, 2- этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 434,2 кв. метров, кадастровый (или условный) номер: 130647, адрес (местонахождение): г. Москва, пер. Старомонетный, д. 22, стр. 2; Усадьба - Боковой флигель XIX в., назначение: служебное, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 702,7 кв. метров, кадастровый (или условный) номер: 77:01:0002009:1136, адрес (местонахождение): г. Москва, пер. Старомонетный, д. 22, стр. 3, - зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерации, о чем имеется соответствующая запись в ЕГРП о регистрации N 77-77-13/010/2010-018 от 07.05.2010 г., 77-77-13/010/2010-017 от 08.06.2010 г.; N77-77-12/001/2013-508 от 07.02.2013 г., копии выписок приобщены к материалам дела.
Постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960 N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" объект культурного наследия "Усадьба, начало XIX в.: дом с боковым флигелем, ограда с воротами, церковь", расположенный по адресу: г. Москва, Старомонетный пер., д. 22, стр. 1, 2, 3 вошел в утвержденный список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Впоследствии объекты культурного наследия, расположенные по адресу: г. Москва, Старомонетный пер., д. 22, стр. 1, 2, 3 были включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации (Распоряжением Правительства РФ от 19.10.2009 N1572-р, Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2012 N1148-р).
На основании указанных распоряжений в отношении объектов культурного наследия федерального значения было зарегистрировано право собственности Российской Федерации за N 77-77-13/010/2010-018, N 77-77- 13/010/2010-017, N 77-77- 12/001/2013-508.
Согласно выпискам из ЕГРП на объект по указанному выше адресу площадью 702,7 кв.м. (инв.N 405/21 литер 21) зарегистрировано ограничение права: аренда здание площадью 702,7 кв.м., подвал, помещение 1, комнаты 1, 2,Б, этаж 1, помещение 1 - комнаты с 1 по 7, 7а, 8, 8а, 8б, с 9 по 15, А, этаж 2 помещение 1 - комнаты с 1 по 6, с 8 по 12, 12а, 12б, с 13 по 19, дата государственной регистрации 03.05.2005 г. N 77-77- 01/051/2005-721, по 31.12.2020 г., лицом, в пользу которого зарегистрировано обременение в виде аренды - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук; также на указанный объект зарегистрировано право оперативного управления N 77-77-12/075/2014-384 от 29.12.2014 г в пользу ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
На объект площадью 434,4 кв.м. (инв.N 405/ литер 21) зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу Геологического института РАН, с 01.09.2004 г. по 31.12.2020 г. запись о регистрации N 77-77-01/051/2005-677; кроме того, на объект зарегистрировано право оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (N77-77-12/075/2014-380 от 29.12.2014 г.).
На объект площадью 557,2 кв.м. инв.N 405/ литер 21, зарегистрировано обременение в виде аренды на весь объект в пользу Геологического института РАН запись о регистрации 03.05.2005 г N 77-77-01/051/2005-655 период с 01.09.2004 г. по 31.12.2020 г., а также право оперативного управления N 77-77-12/075/2014-377 от 29.12.2014 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 марта 2011 г. по делу N А40-26861/02, суд установил, что данные объекты отнесены к объектам исторического и культурного наследия государственного (общероссийского) значения до 27 декабря 1991 г. и относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью.
На момент закрепления спорных помещений за ФГБУК АУИПИК полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляло Министерство имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2000 г. N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации". Спорные объекты были закреплены за ФГБУК АУИПИК на праве оперативного управления на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12.2000 г. N 1364-р.
Удовлетворяя частично требования о признании права оперативного управления отсутствующим, суд первой инстанции указал, что указанное распоряжение о закреплении спорных зданий за ФГБУК АУИПИК на праве оперативного управления не основано на законе, а право у учреждения культуры основано на ничтожном акте государственного органа, в связи с чем, право оперативного управления у ответчика не возникло. При этом, суд указал, что представителем собственника спорных зданий от имени Российской Федерации на момент закрепления их за ФГБУК АУИПИК на праве оперативного управления являлась Российская академия наук, а Минимущество России и Минкультуры России такими правомочиями не обладали.
В связи с чем, суд первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности требований и признал зарегистрированное право оперативного управления ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры на нежилые помещения по адресу: Москва, Старомонетный пер., д.22, стр. 1, стр.2, стр. 3, отсутствующим, отказав в удовлетворении остальной части иска вследствие их недоказанности.
Апелляционная коллегия не согласна с указанными выводами суда первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При этом способ защиты нарушенного права, указанный в пункте 52 Постановления (о признании права собственности отсутствующим), является специальным (не дополнительным) по отношению к таким способам защиты права, как признание права собственности (в том числе о признании права общей долевой собственности) или истребование имущества из чужого незаконного владения.
В силу положений ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у того предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Между тем, решение собственником о передаче спорных объектов ГИН РАН либо его правопредшественнику в оперативное управление не принималось.
Решение Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 28 ноября 1977 г. N 3284 о передаче объектов в аренду не подтверждает возникновение права оперативного управления, а свидетельствует лишь о передаче объектов в аренду, т.к. на момент его принятия законодательством были разделены понятия имущественного найма (аренды) и оперативного управления.
При этом, на момент издания Указа Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 решение собственника о закреплении объектов на праве оперативного управления за Институтом литосферы АН СССР отсутствовало, полномочия собственника федерального имущества последовательно осуществлялись следующими государственными органами:
- Госкомимущества РСФСР на основании постановления Совета Министров РСФСР от 21.01.1991 г. N 35 "Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом";
- Госкомимуществом России в соответствии с его положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 N 1190;
- В дальнейшем Указом Президента РФ от 30.09.1997 г. N 1062 Госкомимущества России был преобразован в Мингосимущество России, которое, в свою очередь было преобразовано в Минимущество России (Указ Президента РФ от 17.05.2000 N 867).
Указанные государственные органы также не принимали решения о закреплении объектов на праве оперативного управления за ГИН РАН либо его правопредшественником.
Более того, в период с 1991 г. до настоящего времени ни РАН, ни ФАНО России каких-либо действий для надлежащего оформления прав на спорные объекты не предпринимали.
Как следует из представленных в дело доказательств, ГИН РАН и его правопредшественник пользовались объектами на основании охранно-арендных договоров, в которых в качестве арендодателя выступал г. Москва в лице уполномоченных органов. Условиями данных договоров на арендатора было возложено бремя содержания данного имущества.
В соответствии с совместным распоряжением Минимущества России и Минкультуры России от 22.12.2000 г. N 429/1367-р объекты закреплены за Агентством на праве оперативного управления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" в его редакции на момент издания совместного распоряжения Минимущества России и Минкультуры России от 22.12.2000 N 429/1367-р Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являлись имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделялись правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждались Правительством Российской Федерации.
Между тем, ни ГИН РАН, ни ФАНО России не представили доказательств того, что Объекты были внесены в указанные реестры.
Распоряжением Правительства РФ от 19.10.2009 N 1572-р спорные Объекты были отнесены к перечню объектов культурного наследия федерального значения, в отношении которых должно быть оформлено право собственности РФ.
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации" установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основной целью деятельности ГИН РАН является организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований для увеличения объема знаний в области тектоники, стратиграфии и литологии, а также в смежных и междисциплинарных наук о Земле, в то время как основной целью деятельности Агентства является обеспечение сохранения, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении Агентства, независимо от их категории историко-культурного значения.
Таким образом, передача Объектов на праве оперативного управления именно Агентству направлена на реализацию приоритетных задач государства в области сохранения памятников истории и культуры.
Учитывая то, что единственным решением собственника в отношении Объектов является совместное распоряжение Минимущества России и Минкультуры России от 22.12.2000 N 429/1367-р.
В виду отсутствия решения о передаче Объектов ГИН РАН в оперативное управление, апелляционный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования третьего лица с самостоятельными требованиями - ФАНО России о признании отсутствующим зарегистрированного права оперативного управления ФГБУК АУИПИК на нежилые помещения по адресу: Москва, Старомонетный пер., д.22, стр. 1, стр.2, стр. 3.
ФАНО России не является государственным органом, в чью компетенцию входит осуществление полномочий собственника спорного федерального имущества. При этом, в Положении о ФАНО России отсутствуют полномочия по закреплению недвижимого имущества на вещном праве за учреждениями.
Данные полномочия предоставлены Росимуществу в соответствии с п. 5.22 Положения о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
Так как в нарушение ч.1 ст. 299 ГК РФ истец - ГИН РАН не представлено доказательств того, что Росимуществом как собственником спорных объектов принято решение о закреплении за истцом право оперативного управления, и данное обстоятельства материалами дела не подтверждаются, и оспаривается Росимуществом, следовательно, требования истца о признании права оперативного управления на спорные помещения удовлетворению не подлежат.
При этом, апелляционный суд учитывает то, что право оперативного управления на спорные помещения в настоящее время зарегистрировано за ФГБУК АУИПИК на основании совместного распоряжения Минимущества России и Минкультуры России от 22.12.2000 N 429/1367-р, которое в установленном законном порядке не отменено и не оспорено.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворенного требования, с принятием нового судебного акта в указанной части об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65, 66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2017 года по делу N А40-130964/17 (28-1212) отменить в части признания зарегистрированного права оперативного управления ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры на нежилые помещения по адресу: Москва, Старомонетный пер., д.22, стр. 1, стр.2, стр. 3, отсутствующим. В удовлетворении требования в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2017 года по делу N А40-130964/17 (28-1212) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.С. Александрова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.