г. Саратов |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А57-9228/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Балаковского муниципального района - Макаров А.А., доверенность от 09.01.2018 N 01-20/н,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Балаковского муниципального района, комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2018 года по делу N А57-9228/2017, принятое судьей Федорцовой С.А.,
по иску товарищества собственников жилья "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" (ОГРН 1136439002666, ИНН 64639083371),
к администрации Балаковского муниципального района (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991),
комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации Балаковского муниципального района, Саратовская область, г. Балаково, ПАО "ТПлюс", г. Москва в лице Территориального управления по теплоснабжению в г.Балаково филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс",
об обязании собственников сетей произвести восстановление внутриквартального трубопровода от группового бройлера дома N 19 до дома N 20 по Набережной 50 лет ВЛКСМ,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - ответчик) об обязании собственников сетей произвести восстановление внутриквартального трубопровода от группового бройлера дома N 19 до дома N 20 по Набережной 50 лет ВЛКСМ.
Определением от 31.07.2017 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика - комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Истец в заседание суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, в которых просит обязать муниципальное образование Город Балаково в лице Комитета по распоряжению имуществом и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устроить (проложить) циркуляционный трубопровод от центрального теплового пункта (ЦТП), находящегося в подвале доме N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково до наружной стены N 20 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково; установить циркуляционный насос ГВС в центральном тепловом пункте (ЦТП), находящемся в подвале доме N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2018 года суд обязал муниципальное образование "Город Балаково" в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования "Город Балаково" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить (проложить) циркуляционный трубопровод от центрального теплового пункта (ЦТП), находящегося в подвале дома N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково Саратовской области, до наружной стены дома N 20 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г.Балаково Саратовской области, установить циркуляционный насос ГВС в центральном тепловом пункте (ЦТП), находящемся в подвале дома N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково Саратовской области В удовлетворении исковых требований к ответчику - Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области отказано.
С муниципального образования "Город Балаково" в лице Администрации в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования "Город Балаково" в пользу истца - Товарищества собственников жилья "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" взысканы судебные расходы по оплате судебной экспертизе в размере 37000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Администрация Балаковского муниципального района, комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.
Заявители апелляционных жалоб считают, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: администрация в жалобе указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является комитет финансов Администрации, комитет в своей жалобе указывает, что доказательства нахождения ранее или в настоящее время в муниципальной собственности циркуляционного трубопровода в материалы дела не представлено, истцом пропущен срок исковой давности, спор подведомственен суду общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель администрации Балаковского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ" зарегистрировано в МРИ ФНС N 2 по Саратовской области 02.12.2013 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава.
В соответствии с пунктом 1.1. Устава, в управлении товарищества находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул.Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20. Товарищество объединяет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20.
В соответствии с пунктом 3.1. Устава целями и задачами ТСЖ являются в том числе: управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; обеспечение эксплуатации многоквартирного дома силами товарищества; обеспечение предоставления собственникам помещений коммунальных и прочих услуг.
Пунктом 3.1.7. Устава ТСЖ наделено правом предоставление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в судебных, государственных органах власти и органах местного самоуправления.
27.10.2016 по средствам электронной связи в адрес ГЖИ поступило заявление Калашниковой Любови Владимировны, проживающей по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20, 21 о совершении административного правонарушения Управляющей организацией МКД, предусмотренного ст. 7.23.КоАП "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами", выразившегося в отсутствии отопления на лестничной площадке МКД, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20, а так же неисправности полотенцесушителей в 54-х квартирах МКД, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20.
На основании указанного заявления Калашниковой Л.В. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области вынесено Распоряжение N 970/0 от 19.12.2016 о проведении плановой выездной проверки в отношении ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20".
23.12.2016 на основании Распоряжения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области N 970/0 от 19.12.2016 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" в части соблюдения жилищного законодательства при содержании общего имущества МКД, расположенного по вышеуказанному адресу, по результатам которой составлен Акт проверки и вынесено Предписание N 74/0, врученные председателю ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" Глазковой А.Ю.
ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" предписано: выполнить ремонтные работы по восстановлению функционирования полотенцесушителя в квартире 21 в МКД по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20., а так же восстановить подъездное отопление в жилом доме по вышеуказанному адресу в срок до 13.02.2017.
ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" не согласившись с вынесенным предписанием обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене Предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 74/0 от 23.12.2016 г. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2017 г. по делу NА57-3488/2017 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 20" требований было отказано.
Как установлено решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2017 по делу N А57-3488/2017, в 1995 г. при передаче многоквартирных домов, в том числе МКД, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20 от ОАО "Балаковские волокна" в муниципальную собственность Балаковского муниципального образования (Комитету по управлению имуществом Балаковского муниципального образования) переданы и инженерные коммуникации (трубопроводами отопления (подача и обратка) и горячее водоснабжение (подача). Циркуляционный трубопровод отсутствовал и не был передан БМО.
В соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 N 043-2005/С, заключенным между Комитетом по управлению имуществом Балаковского муниципального образования (в соответствии с договором о замене стороны в обязательстве от 13.11.2009 - администрация муниципального образования город Балаково) и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания (в настоящее время ПАО "Т Плюс"), вышеуказанные трубопроводы были переданы в безвозмездное пользование ресурсоснабжающей организации. В настоящее время собственником вышеуказанных сетей является муниципальное образование город Балаково.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления истцом настоящего иска в суд.
Оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, обстоятельства по делу и доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судебного акта.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса РФ два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N20.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, полномочия собственника муниципального имущества муниципального образования город Балаково, в связи с ликвидацией администрации муниципального образования город Балаково в соответствии с Решением Собрания Балаковского муниципального района от 21 декабря 2016 года N 3/5-67 "Об утверждении Положения о "Об утверждении Положения о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области администрации Балаковского муниципального района Саратовской области" осуществляет Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Центр независимой судебной экспертизы и оценки" (413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Братьев Захаровых, 12/2), экспертам Степанову В.В., Спирину А.В.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли установленным требованиям температура воды в системе горячего водоснабжения (конкретно, в полотенцесушителе) в квартире 21, а также в полотенцесушителях, расположенных в ванных комнатах собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, д. 20? Если нет, то каковы причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества?
2. Каковы способы устранения причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качестве и каково технико-экономическое обоснование затрат, связанных с реализацией выявленных способов устранения причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
3. При наличии нескольких способов устранения причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установить наиболее оптимальное решение с точки зрения технико-экономических показателей.
Определением от 08.11.2017 арбитражный суд возобновил производство по делу, в связи с поступлением в суд заключения экспертов.
Согласно результатам проведенного исследования эксперты пришли к следующим выводам.
В квартире N 21 дома 20 по улице Набережная 50 Лет ВЛКСМ г.Балаково Саратовской области температура горячей воды, на момент проведения натурных испытаний составляла 24,8 °С (табл.1), что не соответствует требованиям п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Причина предоставления коммунальных услуг надлежащего качества - тупиковая схема ГВС, отсутствие циркуляционного трубопровода в системе горячего водоснабжения.
Для восстановления работы полотенцесушителя в квартире N 21 дома N20 по улице Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково Саратовской области необходимо восстановление магистральных трубопроводовов системы горячего водоснабжения, проложенных в подвале дома, установка полотенцесушителей в квартирах других жильцов в случае их отсутствия, организация циркуляции теплоносителя.
Исходя из материалов дела, в ходе производства экспертизы рассматривались два варианта восстановления циркуляции:
1. устройство циркуляционного трубопровода от ЦТП;
2. установка пластинчатого теплообменника в подвале дома N 20, и приготовление горячей воды индивидуально, индивидуальный тепловой пункт (ИТП).
При наличии нескольких способов устранения причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установить наиболее оптимальное решение с точки зрения технико-экономических показателей.
Затраты на реализацию технических решений, за вычетом одинаковых позиций, представлены в исследовательской части настоящего заключения эксперта.
С точки зрения капитальных затрат устройство циркуляционного трубопровода от центрального теплового пункта (ЦТП) значительно дешевле организации собственного индивидуального теплового пункта (ИТП), это обуславливается ранее принятыми техническими решениями организации централизованной подачи ГВС и наличием действующего теплообменника.
Но, в то же время, при установке пластинчатого теплообменника в подвале дома N 20, и приготовления горячей воды индивидуально, т.е. по второму варианту, эксплуатационные затраты ниже.
Срок окупаемости при установке пластинчатого теплообменника в подвале дома N 20, и приготовления горячей воды индивидуально, т.е. по второму варианту, определенный простым не дисконтированным методом составит 17,6 лет.
Срок окупаемости при установке пластинчатого теплообменника в подвале дома N 20, и приготовления горячей воды индивидуально, т.е. по второму варианту составляет 17,6 лет, что почти в 2 раза превышает срок службы пластинчатого теплообменника ГВС, а значит, является нерентабельным.
Таким образом, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилой дом является тупиковая схема ГВС и отсутствие циркуляционного трубопровода в системе горячего водоснабжения.
Как видно из материалов дела и пояснений третьего лица - ПАО "Т Плюс" (ранее - ОАО "Волжская ТГК"), общество обслуживает внутриквартальные тепловые сети, центральные тепловые пункты и групповые бойлера в г. Балаково Саратовской области (в том числе спорную теплотрассу) на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 г. N 043-2005/С. Собственником вышеуказанных тепловых сетей и тепловых энергоустановок является муниципальное образование города Балаково. Горячее водоснабжение многоквартирного дома N 20 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково осуществляется от группового бойлера, установленного в подвальном помещении дома N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ. Циркуляционный трубопровод ГВС от группового бойлера до наружной стены многоквартирного дома N 20 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ отсутствует, как и циркуляционные насосы в групповом бойлере.
Как видно из приложения N 1 к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 г. N 043-2005/С, под N 527 ПАО "П Плюс" передавалась одна труба ГВС диаметром 76 мм протяженностью в одну нитку 38,2х1 мп, тогда как протяженность трубы отопления составляет 76,3х1 мп, из чего следует, что обратная труба ГВС отсутствует.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу энергии по внутриквартальным тепловым сетям, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Пунктом 2.2.4 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 г. N 043-2005/С предусмотрено, что работы по модернизации, реконструкции и техперевооружению финансируются за счёт источников, указанных Ссудодателем дополнительно.
Таким образом, реконструкция схемы ГВС от поставщика энергоресурса до его потребителя на основании пункта 2.2.4. договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.12.2005 г. N 043-2005/С, относится к компетенции его собственника - муниципального образования города Балаково.
Из данного договора от 15.12.2005 г. N 043-2005/С и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от спорных ЦТП, а также самих центральных тепловых пунктов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 1, 3 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением Собрания Балаковского МР Саратовской области N 3/6-80 от 27.01.2017 г.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что собственник ЦТП и циркуляционного трубопровода от центрального теплового пункта до наружной стены многоквартирного дома N 20, а также циркуляционные насосы ГВС в центральном тепловом пункте, находящемся в подвале дома N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению теплотехнической экспертизы для подачи надлежащего качества горячего водоснабжения с спорный жилой дом необходимо устранить (проложить) циркуляционный трубопровод от центрального теплового пункта (ЦТП), находящегося в подвале дома N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково Саратовской области, до наружной стены N 20 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г.Балаково Саратовской области, установить циркуляционный насос ГВС в центральном тепловом пункте (ЦТП), находящемся в подвале N 19 по ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ г. Балаково Саратовской области.
Также, в материалах дела имеется отзыв третьего лица - ТСЖ "Набережная 50 лет ВЛКСМ 19", в котором третье лицо пояснило, что ранее в подвале дома N 19 был установлен и циркуляционный насос ГВС в центральном тепловом пункте (ЦТП), в подвале дома N 19 обустроено необходимое помещение, в котором ранее были установлены циркуляционные насосы, а также существуют вводные отверстия для входа соответствующей трубы циркуляционного трубопровода, который необходимо проложить (восстановить) для возобновления работы полотенцесушителей МКД N 20. Также третье лицо пояснило, что прокладка циркуляционного трубопровода не затрагивает права ТСЖ и не требует проведения общего собрания собственников жилых помещений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами. Данная норма права не устанавливает для субъектов гражданских правоотношений ограничений в выборе способа защиты права и не исключает возможности использования нескольких способов защиты. Следовательно, право выбора способа защиты принадлежит стороне правоотношения.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В силу указанной статьи администрация Балаковского муниципального района представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования, в связи с чем, обоснованно привлечена в качестве ответчика по требованию предъявляемому к муниципальному образованию, таким образом, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации Балаковского муниципального района.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое образование, а не его органы.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование "Город Балаково" в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
В отношении ответчика - Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам Администрации Балаковского МР Саратовской области суд в иске отказал.
Довод Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам Администрации Балаковского МР Саратовской области о пропуске истцом срока исковой давности подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как видно из материалов дела, 18.01.2017 истец узнал о том, что права на надлежащее ГВС нарушены наличием недостатков наружного трубопровода, о чем свидетельствует письмо ПАО "Т Плюс" от 18.01.2017 N 51207-02-0059.
Таким образом, истцом не пропущен срок исковой давности на подачу данного искового заявления.
Довод комитета по вопросу не подведомственности данного спора арбитражному суду также подлежит отклонению как необоснованный.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 января 2018 года по делу N А57-9228/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.