город Омск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А81-7941/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-781/2018) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2017 по делу N А81-7941/2017 (судья Беспалов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8902009214, ОГРН 1028900557355)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ямалкомплектсервис" (ИНН 8902015017, ОГРН 1128901004209)
о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ямалкомплектсервис" (далее по тексту - общество, ООО "Ямалкомплектсервис", страхователь, должник) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб.
Решением по делу в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на наличие в действиях страхователя состава вмененного правонарушения в виде представления неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года (не представлены сведения в отношении 1 застрахованного лица).
При этом, заявитель, ссылаясь на статью 15, пункт 2.2 статьи 11, статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ), пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н), указал на то, что страхователь имеет право без предъявления к нему финансовых санкций уточнить и дополнить сведения, информация о которых за данный отчетный период уже была представлена в территориальный орган в установленный законом срок. Если же страхователь впервые представил сведения о застрахованных лицах после истечения установленного срока, то имеет место состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и финансовые санкции в этом случае применяются.
По мнению Пенсионного фонда, 16.03.2017 заявитель не уточнял и не исправлял представленные 10.02.2017 по форме СЗВ-М за январь 2017 года сведения в отношении 57 застрахованных лиц, а впервые предоставил дополняющую форму в отношении еще 1 застрахованного лица, сведения по которому ранее не были отражены, в связи с чем первоначально представленные сведения о застрахованных лицах являются неполными.
В этой связи, как указывает податель жалобы, поскольку сведения за январь 2017 года об 1 застрахованном лице изначально не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда, постольку страхователь оспариваемым решением правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб.
При этом заявитель в апелляционной жалобе также ссылается на неверное применение судом первой инстанции положений нормативных актов, утративших силу, а именно: Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее по тексту - Инструкция N 987н), которая утратила силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н. Кроме того, Пенсионный фонд полагает необоснованными ссылки суда первой инстанции на письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, которое не подлежит применению в связи с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004.
Отзыв на апелляционную жалобу не предоставлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за январь 2017 года, в ходе которой установлено следующее.
Обществом форма СЗВ-М с типом сведений "исходная" за январь 2017 года предоставлена в Пенсионный фонд 10.02.2017.
16.03.2017 ООО "Ямалкомплектсервис" страховщику предоставлена форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2017 в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 16.03.2017.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода Пенсионного фонда о том, что в сведениях за январь 2017 по форме СЗВ-М, предоставленных страхователем первоначально 10.02.2017, содержались неполные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Изложенное отражено в акте от 26.04.2017.
26.04.2017 по результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение N 030S18170001143, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Требованием от 25.05.2017, направленным должнику, последнему предложено уплатить указанную сумму штрафа.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
12.12.2017 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заинтересованное лицо первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) на 57 застрахованных лиц за январь 2017 года в установленный срок. В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, 16.03.2017 обществом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 1 застрахованное лицо.
Согласно доводам заявителя начисление штрафа осуществлено Пенсионным фондом правомерно, поскольку обществом фактически предоставлены неполные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, заявителем не учтено следующее.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее также - постановление N 83п) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона N 27-ФЗ пунктом 41 ранее действовавшей Инструкции N 987н, предусматривалось, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция N 766н в пункте 37 нормативно закрепила, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
Согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
В настоящем случае, как установлено выше и не опровергнуто подателем жалобы, страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее Пенсионным фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Имея в виду приведенное выше правовое регулирование, принимая во внимание, что Пенсионным фондом обозначенный выше факт предоставления обществом неполных сведений за январь 2017 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен только после направления заявителем "дополняющей" формы СЗВ-М, суд первой инстанции обоснованно заключил об отсутствии у заявителя правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ и, соответственно, для взыскания с должника заявленных Пенсионным фондом финансовых санкций.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя, изложенную им в суде первой инстанции, означенные выше выводы судов не опровергают, а представляют собой лишь несогласие с ними, не свидетельствуют об их ошибочности либо незаконности.
При этом указания Пенсионного фонда на то, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался положениями утратившей силу Инструкции N 987н, судом апелляционной инстанции отклоняются, т.к., как установлено выше, действие данной Инструкции прекратилось только с 19.02.2017, соответственно, на момент возникновения спорных правоотношений (форма СЗВ-М за январь 2017 года по типу "исходная" подана заинтересованным лицом 10.02.2017) положения названной Инструкции подлежали применению.
Доводы Пенсионного фонда о неправомерности ссылок суда первой инстанции на письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, которое не подлежит применению в связи с письмом ПРФ от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004, признаются подлежащими отклонению, поскольку, как указано подателем жалобы, данное письмо отменно в связи изданием письма ПРФ от 29.11.2017, т.е. в период возникновения спорных отношений, в том числе и на момент подачи страхователем формы СЗВ-М за январь 2017 года по типу "дополняющая", вынесения Пенсионным фондом решения от 26.04.2017 о привлечении общества к ответственности, выставления требования от 25.05.2017 об уплате начисленных финансовых санкций, разъяснения, изложенные в письме от 14.12.2004, подлежали учету, в том числе Пенсионным фондом.
При этом применение судом первой инстанции означенных положений вышеуказанной Инструкции, разъяснений, изложенных в письме от 14.12.2004, не является незаконным, т.к. в рамках настоящего спора арбитражным судом оценивались правоотношения сторон, возникшие и существовавшие в период действия означенных документов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Пенсионного фонда в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2017 по делу N А81-7941/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.