г. Самара |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А72-16680/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 января 2018 года по делу N А72-16680/2017 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ИНН 7316000218, ОГРН 1027300930678), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к финансовому управлению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (ИНН 7316002656, ОГРН 1027300930370), Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей,
заинтересованное лицо: муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район", Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей,
третье лицо: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина, Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей,
о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казенное предприятие "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (далее ответчик), выразившегося в неприостановлении операций по счетам муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа г. Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина (далее третье лицо), об обязании ответчика приостановить до момента исполнения исполнительных листов серии АС N 003850679 от 17.03.2014, АС N 003854238 от 29.05.2014, АС N 003856230 от 03.07.2014, АС N 003856973 от 25.07.2014, АС N 003857047 от 21.07.2014, АС N 003846388 от 09.09.2014, ФС N 000237448 от 04.03.2015, ФС N 000238473 от 31.03.2015, ФС N 005835220 от 16.06.2015, АС N 003856394 от 30.06.2014, АС N 003852342 от 18.04.2014, ФС N 005840742 от 01.09.2015, ФС N 005840805 от 31.08.2015, ФС N 005841665 от 16.09.2015, ФС N 0011951788 от 27.06.2016 операции по всем лицевым счетам третьего лица, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.01.2018 г. заявленные требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 15.01.2018 г. и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Ульяновской области в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа г. Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина выданы исполнительные листы Серии АС N 003850679 от 17.03.2014, АС N 003854238 от 29.05.2014, АС N 003856230 от 03.07.2014, АС N 003856973 от 25.07.2014, АС N 003857047 от 21.07.2014, АС N 003846388 от 09.09.2014, ФС N 000237448 от 04.03.2015, ФС N 000238473 от 31.03.2015, ФС N 005835220 от 16.06.2015, АС N 003856394 от 30.06.2014, АС N 003852342 от18.04.2014, ФС N 005840742 от 01.09.2015, ФС N 005840805 от 31.08.2015, ФС N 005841665 от 16.09.2015, ФС N 0011951788 от 27.06.2016.
Исполнительные листы Серии ФС N 005840805 и ФС N 005841665757 направлены в Финансовое управление 04.04.2017 и 05.04.2017 соответственно (получены Финансовым управлением 07.04.2017). Исполнительные листы Серии ФС N 005835220 и ФС N 000238473 направлены в Финансовое управление 07.04.2017 (получены Финансовым управлением 13.04.2017). Исполнительный лист серии ФС N 000237448 направлен в Финансовое управление 12.04.2017, АС N 003856394 и АС N 003856973 - 13.04.2017 (получены Финансовым управлением 18.04.2017). Исполнительные листы серии ФС N 005840742, АС N 003852342, АС N 003857047, АС N 003856230, АС N 003854238 направлены в Финансовое управление 17.04.2017, АС N 003850679 - 19.04.2017 АС N 003846388 и ФС N 011951788 - 21.04.2017 (получены Финансовым управлением 25.04.2017).
Согласно Устава Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина является казенным учреждением.
В связи с неисполнением указанного исполнительного документа заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ".
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ регулируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с п. 3 указанной статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пункт 4 статьи 242.5 БК РФ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Диспозиция статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для ее применения.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительные листы Серии АС N 003850679 от 17.03.2014, АС N 003854238 от 29.05.2014, АС N 003856230 от 03.07.2014, АС N 003856973 от 25.07.2014, АС N 003857047 от 21.07.2014, АС N 003846388 от 09.09.2014, ФС N 000237448 от 04.03.2015, ФС N 000238473 от 31.03.2015, ФС N 005835220 от 16.06.2015, АС N 003856394 от 30.06.2014, АС N 003852342 от18.04.2014, ФС N 005840742 от 01.09.2015, ФС N 005840805 от 31.08.2015, ФС N 005841665 от 16.09.2015, ФС N 0011951788 от 27.06.2016 исполнены не были, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа г. Сенгилея муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области имени Героя Советского Союза Н.Н.Вербина не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, что бездействие Финансового управления Администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области по неисполнению требований исполнительных документов Серии АС N 003850679 от 17.03.2014, АС N 003854238 от 29.05.2014, АС N 003856230 от 03.07.2014, АС N 003856973 от 25.07.2014, АС N 003857047 от 21.07.2014, АС N 003846388 от 09.09.2014, ФС N 000237448 от 04.03.2015, ФС N 000238473 от 31.03.2015, ФС N 005835220 от 16.06.2015, АС N 003856394 от 30.06.2014, АС N 003852342 от18.04.2014, ФС N 005840742 от 01.09.2015, ФС N 005840805 от 31.08.2015, ФС N 005841665 от 16.09.2015, ФС N 0011951788 от 27.06.2016 является незаконным. Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2013 по делу N А57-18659/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А72-4457/2014.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 января 2018 года по делу N А72-16680/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.