г. Пермь |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А60-6990/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб" (ИНН 7801368543, ОГРН 1047855128166) - Ленчевский В.В., паспорт, доверенность от 06.02.2018;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014) - Николаева М.М., удостоверение, доверенность от 15.02.2018; Александрова А.О., удостоверение, доверенность от 01.02.2017;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2018 года
по делу N А60-6990/2018, принятое судьей О.В. Гаврюшиным
по заявлению закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб" (ИНН 7801368543, ОГРН 1047855128166)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014)
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Закрытое акционерное общество "Делтабокс СПб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2017 года N 2288 и от 06.12.2017 года N 2308 и возложении на налоговый орган обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель настаивает на том, что налоговая база по налогу на имущество организаций должна определяться исходя из кадастровой стоимости здания, учитывая, что налогоплательщик является собственником всех помещений здания. В перечень, утверждённый Правительством Свердловской области на 2017 год, включено здание под кадастровыми номером 66:41:0608010:274, принадлежащие ЗАО "Делтабокс СПб" полностью, а не помещения в нём, поэтому объектом налогообложения является здание, указанное в перечне, но не помещения в нём. Следовательно, ЗАО "Делтабокс СПб" правомерно применило кадастровую стоимость объекта (здания) с кадастровым номером 66:41:0608010:274, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 г. N 1593- ПП. Примененная налоговым органом кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3797, 66:41:0608010:3798, 66:41:0608010:3799, 66:41:0608010:3796 данным постановлением Правительства Свердловской области или иными постановлениями Правительства Свердловской области не утверждены, они исчислены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области самостоятельно, а потому имеют справочный характер и не могут быть применены для расчета налога на имущество организаций в 2017 году.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители налогового органа возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: запроса ЗАО "Делтабокс СПб" в филиал ФГБУ "ФКБУ Росреестра по Свердловской области"; письма "ФКП Росреестра по Свердловской области" от 25.04.2018 N 2.4-6816- ТШ/18; выписки из ЕГРН от 08.05.2018 г. N 66/ИСХ/18-401376.
Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку суд апелляционной инстанции признал причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Делтабокс СПб" принадлежат на праве собственности все помещения в здании по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 12. общей площадью 6 404, 90 кв. метров, кадастровой стоимостью 67 863 247,33 руб., а именно: помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3799 кадастровой стоимостью 71 756 696,88 руб., помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3798 кадастровой стоимостью 89 956 322,28 руб., помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3797 руб. кадастровой стоимостью 21 318 648,12 руб., помещения с кадастровым номером 66:41:0608010:3796 кадастровой стоимостью 21 651 003 руб.
Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области были проведены камеральные налоговые проверки ЗАО "Делтабокс СПб" на основании уточненного (корректирующего) расчёта "Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций" за первый квартал 2017 г.; на основании Налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций" за полугодие 2017 г.
Результаты проверок оформлены актами от 25.10.2017 года N 9643 и от 30.210.2017 N 9741.
В ходе проверок налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик для расчета авансового платежа по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2017 г. и 6 месяцев 2017 г. неправомерно применил кадастровую стоимость всего здания в размере 67 863 247.00 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверок налоговым органом вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2017 года N 2288 и от 06.12.2017 года N 2308.
Указанными решениями обществу начислен налог на имущество организаций в размере 684 097 руб. за 1 квартал 2017 года и 684 097 руб. за полугодие 2017 года; начислены пени по состоянию на 29.11.2017 г. в размере 38 182,88 рублей (за 1 кв. 2017 г. Решение N 2288) и 20 894, 20 руб. по состоянию на 06.12.2017 г. за полугодие 2017 г. Решение N 2308 от 06.12.2017 г.).
Не согласившись с принятыми решениями, налогоплательщик обратился с апелляционными жалобами в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 22.01.2018 N N 110/2018, 113/2018, жалобы заявителя оставлены без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемые решения заинтересованного лица не соответствуют положениям Налогового Кодекса Российской Федерации нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что решения инспекции соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспаривая решение суда первой инстанции, налогоплательщик настаивает на том, что налоговая база по налогу на имущество организаций должна определяться исходя из кадастровой стоимости здания, учитывая, что налогоплательщик является собственником всех помещений здания.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке, результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и, размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На территории Свердловской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов налогообложения, введен с 01.01.2015.
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ дополнен ст. 1-1, в соответствии с п. 1 которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них.
В целях реализации данной нормы, а также п. 7 ст. 378.2 НК РФ на территории Свердловской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости: на 2015 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП; на 2016 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП; на 2017 год Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 927-ПП.
В силу указанных выше положений включенных в Перечни торговых (административных) центров, а также находящихся в них помещений, налог на имущество организаций (в случае, если собственник объекта - юридическое лицо), а также налог на имущество физических лиц (в случае, если собственник объекта физическое лицо) исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
В перечень, утверждённый Правительством Свердловской области на 2017 год включено здание по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 12. общей площадью 6 404, 90 кв. метров, кадастровой стоимостью 67 863 247,33 руб. с кадастровым номером 66:41:0608010:274.
Общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3799, 66:41:0608010:3798, 66:41:0608010:3797, 66:41:0608010:3796, расположенными в здании по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 12. общей площадью 6 404, 90 кв. метров, то есть является собственником всех помещений в здании с кадастровым номером 66:41:0608010:274, кадастровой стоимостью 67 863 247,33 руб., которое включено в Перечень. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом в ходе судебного разбирательства.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ, как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ, принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа, принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества, только путем принятия судом или комиссией, соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Высшим исполнительным органом государственной власти Свердловской области является Правительство Свердловской области (ст. 2 Областного закона от 24.12.1996 N 58-03 "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области"), полномочия которого устанавливаются федеральными законами, Уставом и законами Свердловской области.
Никакие иные, кроме содержащихся в Постановлении Правительства Свердловской области от 28.12.2012 г. N 1593-ПП данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не считаются достоверными и не должны приниматься во внимание, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций, на основании статьи 378.2 НК РФ на 2017год, является Постановление Правительства Свердловской области от 28.12.2012 г. N 1593- ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области", любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в Постановлении N 1593-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
При этом, пунктом 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Согласно указанному положению пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Таким образом, никаким иным образом кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в Перечень, в том числе, на основании кадастровых справок, определению не подлежит.
На основании вышеизложенного, доводы налогового органа о том, что обществом занижена налоговая база (кадастровая стоимость) при исчислении налога на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 66:41:0608010:3799, 66:41:0608010:3798, 66:41:0608010:3797, 66:41:0608010:3796, что привело к неуплате налога на имущество организаций в размере 684 097 руб. за 1 квартал 2017 года и 684 097 руб. за полугодие 2017 года, отклонены апелляционным судом.
Ссылки налогового органа на Порядок заполнения налоговой декларации и налогового расчета по налогу на имущество организаций, утвержденный Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 о том, что в налоговой декларации учет должен вестись пообъектно не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку не опровергают вывод о том, что при определении налоговой базы должна быть применена кадастровая стоимость здания, утвержденная в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводам о том, что решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2017 года N 2288 и от 06.12.2017 года N 2308 не соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, подлежат признанию недействительными.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2018 года по делу N А60-6990/2018 подлежит отмене.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 руб. и 1500 руб. по апелляционной жалобе, понесенные заявителем относятся на налоговый орган. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2018 года по делу N А60-6990/2018 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.11.2017 года N 2288 и от 06.12.2017 года N 2308, как несоответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014) в пользу закрытого акционерного общества "Делтабокс СПб" (ИНН 7801368543, ОГРН 1047855128166) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Делтабокс СПб" (ИНН 7801368543, ОГРН 1047855128166) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платёжному поручению от 15.06.2018 года N 1163.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.