г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А40-134138/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росеестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.11.2017 по делу N А40-134138/17, принятое судьей Гамулиным А.А. (23-1186)
по заявлению ДНТ "Кооператив Яковлевское"
к Управлению Росеестра по Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Бражников В.С. по дов. от 18.07.2017; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 21.12.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ДНТ "Кооператив Яковлевское" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) N 77/022/054/2017-48 от 24.04.2017 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - газопровод высокого и низкого давления, для газификации 18-ти жилых строений, расположенный по адресу: г.Москва, п.Новофедоровское, д.Зверево, ДНТ "Кооператив Яковлевское", кадастровый номер: 77:21:0140503:646 и устранении допущенных нарушений прав заявителя путем осуществления государственной регистрации права.
Решением арбитражного суда 27.11.2017 указанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, данное решение нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступал.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте заседания, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.01.2017 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77/022/054/2017 об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г. Москва, п. Новофедоровское, д. Зверево, ДНТ "Кооператив Яковлевское", кадастровый номер: 77:21:0140503:646 как на вновь созданный объект.
Государственная регистрация была приостановлена сроком до 22.04.2017, в соответствии с ч.3 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", о чем заявитель уведомлен письмом от 23.01.2017 г.
Дополнительные документы представлены заявителем в соответствии с заявлениями от 31.01.2017 N 77/022/055/2017, от 15.03.2017 N 77/022/055/2017.
Решением от 24.04.2017 N 77/022/054/2017-48 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, п.Новофедоровское, д.Зверево, ДНТ "Кооператив Яковлевское", кадастровый номер: 77:21:0140503:646, со ссылкой на ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п.2 ч.4 ст.18 Федерального закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как видно из материалов дела, решение об отказе вынесено в связи с не устранением причин, послуживших основанием приостановления процедуры государственной регистрации в связи с отсутствием необходимых документов.
Из сообщения о приостановлении процедуры государственной регистрации видно, что основанием приостановления явились в соответствии с п.п.5, 9 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следующие основания:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Управление ошибочно посчитало, что заявленный на государственную регистрацию газопровод имеет высокое и низкое рабочее давление и требуется разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, чего заявителем Управлению не представлено.
Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Земельно-правовые отношения оформлены на основании договора аренды земельного участка N 4775 от 31.01.2012 и дополнительного соглашения от 28.12.2012.
Согласно ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу п.8 ст.90 ЗК РФ, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Из материалов дела видно, что ОАТИ города Москвы выдан ордер (разрешение) N 16110003 от 25.01.2016 на раскопку траншеи для газопровода, содержание защитных ограждений, установку временных сооружений.
В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как усматривается из материалов дела, газопровод по адресу: г.Москва, д.Зверево, ул. Таманская, ДНТ "Кооператив Яковлевское" (ж.д. на уч. N N 5, 20, 21, 7, 17, 16, 19, 11, 12, 13, 15) принят комиссией по акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 28.07.2016, согласно которому объект соответствует требованиям СП-62.13330.2011.
ГУП "Мособлгаз" выданы технические условия для присоединения объекта газификации 18 жилых строений N 5920-57/6 от 09.12.2013.
Газопровод поставлен на кадастровый учет за номером 77:21:0140503:646, что подтверждается кадастровым паспортом, копия которого имеется в материалах дела.
Указанные документы сдавались заявителем на государственную регистрацию, что подтверждается соответствующими расписками.
В соответствии с ч.1 ст.55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п.3 ч.17 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п.1.4 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП для строительства и реконструкции сетей газопотребления и газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, получение разрешения не требуется.
Данные обстоятельства также изложены в письмах Мосгосстройнадзора, исх. N 09-3412/17-(2)-1 от 14.07.2017, исх. N 09-3412/17-(1)-1 от 23.05.2017.
Согласно акту приемки, рабочее давление газопровода составляет 0,6; 0,005 МПа.
Таким образом, разрешение на строительство, и, как следствие, разрешение на ввод в эксплуатацию газопровода не требовалось.
В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструируемые объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом ФРС от 08.06.2007 N 113, в случае, когда разрешение на строительство не требуется, то на основании п.1 ст.25.3 Закона о регистрации, основаниями для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества являются: документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества и правоустанавливающий документ на земельный участок.
В связи с этим, заявителем представлены при обращении в регистрирующий орган документы, подтверждающие возникновение права собственности на вновь возданный объект недвижимости, в связи с чем, требования регистрирующего органа о представлении на регистрацию разрешения на ввод в эксплуатацию не имеет правового значения.
При таких обстоятельствах, поскольку Управлению представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом N 218-ФЗ, и соответствуют требованиям действующего законодательства, то отказ Управления в государственной регистрации права является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.11.2017 по делу N А40-134138/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.