Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2018 г. N Ф06-33667/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А57-10870/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании представителя государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Поповой В.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 N 2,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2018 года по делу N А57-10870/2017, принятое судьёй Лузиной О.И., по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", г. Саратов, (ИНН 6450924067, ОГРН, 1076450002056) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго", г. Шиханы, (ИНН 6441026109, ОГРН 1146441000061), о взыскании суммы задолженности за поставленный коммунальный ресурс за январь, февраль 2017 года в размере 93 114 рублей 39 копеек, неустойки за нарушение сроков оплаты за период с 16.02.2017 по 21.04.2017 в сумме 1 185 рублей 85 копеек и расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 772 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее по тексту - истец, ГУП "Облводоресурс") с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" (далее по тексту - ответчик, ООО "Коммунэнерго") о взыскании задолженности за объём поставленного коммунального ресурса, предоставленного на ОДН за период январь - февраль 2017 года в сумме 71 325 рублей 71 копейки, суммы неустойки за нарушение сроков оплаты за период с 16.02.2017 по 10.01.2018 в размере 5 618 рублей 81 копейки.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить в части взыскания задолженности за объём поставленного коммунального ресурса за период январь - февраль 2017 года в сумме 71 325 рублей 71 копейки и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 078 рублей, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности за период январь - февраль 2017 года в сумме 39 766 рублей 74 копеек и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Истец, в соответствии со статьёй 262 АПК РФ и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным удом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 17 сентября 2015 года, между ГУП СО "Облводоресурс" (ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "Коммунэнерго" (исполнитель) заключён договор N 11/15-УК холодного водоснабжения и водоотведения для предоставления коммунальных услуг потребителям (далее по тексту - договор), которым определены условия приобретения исполнителем коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Количество (объём) коммунального ресурса, поставленного РСО по договору, с соответствии с Приложением N 5 к договору, определяется на основании данных (показаний) коллективного (общедомового) прибора учёта, а при его отсутствии и (или) неисправности определяется расчётным способом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Количество (объём) коммунального ресурса поставленного РСО по договору в многоквартирный дом, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний этого прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учёта).
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Договор заключен на срок до 31.12.2015 и считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
Истец, исполнив свои обязательства по договору в полном объёме, поставил ответчику в период январь, февраль 2017 года питьевую воду через присоединённую сеть в необходимом ему объёме.
Ответчик, в свою очередь, оплату оказанных услуг не произвёл на сумму 71 325 рублей 71 копейки, что явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим уточнённым иском.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь положениями статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - ГК РФ, Закон N 416-ФЗ, соответственно), установив факт оказания истцом услуг ответчику по отпуску воды через присоединённую сеть и приём сточных вод от него на заявленную к взысканию сумму, согласившись с расчётом неустойки, начисленной за период просрочки с 16.02.2017 по 10.01.2018 в размере 5 618 рублей 81 копейки, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность удовлетворения заявленных требований в части учёта в объёме услуг холодного водоснабжения повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Апелляционный суд отклоняет данные доводы жалобы, как являющиеся повторением возражений на настоящее исковое заявление, основанные на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, и направленные на переоценку выводов арбитражного суда в указанной части, в силу следующего.
Норматив потребления коммунальной услуги определяется Правилами N 354 в пункте 2, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306) в пункте 2 как количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта.
Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний сведений, зафиксированных в порядке пункта 38 данных правил (в частности, показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов.
Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306).
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены постановлением правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учёта коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено в случаях, установленных в Правилах N 354, в том числе при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, - в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета; при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии технической возможности установки приборов учета), а также по истечении предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по среднемесячным данным, в случае если собственники помещений не обеспечили оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261 -ФЗ) расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в решении от 11.06.2013 N АКПИ13-205, по смыслу данного законоположения, применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости, потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учёта, постановлениями правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учёта.
Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса и Правилами N 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений вышеуказанных Правил N 306 и N 354 следует, что в формулах расчёта размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учёта (при наличии технической возможности установки прибора учёта или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учёта), должен применяться "повышенный" норматив.
При отсутствии технической возможности установки прибора учёта в жилом помещении, подтверждённой соответствующим актом, составленным по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчёте размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый" норматив.
В случае, когда объём коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчётный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124), определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов, то объём денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учёта, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного" норматива.
В такой ситуации, полученные в качестве разницы при расчёте размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов средства исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354 в редакции, действовавшей в период регулирования спорных отношений).
Если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учёта, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объёме её реализации коммунального ресурса.
В случае, когда объём коммунального ресурса, поставляемого за расчётный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчётной формуле применяется значение "повышенного" норматива (при отсутствии обстоятельств, с которыми Правила N 124, N 306 и N 354 связывают невозможность применения повышающих коэффициентов).
В такой ситуации, объём денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учёта, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного" норматива, соответственно, приходящуюся на повышенные коэффициенты нормативов потребления коммунальных ресурсов сумму денежных средств получает ресурсоснабжающая организация, которая также должна осуществлять реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делам N N А27-2633/2016 и А13-7104/2016.
Иных доводов и оснований к отмене обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда, - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2018 года по делу N А57-10870/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.