г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А26-10274/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Жданович И.С. - доверенность от 01.02.2018;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2110/2018) МИФНС N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2017 по делу N А26-10274/2017 (судья А.С. Свидская), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Наш Дом"
к МИФНС N 2 по Республике Карелия
3-е лицо: 1) ПАО "Сбербанк России", 2) ООО "Центр коммунального сервиса"
об оспаривании постановления N 12 от 26.09.2017
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (место нахождения: 186500, Республика Карелия, Беломорский р-н, г. Беломорск, ул. Красина, д. 1, ОГРН 1151001008290, ИНН 1011011278, далее - Общество, заявитель, ООО "УК "Наш Дом") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский р-н, г. Сегежа, ул. Ленина, д. 19А, ОГРН 1041000960000, ИНН 1006005550 (далее - ответчик, инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 12 от 26.09.2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб. за неиспользование специального банковского счета для осуществления расчетов.
Решением суда от 27.12.2017 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, В Едином государственном реестре юридических лиц ООО "УК "Наш Дом" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1151001008290; основной вид деятельности общества - управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.07.2015 N 127.
Между Обществом (принципал) и ООО "ЦКС" (агент) заключен агентский договор от 01.01.2017 N 01, по условиям которого агент за агентское вознаграждение осуществляет услуги по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей и взысканию задолженности за оказываемые ООО "УК "Наш Дом" жилищно-коммунальные услуги с потребителей услуг-физических лиц (пункт 1.1), прием платежей от потребителей в пользу принципала (пункт 2.2.1) через ФГУП "Почта России" и ПАО "Сбербанк России" (пункт 2.2.7) и перечисление указанных платежей на расчетный счет принципала (пункт 2.2.2).
Денежные средства от плательщиков - физических лиц поступали на открытый агенту 11.11.2016 в ПАО "Сбербанк России" расчетный счет N 40702810225020000069 в безналичном порядке по договору об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации от 28.11.2016 N 55-8628-16-5459981.
16.05.2017 ООО "ЦКС" открыло в ПАО "Сбербанк России" специальный банковский счет поставщика N 40821810125020000053, а 28.09.2017 - специальный банковский счет платежного агента N 40821810325020000057.
С 13.07.2015 у ООО "УК "Наш Дом" в ПАО "Сбербанк России" открыт расчетный счет N 40702810925020000042.
Кроме того, между Обществом и ПАО "Сбербанк России" заключен договор о переводе денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации от 16.11.2015 N 8628- 16/14, а 26.01.2016 в ПАО "Сбербанк России" заявителем открыт специальный банковский счет поставщика N 40821810925020000046.
На основании поручения от 07.09.2017 N 6 должностным лицом Инспекции в отношении ООО "УК "Наш Дом" проведена проверка порядка зачисления денежных средств на специальный банковский счет в соответствии с Законом N 103-ФЗ и использования платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Копия поручения вручена директору общества Ряука Е.Ю., полномочия которого подтверждены приказом от 25.08.2017 N 13.
В ходе проведения проверки установлено и зафиксировано в акте проверки от 18.09.2017 N 3 неиспользование Обществом, являющимся поставщиком жилищно-коммунальных услуг, в период с 10 июля по 21 августа 2017 года специального банковского счета поставщика для осуществления расчетов с платежным агентом.
В акте установлено, что в проверяемый период денежные средства в сумме 1 733 500 руб., принятые агентом от физических лиц в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги по агентскому договору, были перечислены агентом на расчетный счет Общества N 40702810925020000042; перечисление подтверждено выпиской операций по лицевому счету N 40702810925020000042; специальный банковский счет поставщика N 40821810925020000046 в тот период не использовался.
На указанный акт Общество представило в инспекцию возражения от 25.09.2017 N 559, к которым приложило уведомление ПАО "Сбербанк России" от 05.06.2017 N 8628-209/01.
На основании материалов проверки должностным лицом Инспекции в присутствии законного представителя общества - директора ООО "УК "Наш Дом" Ряука Е.Ю. составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2017.
26.09.2017 начальником Инспекции Ивановой В.И. с участием законного представителя Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 12, которым ООО "УК "Наш Дом" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Обществу вменено нарушение части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, выразившееся в получении обществом-поставщиком принятых платежным агентом в качестве платежей населения денежных средств на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришел к выводу о том, что Инспекцией не исследованы все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, не доказано наличие в действиях Общества субъективной стороны вмененного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование Обществом, являющимся поставщиком жилищно-коммунальных услуг, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за жилое помещение и коммунальные услуги; субъектом - поставщик; субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ, данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ приведены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе: - поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; - плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; - платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц; - оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Обязанность поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет установлена в части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, согласно которой поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться исключительно следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета (части 16 и 17 статьи 4 Закона N 103-ФЗ). По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться исключительно следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета (части 19 и 20 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из вышеперечисленных норм следует, что Общество является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которому вносится плата за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что ООО "ЦКС" в отношениях с Обществом выступает платежным агентом (оператором по приему платежей) в силу Закона N 103-ФЗ и агентского договора от 01.01.2017 N 01 (согласно пункту 1.1 договора его предметом является прием платежей за жилищно-коммунальные услуги от потребителей).
Поскольку в отношении денежных средств, поступивших от физических лиц в качестве платы за жилье и коммунальные услуги, ООО "ЦКС" выполняло функцию платежного агента, то, как правомерно указано судом, оно должно действовать в соответствии с правилами, установленными Законом N 103-ФЗ и зачислять такие денежные средства на специальный банковский счет поставщика.
Из материалов дела следует, что Обществом до проведения проверки и возбуждения дела - 26.01.2016 в ПАО "Сбербанк России" был открыт специальный банковский счет поставщика N 40821810925020000046.
На момент заключения агентского договора у Общества имелся специальный банковский счет поставщика, а у ООО "ЦКС" специальный банковский счет платежного агента отсутствовал.
ООО "ЦКС" открыло в ПАО "Сбербанк России" специальный банковский счет платежного агента N 40821810325020000057 только 28.09.2017, то есть за рамками проверяемого периода.
Открытый 16.05.2017 года специальный банковский счет поставщика N 40821810125020000053 не обеспечивал выполнение обязанностей платежного агента, установленных Законом N 103-ФЗ.
Из совокупного толкования требований частей 16, 17, 19 и 20 статьи 4 Закона N 103-ФЗ следовало, что денежные средства от плательщиков могли быть зачислены на специальный счет поставщика только со специального счета платежного агента.
Поскольку требованиями Закона N 103-ФЗ исполнение обязанности поставщика по получению денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей от физических лиц, исключительно на специальные банковские счета, было поставлено в зависимость от исполнения платежным агентом своей обязанности по использованию специального банковского счета для осуществления расчетов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях заявителя по приему денежных средств плательщиков на расчетный счет в нарушение части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ отсутствовала вина, так как банк в соответствии с вышеприведенными императивными положениями названного Закона не перечислял на специальный банковский счет поставщика денежные средства за оказанных коммунальные услуги со счета платежного агента, не являющегося специальным.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что Обществом предпринимались действия по исполнению требований законодательства, в том числе был открыт специальный банковский счет поставщика в ПАО "Сбербанк России", с ООО "ЦКС" велась работа по организации поступлений денежных средств от платежного агента на специальный банковский счет поставщика.
Попытки платежного агента организовать для поставщика свою работу в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ подтверждены тем, что в течение проверяемого периода и за его пределами им выставлялись платежные документы с указанием реквизитов своих банковских счетов: расчетного счета N 40702810225020000069, специального банковского счета поставщика N 40821810125020000053 и специального банковского счета платежного агента N 40821810325020000057, а также были произведены платежи со своего расчетного счета N 40702810225020000069 на специальный банковский счет поставщика ООО "УК "Наш Дом" N 40821810925020000046 и на специальный банковский счет платежного агента N 40821810325020000057 для последующего перечисления их на специальный банковский счет поставщика.
Таким образом, указанные действия дополнительно подтверждали тот факт, что платежный агент владел информацией о наличии у заявителя специального банковского счета поставщика, на который и пытался перечислять денежные средства плательщиков.
Довод Инспекции о том, что Общество должно было самостоятельно принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги от граждан, суд признал необоснованным, приняв во внимание специфику правоотношений по оказанию таких услуг.
Применив положения статей 1.5 и 2.1, 26.1 КоАП РФ, суд сделал правильный вывод о недоказанности административным органом в действиях Общества субъективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 декабря 2017 года по делу N А26-10274/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.