город Воронеж |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А36-10255/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" "Липецкая генерация": Плотникова В.В., представителя по доверенности N ЛГ-05/2018 от 01.01.2018;
от УФАС России по Липецкой области: Шипулиной Ю.А., представителя по доверенности N 7 от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" "Липецкая генерация" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2018 по делу N А36-10255/2017 (судья Дружинин А.В.), по заявлению Публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" "Липецкая генерация" г. Липецк о признании незаконным и отмене полностью постановления УФАС России по Липецкой области от 20.07.2017 о назначении административного наказания по делу N 151-А-17 об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" г. Липецк (далее - заявитель, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области (далее - УФАС России по Липецкой области) от 20.07.2017 о назначении административного наказания по делу N 151-А-17 об административном правонарушении.
Решением от 24.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета лежит на собственниках помещений многоквартирного дома, а также организации осуществляющей управление многоквартирным домом и (или) содержание общего имущества многоквартирного дома. На момент вынесения Постановления административным органом, общедомовой прибор был поверен и допущен в эксплуатацию организацией заключившей договор обслуживающей и заключившей договор с собственниками указанного многоквартирного дома. Кроме того, считает, что при вынесении постановления административным органом не определена объективная сторона правонарушения, не установлена вина привлекаемого лица.
УФАС России по Липецкой области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, 06.07.2017 в адрес Липецкого УФАС России из прокуратуры Советского района г. Липецка поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2017 в отношении Публичного акционерного общества "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" г. Липецк по ч. 12 ст.9.16 КоАП РФ.
20.07.2017 заместителем руководителя управления - начальником отдела защиты конкуренции УФАС России по Липецкой области Шелестенко Д.А. было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 151-А-17, которым ПАО "Квадра- генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за необеспечение надлежащей эксплуатации общедомового прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме N 57 по ул. Первомайской г. Липецка.
После выявления факта нарушений требований об учёте используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учёта и не устранении таких нарушений совершивших их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления заявитель не исполнил требования ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, и не приступил к эксплуатации указанного прибора учёта с отнесением понесённых расходов на собственников этого прибора учёта.
Данное обстоятельство явилось причиной обращения заявителя в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами и должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
После 01.07.2013 в отношении многоквартирных домов положения ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
С 01.02.2014 по настоящее время заявитель являясь ресурсоснабжающей организацией в рамках Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и единой теплоснабжающей организацией на территории г.Липецка, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных ресурсов с ежемесячным определением размера платы и направлением платёжных документов за потреблённые энергоресурсы собственникам, пользователям помещений многоквартирного дома N 57 по ул. Первомайская в г. Липецке, инженерные сети которого непосредственно присоединены к сетям общества.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит в выводу, что ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра"- "Липецкая генерация" в силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении является организацией, обязанной осуществлять деятельность по постановке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов снабжения которыми или передачу которых она осуществляет.
ПАО "Квадра", являясь ресурсоснабжающей организацией, несет обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии в вышеуказанном доме.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности принятия мер по самостоятельной установке прибора учета с последующим возмещением расходов за счет собственников, обоснованно отклонены судом области с учетом положений частей 9 и 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении".
Ссылка заявителя на обязательность инициативы собственников многоквартирных домов на установку приборов учета основана на неверном понимании положений действующего законодательства.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем мер, направленных на своевременное оснащение спорного многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Судом области установлено, что срок поверки общедомового прибора тепловой энергии и теплоносителя истек 05.10.2016. В связи с этим, размер платы за отопление с октября по декабрь 2016 года определялся исходя из среднемесячного объёма потребления за предыдущий период работы прибора, в соответствии с п. 59 (1) Правил, утверждённых Правительством РФ от 06.05.2011 N 354. С января по март 2017 года исходя из нормативов потребления в соответствии с п. 42 Правил.
ООО "ЛУК" как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию прибора учёта, должно было в течении двух месяцев обеспечить устранение вышеуказанных нарушений и обеспечить готовность прибора учёта к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Заявителю стало известно о невыполнении собственниками прибора учёта тепловой энергии в доме N 57 по ул. Первомайской г. Липецка обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этого прибора учёта на следующий день после истечения срока поверки прибора учёта тепловой энергии (с 06.10.2016).
Однако, после выявления факта нарушений требований об учёте используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учёта и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления заявитель не исполнил требования ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении, и не приступил к эксплуатации указанного прибора учёта с отнесением понесённых расходов на собственников этого прибора учёта.
При изложенных обстоятельствах в бездействии заявителя заинтересованным лицом правомерно установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Вас РФ от 10.11.2011 N 71) разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
ПАО "Квадра" не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению вышеуказанных требований в отсутствие объективных препятствий для их исполнения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что заявитель обоснованно привлечён к административной ответственности по ч. 12 ст.9.16 КоАП РФ, оснований для отмены обжалуемого постановления от 20.07.2017 не имеется.
Нарушения процедуры привлечения ПАО "Квадра" к административной ответственности в действиях заинтересованного лица не установлено.
Событие административного правонарушения и вина ПАО "Квадра" подтверждаются материалами административного дела.
Обстоятельств, исключающих вину ПАО "Квадра", не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Наказание назначено с учетом требований КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2018 по делу N А36-10255/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.