Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-3325/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2018 г. |
дело N А53-13556/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 08.03.2018 - Поркшеян Г.С., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.01.2018 - Минченко Н.А., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 по делу N А53-13556/2017, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа имени А.В. Ялтыряна"
к заинтересованному лицу Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа имени А.В. Ялтыряна" (далее - школа) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области (далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 06.05.2017 N 071S19170014057.
Заявленные требования мотивированы тем, что исправленная форма отчета СЗВ-М направлена школой в связи с самостоятельным выявлением ошибок.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отказать, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Суд не учел, что школой с нарушением срока представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная".
В отзыве на апелляционную жалобу школа просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, школа представила в фонд 05 декабря 2016 года отчет СЗВ-М за ноябрь 2016 года на одно застрахованное лицо с типом "дополняющая". 16 января 2017 года школа представила исходную форму отчета СЗВ-М за ноябрь 2016 года на 79 застрахованных лиц.
В связи с установлением факта несвоевременного представления отчетности специалистом управления был составлен Акт от 31.03.2017 N 071S18170012495 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Руководителем ПФР в Мясниковском районе было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования N 071S19170014057 от 06.05.2017 по части 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в размере 39500 рублей из расчета 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
Не согласившись с решением фонда N 071S19170014057 от 06.05.2017, учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами Арбитражного суда Ростовской области по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели и физические лица.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ обязан представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
При этом в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 16 Закона N 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации прямо возложена обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
При заполнении формы СЗВ-М указывается ее тип (код): "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма") используется при первичной подаче сведений по форме СЗВ-М за отчетный период, а код "доп", если дополняющая форма подается с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за отчетный период.
Исходя из утвержденной формы СЗВ-М, страхователь вносит в указанную форму следующие сведения о застрахованном лице: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица (заполняются в именительном падеже); 2) страховой номер индивидуального лицевого счета (заполняется обязательно); ИНН (заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН физического лица).
Информация предоставляется посредством электронного документооборота (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, указанная норма предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из решения от 06.05.2017 N 071S19170014057 видно, что учреждению вменено несвоевременное представление сведений (в решении указано: состав правонарушения: п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (несвоевременность)).
С учетом того, что исходная форма отчета СЗВ-М за ноябрь 2016 года на 79 застрахованных лиц представлена школой 16 января 2017 года, у суда отсутствовали основания для вывода о своевременном уточнении ранее поданных сведений.
Школа указывает, что исправительная форма с типом "исходная" была подана в связи с тем, что ранее ошибочно за ноябрь 2016 года была подана форма отчета с типом "дополняющая".
По мнению апелляционной коллегии указанный довод не влияет на квалификацию вмененного учреждению нарушения в силу следующего.
Сведения в отношении 79 застрахованных лиц по форме СЗВ-М ранее не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М (ошибочно представленной с типом "дополняющая") и представлены в фонд впервые 16 января 2017 года, то есть за пределом срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что представление сведений о 79 работниках с нарушением срока было допущено вследствие объективных обстоятельств, не зависящих от школы.
В частности, в материалы дела не представлено доказательств наличия в электронной системе документооборота какого-либо сбоя, способного повлиять на содержание и состав представляемой отчетности.
Учреждением также не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения, в том числе в части проверки достоверности сведений, указанных в отчетности.
Таким образом, вследствие ненадлежащего исполнения обязательных требований законодательства учреждением допущено непредставление в установленный срок сведений о 79 работниках.
В связи с этим Пенсионным фондом учреждению была назначена финансовая санкция в размере 39 500 рублей (по 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица).
Доводы школы о представлении в январе 2017 года дополняющих сведений отклонен коллегией, поскольку не свидетельствует об отсутствии вины учреждения, так как сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 79 застрахованного лица с нарушением срока, что отражено в оспариваемом решении.
Факт непредставления сведений о 79 застрахованных лицах в установленный срок учреждением не отрицается.
Смягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Учреждение указывает, что доказательства причинения вреда застрахованным лицам либо бюджету Пенсионного фонда вследствие нарушения, отсутствуют.
Указанное материалами дела не подтверждается.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку отчетность не была представлена в установленные сроки, управлением в отношении застрахованных лиц, являющихся пенсионерами, была произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в результате совершенного страхователем правонарушения причинен ущерб в виде перерасхода выделенных на финансирование выплаты пенсии средств.
Школа указывает, что ущерб был устранен в связи с добровольной выплатой индексации застрахованным лицом. Между тем, размер ущерба, причиненного внебюджетному фонду в результате допущенного страхователем нарушения, суд при рассмотрении настоящего дела по существу не оценивает, поскольку сумма штрафных санкций, предъявляемых по статье 17 Закона N 27-ФЗ, не зависит от объема причиненного правонарушением ущерба. Следовательно, при рассмотрении вопроса о соразмерности суммы штрафа последствиям и характеру нарушения имеет значение сам факт причинения ущерба, а не его размер.
Кроме того, учреждение неоднократно привлекалось к ответственности за нарушение аналогичных нарушений (постановления от 28.08.2017 N 071S19170027159, от 28.08.2017 N 071S19170027160, от 05.05.2017 N 071S191714058, от 28.08.2017 N 071S19170027157, 071S19170027156, 071S19170027161, 071S19170027155, 071S19170027158, 071S19170027162.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 по делу N А53-13556/2017 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.