20 марта 2018 г. |
Дело N А83-4674/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2018.
В полном объёме постановление изготовлено 20.03.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В. и Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Макаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.11.2017 по делу N А83-4674/2017 (судья Осоченко И.К.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ассоль"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым,
Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
об определении местоположения границ земельного участка
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - Сыроватский М.С. по доверенности от 30.01.2018;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Шароватова Ю.В. по доверенности от 21.12.2017,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство), Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) и с учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.102-103 т.3), удовлетворенного протокольным определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2017 (л.д.105 т.3) просит определить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:642, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Бородина, 14, в соответствии с государственным актом на право постоянного пользования землей серии 1-КМ004472, исправив кадастровую ошибку в определении границ земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:1397, принадлежащего Республике Крым путем установления местоположения границы данного земельного участка по линии границ, установленной планом размещения земельного участка в соответствии с Приложением N 1 расположения земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:642 и 90:22:010215:1397 экспертного заключения, выполненного АНО "НИЦСЭ" по настоящему делу. Исковые требования мотивированы тем, что на момент обращения общества с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок площадью 0,0471 га с кадастровым номером 90:22:000000:642 выявилось наложение границ указанного земельного участка с границами земельного участка площадью 5 491 кв.м. с кадастровым номером 90:22:010215:1397, зарегистрированного на праве собственности за Республикой Крым. Кроме того основанием для обращения истца в суд послужил отказ Госкомрегистра устранить допущенную кадастровую ошибку, которая привела к наложению границ указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.11.2017 по делу исковые требования удовлетворены. Определено местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:642, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Бородина, 14, в соответствии с государственным актом на право постоянного пользования землей серии 1-КМ004472 путем исправления кадастровой ошибки в определении границ земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:1397, принадлежащего Республика Крым путем установления местоположения границы данного земельного участка по линии границ, установленной планом размещения земельного участка в соответствии с Приложением N 1 расположения земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:642 и 90:22:010215:1397 экспертного заключения, выполненного АНО "НИЦСЭ" по делу. Суд первой инстанции руководствовался обоснованностью требований истца об исправлении кадастровой ошибки.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает, что на момент подачи заявления о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010215:1397 за Республикой Крым, границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:642 установлены не были, в связи с чем считает, что права и законные интересы истца действиями Министерства нарушены не были. Заявитель отмечает, что на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010215:1397 расположены здания и сооружения, которые так же являются государственной собственностью и внесены в государственную казну Республики Крым, указав, что данное обстоятельство не исследовано судом первой инстанции.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители Министерства и общества, в судебном заседании поддержали соответственно апелляционную жалобу и возражения против нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей Министерства и общества, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов от 28.08.1998 N 1228 малому частному предприятию "Ассоль" (правопредшественник истца) отведен в постоянное пользование земельный участок для размещения мощностей по производству керамики площадью 0,3062 га, данные сведения подтверждаются государственным актом на право постоянного пользования землей 1-МК N 004472. Земельному участку присвоен кадастровый номер 90:22:000000:642 (л.д.25, 26-28 т.1).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.02.2016 года N 59-р, утверждена предоставленная Министерством схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 491 кв.м., на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Республикой Крым и присвоен кадастровый номер 90:22:010215:1397.
Судом первой инстанции установлено, при обращении истца в Госкомрегистр с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, находящегося по адресу: г.Симферополь, ул.Бородина, 14 выяснилось, что при постановке на кадастровый учет земельного участка 90:22:010215:1397, принадлежащего Республике Крым не был выявлен факт наложения границ земельного участка на участок 90:22:000000:642, принадлежащий ООО "Ассоль" на праве постоянного пользования.
Истцом в адрес Министерства направлена претензия, в которой общество просило в срок, не превышающий одного месяца с момента получения данной претензии внести сведения об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:1397 в части его наложения на земельный участок с кадастровым номером 90:22:000000:642 (л.д.53-56 т.1).
Указанная претензия получена Министерством 10.03.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д.52 т.1).
Как указано истцом, ответа на указанную претензию от Министерства не поступило.
Полагая, что наложение границ земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:1397 на границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:642, находящегося у истца на праве бессрочного пользования, повлекло нарушение его прав и законных интересов, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно частям 1, 4 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в Закона N 6-ФКЗ право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" определено, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 и пункту 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) реестровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.
Пунктом 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено пунктом 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в представленных правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Основанием для исправления реестровой ошибки являются вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки.
Как усматривается из материалов дела, общество владеет земельным участком с кадастровым номером 90:22:000000:642 на праве постоянного пользования в соответствии с государственным актом 1-МК N 004472.
Судом первой инстанции по делу была назначена судебная экспертиза.
Заключением эксперта от 16.10.2017 N 67э, выполненным АНО "Научно-исследовательский центр судебных экспертиз" в рамках рассмотрения настоящего дела, подтверждено наложение друг на друга земельных участков с кадастровыми номерами 90:22:000000:642 и 90:22:010215:1397 (л.д.96-97 т.3). Границы наложения названных земельных участков по координатным точкам З-И-К определены в Приложении N 1 к заключению эксперта (л.д.100 т.3).
Коллегией апелляционного суда установлено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка 90:22:010215:1397, принадлежащего Республике Крым, не был выявлен факт наложения границ земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 90:22:000000:642, принадлежащий ООО "Ассоль".
В соответствии с правовой позицией, высказанной в пункте 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом ВС РФ 30.11.2016, возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета. К участию в деле в качестве ответчика необходимо привлекать в том числе правообладателя соответствующего земельного участка.
По существу истцом заявлены требования, имеющие негаторную природу, направленные на устранение препятствий в реализации нормального режима владения и пользования земельным участком (статья 304 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010215:1397 расположено строение, находящееся в государственной собственности и внесенное в государственную казну Республики Крым, не принимается апелляционным судом.
Указанное обстоятельство не влияет на рассмотрение спора, так как соответствующий земельный участок во всяком случае находится в государственной собственности находятся в государственной собственности.
При этом указанное строение за какими-либо лицами не закреплялось.
Апеллянт не указал на нормы права, которые препятствуют истцу защитить свое право ввиду нахождения на земельном участке, находящимся в государственной собственности, строения, также находящегося в государственной собственности, причем не закрепленного на каком-либо праве за иными лицами.
Ссылка апеллянта на то, что на дату постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:22:010215:1397 иные земельные участки не были поставлены на кадастровый учет в данном земельном массиве, необоснованна.
Существо заявленных исковых требований и сводится к устранению нарушений прав землепользователя ввиду наличия прав на земельный участок, существующий ранее в соответствующих границах.
Апелляционный суд проанализировал исполнимость принятого судом первой инстанции судебного акта.
Как пояснил в судебном заседании 15.02.2018 представитель Госкомрегистра, он не усматривает препятствий к реальному исполнению резолютивной части решения суда первой инстанции в части корректировки информации в государственном кадастре недвижимости.
На вопрос апелляционного суда о необходимости проведения дополнительной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, ответили отказом.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что, при необходимости, заинтересованные лица вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения, с заявлением об определении порядка исполнения состоявшегося решения суда (статьи 179, 324 АПК РФ).
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.11.2017 по делу N А83-4674/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4674/2017
Истец: ООО "АССОЛЬ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2210/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4674/17
20.03.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2949/17
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4674/17