г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А56-79827/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1003/2018) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 (в виде резолютивной части) по делу N А56-79827/2017 (судья Лебедева И.В.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" обратилось в суд с иском о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 179 102 руб. 61 коп., из которых: 178 635 руб. 42 коп. задолженности по контракту водоотведения от 26.05.2017 N 38-042423-Б-ВО за прием сточных вод и загрязняющих веществ в период с 01.06.2017 по 30.06.2017, по платежным документам, сформированным 30.06.2017, 467 руб. 19 коп. пени за неисполнение контрактных обязательств, начисленные с 27.07.2017 по 31.07.2017.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 (в виде резолютивной части) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, в исковых требованиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отказать в полном объеме, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на то, что при вынесении решения суд неправильно применил нормы права, посчитав, что Контракт N 38-042423-Б-ВО заключен 26 мая 2017 года. По мнению подателя жалобы, материальная ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по внесению платежей за поставленную воду (оказанные услуги) может применяться только после официального опубликования (в рамках 44-ФЗ официального заключения) контракта (договора) сторонами (24.08.2017). Обязанность по оплате не может возникнуть ранее, чем 01.09.2017. ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ полагает, что применение штрафных санкций (пени/неустойки) нецелесообразно. Так же заявитель считает необоснованной сумму неустойки (пени) в размере 467 руб. 19 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против отмены решения суда.
Законность и обоснованность решения суда проверена апелляционным судом в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербург" осуществляло прием сточных вод от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации согласно контракту от 26.05.2017 N 38-042423-Б-ВО водоотведения (далее - Контракт).
В нарушение условий Контракта ответчиком не производилась оплата за предоставленные услуги на прием сточных вод и загрязняющих веществ, в связи с чем Ответчику была направлена претензия, которая до настоящего времени не удовлетворена, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в области водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в области водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 2 статьи 16 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Правительство Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, порядок заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения регулируется нормами ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения. Нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не являются специальными по отношению к правовым актам в сфере водоснабжения.
Действующее законодательство о водоснабжении и водоотведении в правоотношениях по заключению договоров холодного водоснабжения и водоотведения не содержит исключений для получателей бюджетных средств.
Порядок заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения установлен пунктами 8 - 15 Правил холодного водоснабжения и водоотведения. При заключении договора с Учреждением данный порядок не был нарушен, в связи с чем, договор считается заключенным.
В соответствии с письмом Федерального казначейства N 42-7.4-05/9.3-191 от 25.03.2014 "О направлении ответов по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ" указание наименования "государственный контракт" для контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работ, услуг), а также указание в преамбуле государственного контракта "от имени Российской Федерации" является обязательным. Пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено понятие государственного контракта, которым является договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд. До выхода соответствующих разъяснений Минэкономразвития России (ФАС) заказчику необходимо заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, с включением всех обязательных условий, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ.
В контракте от 26.05.2017 N 38-042423-Б-ВО отсутствуют обязательные условия, позволяющие отнести его к государственным контрактам, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), требования части 5 настоящей статьи (о включении в контракт условия о пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы) заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Правоотношения сторон, возникшие вследствие заключения контракта на водоотведение от 26.05.2017 N 38-042423-Б-ВО, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и на него распространяются нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Факт оказания услуг по контракту от 26.05.2017 N 38-042423-Б-ВО подтвержден материалами дела.
Задолженность за прием сточных вод и загрязняющих веществ в период с 01.06.2017 по 30.06.2017 по платежным документам, сформированным 30.06.2017 составила 178 635 руб. 42 коп.
В соответствии с пунктом 6.2 статей 13 и 14, а также пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предприятие начисляет пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Неустойка по договору за период с 27.07.2017 по 31.07.2017 составила 467 руб. 19 коп., расчет проверен судом и признан правильным. Оснований к снижению законной неустойки апелляционный суд не установил.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, несостоятелен.
Когда иное лицо, не освобожденное от судебных расходов по оплате госпошлины, их понесло, то по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае удовлетворения требований данного лица судебные расходы подлежат отнесению (возмещению) за счет другой стороны. Закон не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления либо иных органов, действующих в публичном интересе, от возмещения судебных расходов, понесенных иной стороной при обращении в арбитражный суд с заявлением искового характера. В этой связи взыскание с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате госпошлины, понесенных истцом при обращении с иском в рамках настоящего дела, следует признать правомерным и обоснованным.
С учетом изложенного, обжалуемое решение является законным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 (в виде резолютивной части) по делу N А56-79827/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.