город Омск |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А75-15558/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Семёновой Т.П., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой О.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1331/2018) администрации Березовского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2017 по делу N А75-15558/2017 (судья Э.Л. Кубасова), принятое по иску администрации Березовского района (ОГРН 1028601579775) к администрации сельского поселения Приполярный (ОГРН 1058603654944) об обязании принять недвижимое имущество в муниципальную собственность, третье лицо, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
установил:
администрация Березовского района (далее - Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к администрации сельского поселения Приполярный (далее - Администрация Поселения, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 2 (общая площадь 54,7 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 86:05:0204033:684, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5443/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 3 (общая площадь 69,2 кв.м, этаж 2, кадастровый номер 86:05:0204033:688, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5441/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 6 (общая площадь 54,4 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 86:05:0204033:685, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5439/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 10 (общая площадь 55 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 86:05:0204033:687, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5426/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 9 (общая площадь 66,8 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 86:05:0204033:686, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5437/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 4, кв. 12 (общая площадь 55,1 кв.м, этаж 2, кадастровый номер 86:05:0204033:690, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5433/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 2, кв. 3 (общая площадь 70,8 кв.м, этаж 2, кадастровый номер 86:05:0204033:798, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5448/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 2, кв. 8 (общая площадь 57,6 кв.м, этаж 2, кадастровый номер 86:05:0204033:799, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5449/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 2, кв. 9 (кадастровый номер 86:05:0204033:793, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016-5446/1 от 23.12.2016);
- жилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, мкрн. 1, д. 2, кв. 12 (общая площадь 53,3 кв.м, этаж 2, кадастровый номер 86:05:0204033:800, запись государственной регистрации права собственности 86-86/016-86/999/001/2016- 5429/1 от 23.12.2016).
Определением от 04.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.12.2017 по делу N А75-15558/2017 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы её податель указал, что Администрация поселения обязана принять спорные объекты в муниципальную собственность сельского поселения для исполнения вопросов местного значения поселения. Доводы Администрации поселения о том, что принятие таких имущественных объектов может повлечь для муниципального образования сельское поселение Приполярный дополнительные расходы на их содержание, ошибочны. При возникновении каких-либо обязательств по содержанию принятого в собственность имущества в течение финансового года возможно проведение корректировки бюджета поселения.
От Администрации сельского поселения Приполярный поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников спора.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование своих требований Администрация Березовского района ссылается на то, что во исполнение решения Арбитражного суда ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.12.2014 по делу N А75-5494/2014 в муниципальную собственность района были приняты перечисленные выше объекты недвижимого имущества.
Считая, что в силу статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 78-оз от 25.09.2014 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения сельского поселения, Администрация Березовского района направила главе городского поселения Приполярный Л.И. Барсуковой предложения о разграничении имущества Березовского района, передаваемого в муниципальную собственность сельского поселения Приполярный (исх. N 207 от 23.01.2017).
Решением Совета депутатов сельского поселения Приполярный N 181 от 16.06.2017 "О согласовании предложения о разграничении имущества Березовского района, передаваемого в муниципальную собственность сельскому поселению Приполярный" предложения о разграничении имущества Березовского района, передаваемого в муниципальную собственность сельскому поселению Приполярный отклонены.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Администрация сельского поселения Приполярный указанный перечень не согласовала, решение по приемке спорных объектов в муниципальную собственность не приняла, несмотря на обязанность по принятию спорных объектов в муниципальную собственность поселения для исполнения вопросов местного значения поселения на основании пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Администрация Березовского района обратилась в арбитражный суд с иском.
Поддерживая решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьёй 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 78-оз от 25.09.2014 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения также относены вопросы, закрепленные в пунктах 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Закон N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).
Предметом рассматриваемого иска являются требования администрации Березовского района к администрации сельского поселения Приполярный об обязании принять в собственность сельского поселения Приполярный жилые помещения (квартиры), находящиеся в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Березовский район, п. Приполярный, микрорайон N 1, дома N N 2, 4. В качестве основания своих требований истец указывает на наличие на стороне Администрации сельского поселения обязанности принять имущество в муниципальную собственность в целях решения вопросов местного значения сельского поселения, которые отнесены к таковым статьёй 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 78-оз от 25.09.2014 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
В рамках дела N А75-5494/2014 рассматривались требования территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к Администрации Березовского района и Администрации сельского поселения Приполярный об обязании из государственной собственности принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
-жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Березовский район, п. Приполярный, микрорайон N 1, дом N 2,
-жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: Березовский район, п. Приполярный, микрорайон N 1, дом N 4.
В решении от 17.12.2014 по делу N А75-5494/2014 суд на основании положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" пришел к выводу о том, что спорные объекты относятся к жилищному фонду и являются объектом муниципальной собственности непосредственно в силу закона и установил, что спорные объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования Березовский район.
По мнению суда первой инстанции, требования истца по настоящему делу об обязании администрации сельского поселения Приполярный принять в собственность сельского поселения Приполярный жилые помещения (квартиры), находящиеся в домах, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Приполярный, микрорайон N 1, дом N 2, дом N 4, которые решением суда по делу N А75-5494/2014 уже переданы в муниципальную собственность муниципального образования Березовский район, по существу направлены на преодоление силы судебного акта, принятого по арбитражному делу N А75-5494/2014.
Между тем, основания иска территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к Администрации Березовского района и Администрации сельского поселения Приполярный, рассмотренного в рамках дела N А75-5494/2014, и иска Администрации Березовского района и администрации сельского поселения Приполярный, разрешаемого в настоящем деле, отличны.
То что, разграничивая государственную собственность, законодательный орган императивно предписал передачу объектов государственной собственности, указанных в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, в том числе объектов инженерной инфраструктуры городов, в муниципальную собственность городов и районов, из чего и исходил арбитражный суд при разрешении дела N А75-5494/2014, не свидетельствует о том, что Администрация района, приняв из государственной собственности имущество, не вправе путем подачи самостоятельно иска, ссылаясь на действующее региональное законодательство, требовать обязания Администрации сельского поселения принять недвижимое имущество в муниципальную собственность поселения.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности. Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В данном случае возражения ответчика сводятся к наличию недостатков в объектах недвижимого имущества, что требует значительных финансовых затрат для их устранения.
Актами N N 40, 41 от 17.12.2004 жилые дома, в которых расположены указанные выше жилые помещения, отнесены к категории непригодных для проживания, капитальный ремонт нецелесообразен в связи с ветхостью; общий процент износа по зданию по состоянию на 08.12.2004 составлял 73% (т. 2 л. 15-20).
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в Белоярском и Березовом районе в результате анализа и гигиенической оценки соответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам условий проживания даны заключения N 373 от 17.03.2014 об оценке уровня соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям условий проживания в жилых зданиях и помещениях о несоответствии условий проживания в жилых домах, расположенных по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономны округ-Югра, Березовский район, п. Приполярный, 1 микрорайон, д. 2, д. 4. При использовании, эксплуатации жилых помещений домов не обеспечиваются санитарно-гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений; естественному и искусственному освещению, инсоляции, уровням воздействия шума, вибрации, электрических и электромагнитных полей, ионизирующих излучений; внутренней отделе помещений; инженерному оборудованию водоснабжения и канализации, удалению бытовых отходов и мусора, содержанию жилых помещений, санитарно-техническому состоянию фундаментов, стен, несущих конструкций жилых помещений. В этих заключениях отражено, что согласно акту Березовского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры N 71-Б от 18.02.2014 жилые помещения в многоквартирных домах имеют деформацию фундаментов, выпучивание, искривление, неравномерные осадки, нарушен температурно-влажностный режим подполья, сырость и замачивание грунтов, плесень, затхлый запах, гниль, осуществляется подтопление подполья атмосферными водами, отмостка отсутствует; перекрытия стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций; теплоизоляция нарушена; поля-просадки, уклон, отрыв полов от смежных конструкций, зыбкость, коробление досок (т. 2 л. 21-22).
Также ответчиком представлены фотоматериалы (т. 2 л. 32), из которых усматривается, что жилые помещения, являющиеся предметом спора, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Обстоятельства, свидетельствующие о надлежащем техническом состоянии передаваемых объектов недвижимости, на день разрешения настоящего спора судом первой инстанции, истец допустимыми доказательствами не подтвердил.
Принятие объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения в том состоянии, в котором они находятся, не только не позволит решить вопросы местного значения, касающиеся обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях социального найма, но и может существенно воспрепятствовать реализации иных конституционных функций местного самоуправления.
В отсутствие возможности использования передаваемых объектов по целевому назначению без значительных финансовых вложений (2 жилых дома (10 квартир)), а также без учёта финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемых объектах, требования истца не являются правомерными и не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Апелляционная жалоба Администрации Березовского района подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов в связи с подачей апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация Березовского района в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2017 по делу N А75-15558/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.