г. Томск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А02-2049/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай
на Решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 13 декабря 2017 года по делу N А02-2049/2017 (судья Амургушев С.В.)
по иску Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрация города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, пр-т Коммунистический, д. 18, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, ул. Ильинка, д. 9 стр. 1, г. Москва) и Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН1020400745034, ИНН 0411008817, ул. Чаптынова, д. 4, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай);
Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай)
о взыскании 812 280 рублей
УСТАНОВИЛ:
Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Администрации города Горно-Алтайска обратился (далее- истец, Администрация) обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее -Министерство финансов РА и УФК по РА), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее- Республика Алтай) о взыскании убытков в размере 812 280 рублей.
Решением от 13.12.2017 Арбитражного суда Республики Алтай исковые требования Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-администрация города Горно-Алтайска удовлетворены частично, за счет средств казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в пользу Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" взысканы убытки в размере 812 280 рублей, в удовлетворении требований Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-администрации города Горно-Алтайска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Алтай в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права; на отнесение полномочий по обеспечению жильем семьи Архиповых, имеющих на иждивении ребенка-инвалида, жилым помещением во внеочередном порядке на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции на орган местного самоуправления; доказательств передачи истцу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено; убытки подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации; судом не исследовано имелись ли у истца в бюджете денежные средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
От иных лиц, участвующих в деле отзывы на апелляционную жалобу, к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей процессуальных сторон по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда от 21.06.2017 на Администрацию г. Горно-Алтайска возложена обязанность по предоставлению Архипову А.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь на территории г. Горно-Алтайска.
Указанным судебным актом установлено, что Архипов А.А. (09.03.2015 года рождения) страдает заболеванием - умственная осталось легкой степени органического генеза, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 14.03.2017 N 303-Р, от 24.03.2017 N 371-р семья Архиповых принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Ссылаясь на то, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 должно производиться в солидарном порядке за счет средств субъекта Российской Федерации и средств Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск частично, суд руководствовался статьями 39, 40 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N 131-ФЗ), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, и исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречило бы статье 84 Бюджетного кодекса, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
Принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Администрация города Горно-Алтайска обязана исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения семье Архипова А.А., что повлечет возникновение у нее расходов; обращение Администрации к Министру финансов Республики Алтай о выделении денежных средств для предоставления семьи Архипова А.А. по договору социального найма жилого помещения, на которое получен ответ о том, что в рамках действующего законодательства предоставление денежных средств в размере 812 280 рублей для приобретения и предоставления жилого помещения Архипову А.А. за счет субвенций по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, является неправомерным, позиция Министерства финансов Республики Алтай, не соответствует нормам действующего законодательства, учитывая приоритетное значение интересов граждан.
Доводы Министерства финансов Республики Алтай о том, что указанные расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации, поскольку право на получение бесплатного жилья установлено федеральными законами, при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности республиканскому бюджету Республики Алтай не могли быть учтены и не учитываются расходы (понесенные либо планируемые) на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года в соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах; не исследовании судом вопроса о наличии у истца в бюджете денежных средств на исполнение данных расходных обязательств, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Не выделение Администрации финансирования либо наличие или отсутствие у нее в бюджете денежных средств на исполнение расходных обязательств по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., является несостоятельным, поскольку Администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
Кроме того, истец Администрация города Горно-Алтайска обращалась в Министерство финансов Российской Федерации о выделении денежных средств для приобретения и предоставления жилого помещения Архипову А.А. в соответствии с решением Горно-Алтайского городского суда от 21.06.2017 в размере 812 280 рублей, на что получен ответ о том, что отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 БК РФ.
Доказательств обращения Министерства финансов Республики Алтай к Министерству финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении субвенций на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, последним в материалы дела не представлено.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не может отказать Архипову А.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Направив письмо от 14.09.2017 N 1684, Администрация реализовала предусмотрен-
ный бюджетным законодательством механизм получения межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Невыполнение Республикой Алтай в лице Министерства финансов установленной законом обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов в рамках бюджетных правоотношений повлекло за собой возникновение убытков у Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации города Горно-Алтайска, взыскание которых регулируется нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее- Постановление N 25) при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 Постановления N 25 разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Убытки определены истцом исходя из расчета на приобретение данному лицу жилого помещения: 12 кв.м. - норма предоставления + 12 кв.м. дополнительная площадь *33845 рублей - стоимость одного квадратного метра согласно Приказу Минстроя России от 27.06.2017 N 925/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2017 года".
Министерство финансов Республики Алтай не оспорило размер убытков, не представило доказательств того, что определенная Администрацией стоимость жилого помещения, подлежащего предоставлению семье Архипова А.А., превышает рыночную стоимость аналогичного жилого помещения в Республике Алтай.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания убытков за счет средств казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, отказав в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК по Республике Алтай).
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 65, 67, 68, часть 1 статьи 168), обстоятельства, имеющие значение для дела были определены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Алтай в силу статьи 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13 декабря 2017 года по делу N А02-2049/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2049/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2018 г. N Ф04-2740/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Исполнительно-распорядительный - администрация города Горно-Алтайска
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай