г. Вологда |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А44-9916/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Журавлева А.В. и Чапаева И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии Алешина Валерия Вячеславовича, от общества с ограниченной ответственностью "Вариант" представителя Алешина В.В. по доверенности от 30.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вариант" и Алешина Валерия Вячеславовича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 декабря 2017 года по делу N А44-9916/2016 (судья Богаева Н.В.),
установил:
Григорьева Валентина Григорьевна обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вариант" (место нахождения: 173015, г. Великий Новгород, ул. Прусская, д. 15; ИНН 5321100662, ОГРН 1045300293356; далее - Общество) о признании недействительной сделки по передаче истцом Обществу нежилого помещения - бильярдного клуба общей площадью 550,2 кв.м. кадастровый номер 53:23:7814201:204, расположенного по адресу г. Великий Новгород, ул. Прусская, д. 15 (далее - помещение); земельного участка общей площадью 543 кв.м, кадастровый номер 53:23:7814201:3 (далее - земельный участок) и применении последствий недействительности сделки в виде возврата в собственность Григорьевой В.Г. указанных объектов недвижимости и прекращении права собственности Общества в их отношении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен единственный участник Общества Алешин Валерий Вячеславович.
Решением суда от 28.12.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Признана недействительной сделка по передаче Григорьевой В.Г. Обществу по акту приема-передачи от 10.11.2014 в качестве дополнительного вклада указанного недвижимого имущества, применены последствия недействительности сделки в виде возложения на Общество обязанности по возврату Григорьевой В.Г. данного имущества.
Не согласившись с решением, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Общество и Алешин В.В. в апелляционных жалобах просили его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Доводы апелляционных жалоб аналогичны по смыслу и содержанию, тождественны доводам, приведенным Обществом суду первой инстанции, также апеллянты указали на неверную, по их мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. По мнению апеллянтов, истцом выбран неправильный способ защиты предполагаемого нарушения права, поскольку хищение имущества должно служить основанием для уголовного расследования и не может быть установлено в рамках арбитражного процесса.
Алешин В.В. в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы возражал относительно их удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.11.2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были произведены записи N 53-53-01/129/2014-336 и N 53-53-01/129/2014-335 о регистрации за Обществом права собственности в отношении названных выше помещения и земельного участка, расположенных по адресу: Великий Новгород, ул. Прусская, д. 15.
Правоустанавливающим документом для регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости послужил акт приема-передачи имущества от 10.11.2014 от истца, ранее являвшегося собственником этого имущества, Обществу.
Совместно с заявлениями о регистрации перехода права собственности 10.11.2014 от Григорьевой В.Г. к Обществу в регистрирующий орган (Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области) предъявлен акт приема-передачи от 10.11.2014, решение участника от 05.11.2014, решение от 30.09.2014, решение от 26.01.2010 N 1, Устав Общества, чек от 08.11.2014, договор купли-продажи от 09.11.2010, договор купли-продажи от 17.09.2010.
Согласно решению участника от 05.11.2014 участник Общества Григорьева В.Г. принимает решение в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" внести вклад в имущество Общества в виде помещения и земельного участка.
В соответствии с актом приема-передачи от 10.11.2014 участник Общества Григорьева В.Г. передала, а Общество в лице генерального директора Вичас Анны Мартыновны приняло названное имущество.
В дальнейшем, 12.12.2014 Григорьевой В.Г. (продавец) и Алешиным В.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи 100 % доли в уставном капитале Общества, по условиям которого Григорьева В.Г. продает, а Алешин В.В. приобретает 100 % доли в уставном капитале Общества номинальной стоимостью 1 660 000 руб. за 500 000 руб.
Указав на отсутствие волеизъявления на передачу имущества в собственность Общества, Григорьева В.Г. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском, удовлетворенным судом первой инстанции в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется предусмотренными в ней способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Внесение вклада в уставный капитал хозяйственного общества представляет собой сделку, в результате которой переходит право собственности на имущество от участника, вносящего вклад, к хозяйственному обществу.
Правовой основой передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью является статья 209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в названном Кодексе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
На основании пункта 1 статьи 432 указанного Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следовательно, в силу приведенных норм права договор является заключенным в том случае, если каждая из сторон изъявила намерение (волю) приобрести для себя какие-либо гражданские права и обязанности и сторонами в требуемой форме определены все существенные условия соответствующей сделки.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В том случае, когда у сторон возник спор о наличии между ними договора, арбитражный суд, рассматривая конкретное дело, выясняет их действительные намерения, устанавливает, имелось ли волеизъявление сторон, направленное на заключение договора и приобретение тем самым для себя гражданских прав и обязанностей. При этом арбитражный суд принимает во внимание как письменные документы, так и действия сторон, подтверждающие их волеизъявление, практику, установившуюся во взаимоотношениях сторон, последующее поведение сторон и т.п.
В силу изложенного выше, а также с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, судом первой инстанции была назначена судебная почерковедческая экспертиза на предмет установления подлинности подписи Григорьевой В. Г. в документах, на основании которых право собственности на помещение и земельный участок перешло к ответчику.
Согласно заключению эксперта подписи от имени Григорьевой В.Г. в двух экземплярах решения участника общества с ограниченной ответственностью от 05.11.2014, в акте приема-передачи имущества от 10.11.2014 и в заявлениях в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 11.11.2014 о регистрации права и перехода права собственности на помещение и земельный участок выполнены не Григорьевой В.Г., а другим лицом (лицами) с подражанием вариантам подписей Григорьевой В.Г.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для принятия указанного заключения в качестве доказательства по делу, поскольку оно не противоречит требованиям действующего законодательства.
Вопреки аргументам апеллянтов, заключение эксперта в данном случае не может быть опровергнуто заключением специалиста. Как обоснованно указал суд первой инстанции при рассмотрении аналогичного довода ответчика, специалист не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы не подтверждены ссылками на источники. Иных доказательств, опровергающих выводы эксперта, Обществом и третьим лицом вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Поскольку волеизъявления истца на отчуждение помещения и земельного участка в пользу Общества не имелось, то есть Григорьева В.Г., являвшаяся собственником данного имущества, не распоряжалась им своей волей и в своём интересе (статья 209 ГК РФ), оспоренная сделка, нарушающая положения статьи 209 ГК РФ и права истца Григорьевой В.Г., обоснованно признана судом недействительной в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 166 ГК РФ в корреспонденции с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы о том, что ранее Григорьева В.Г. заявляла о добровольности совершения оспоренной сделки, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным апеллянтами суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Новгородской области и получили верную правовую оценку, нашедшую отражение в обжалуемом судебном акте. Оснований для несогласия с этой оценкой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы о недобросовестности истца, о злоупотреблении им правом (статья 10 ГК РФ) отклоняются апелляционной коллегией как не подтвержденные материалами дела. В рассматриваемой ситуации обращение Григорьевой В.Г. с иском о защите нарушенных прав не может быть оценено судом в качестве недобросовестного поведения.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 декабря 2017 года по делу N А44-9916/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вариант" и Алешина Валерия Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.