г. Самара |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А65-31634/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2017 года по делу N А65-31634/2017 (судья Абульханова Г.Ф.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зеленодольский юридический центр" (ОГРН 1121673002241, ИНН 1648034097), Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам (ОГРН 1031644209508, ИНН 1648014485), г. Зеленодольск, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, -Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Татарстан, публичного акционерного общества "Татфондбанк", о признании исполненной обязанности по уплате страхового взноса,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленодольский юридический центр" (далее - истец, ООО "ЗЮЦ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании исполненной обязанности по уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 50 174,76 руб., оплаченного платежным поручением от 13.12.2016 N 2492, и страхового взноса на обязательное медицинское страхование в размере 11 631,42 руб., оплаченного платежным поручением от 13.12.2016 N 2493.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, публичное акционерное общество "Татфондбанк".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает на то, что обязанность плательщика страховых взносов, предусмотренная ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ, расценивается Пенсионным фондом как неисполненная, так как по данным платежным поручениям денежные средства в бюджет Пенсионного фонда не поступили. Пенсионный фонд считает, что участвуя в хозяйственном обороте, при выборе контрагента, в том числе кредитной организации для исполнения поручения на перечисление в бюджетную систему сумм обязательных платежей, добросовестный налогоплательщик должен действовать с учетом должной осмотрительности и осторожности.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из искового заявления и материалов дела, ООО "ЗЮЦ" открыт расчетный счет N 40702810201080000773 в ПАО "Татфондбанк".
ООО "ЗЮЦ" платежными поручениями от 13.12.2016 N 2492, от 13.12.2016 N 2493 уплатило через ПАО "Татфондбанк" страховые взносы, соответственно, на обязательное пенсионное страхование в размере 50 174,76 руб. и на оплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование в размере 11 631,42 руб.
ПАО "Татфондбанк" с расчетного счета ООО "ЗЮЦ" денежные средства по указанным платежным поручениям списаны, но на счета бюджетов фондов не зачислены.
ООО "ЗЮЦ" обратилось в Пенсионный фонд с требованием признать обязанность по уплате данных обязательных платежей исполненной.
Пенсионный фонд не признал исполненной данную обязанность, в связи с чем ООО "ЗЮЦ" обратился в арбитражный суд.
Согласно частям 3, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Иное приводило бы к повторному взысканию с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов, что нарушает конституционные гарантии частной собственности и принцип равенства всех перед законом (статья 19 и 35 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с данной правовой позицией положениями подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Из материалов дела следует, что обязанность ООО "ЗЮЦ" по уплате обязательных платежей была исполнена в момент предъявления в банк платежных документов при том, что на его счете имелось достаточное количество денежных средств для исполнения всех платежных поручений по расчетному счету в банке. Тот факт, что банк не смог списать денежные средства со своего корреспондентского счёта для перечисления в бюджет, не указывает на недобросовестность истца.
Отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка не влечет для общества обязанности повторной уплаты.
Действующее законодательство не обязывает клиентов кредитных учреждений проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций.
Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьями 857, 860 Гражданского кодекса Российской Федерации информация о состоянии корреспондентских счетов доступна только по запросам уполномоченных на то органов и не является открытой, в том числе и для клиентов банка.
Приказ Центрального Банка Российской Федерации издан 15.12.2016 N ОД-4536 и с 15.12.2016 функции временной администрации по управлению банком ПАО "Татфондбанк" возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" сроком на шесть месяцев, на период деятельности временной администрации по управлению банком ПАО "Татфондбанк" полномочия органов управления банка ПАО "Татфондбанк", связанные с принятием решений по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами банка ПАО "Татфондбанк", приостановлены, установлено, что временная администрация по управлению банком ПАО "Татфондбанк" осуществляет функции, предусмотренные статьей 189.34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и обладает полномочиями в соответствии со статьей 189.31 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 15.12.2016 N ОД-4537 с 15.12.2016 введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации ПАО "Татфондбанк" на срок три месяца.
При этом данные приказы опубликованы в "Вестнике Банка России" N 112 от 21.12.2016.
Таким образом, на момент совершения платежа, ООО "ЗЮЦ" не располагало информацией о возможной неплатежеспособности банка.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Приказом Банка России от 03.03.2017 N ОД-542 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ПАО "Татфондбанк" (рег. N 3058, г. Казань) с 03.03.2017.
Указанный заявителем апелляционной жалобы источник информации (Коммерсант) и сайты в сети Интернет не являются официальным источником и сайтами регулятора, осуществляющего контроль за деятельностью банка и публикующего официальные сообщения относительно его деятельности.
При этом наличие у ООО "ЗЮЦ" обязанности по уплате страховых взносов в размере произведенных спорными платежными поручениями платежей, а также правильность оформления платежных документов Пенсионным фондом не оспариваются.
Совокупность собранных и исследованных арбитражным судом доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "ЗЮЦ" недобросовестного поведения, направленного на неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику апелляционным судом не принимаются, поскольку обстоятельства приведенного дела не аналогичны обстоятельствам по настоящему делу.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2017 года по делу N А65-31634/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.