г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А56-84572/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Колосовой Ж.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Филиппова Е.А., по доверенности от 27.12.2017,
от ответчика: Денисов В.В., по доверенности от 27.12.2017,
от третьего лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4572/2018) ООО "Региональное агентство системного и экологического менеджмента"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2018 по делу N А56-84572/2017 (судья Кротов С.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента"
к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании, об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 13.10.2017 N 1053 о предоставлении в аренду земельный участок с кадастровым номером 47:01:0115002:16 площадью 155 000 кв.м. по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Выборгское городское поселение, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9 и об обязании предоставить земельный участок в аренду и заключить договор аренды земельного участка сроком на 49 лет в редакции, предложенной заявителем.
Определением от 30.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 24.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что земельный участок под объектом размещения отходов ранее не передавался в аренду заявителю; передача земельного участка иному лицу - потенциальному победителю торгов, не являющемуся владельцем либо арендатором расположенного на нём объекта размещения отходов может, по мнению заявителя, повлечь нарушение принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (статья 1 Земельного Кодекса российской Федерации).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" на основании Лицензии серии 78 N 00098 от 11.12.2015, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, осуществляет деятельность по оказанию услуг по сбору и размещению отходов III-V классов.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" является арендатором объекта - свалки санкционированной, площадью 57000 кв.м., расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9 на основании договора аренды N 3003 от 01.03.2004, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Указанный объект расположен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, с кадастровым номером 47:01:0115002:16, площадью 155 000 кв.м., расположенном по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9; разрешенное использование - под размещение полигонов отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов).
29.09.2017 истец обратился в Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением исх. N 374 о предоставлении вышеуказанного земельного участка без проведения торгов, сроком на 49 лет.
Письмом N 1053 от 13.10.2017 Обществу отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16 в аренду без проведения торгов, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьёй 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая данный отказ не законным, не обоснованным, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд полагает необходимым его отменить в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах потребления) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Названным законом регулируется деятельность по размещению, хранению, захоронению, обезвреживанию и утилизации отходов, которая в свою очередь дифференцирует порядок лицензирования хозяйствующих субъектов, занимающихся указанным видом деятельности, порядок обращения с такими отходами, а также технические требования, предъявляемые к объектам размещения отходов (ст. 41, 9, 12-15 Закона об отходах потребления).
Согласно ст. 1 указанного Закона объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Та же норма различает объекты захоронения отходов, объекты хранения отходов и объекты обезвреживания отходов, и из содержания изложенных в норме понятий следует, что в любом случае такими объектами являются специально оборудованные сооружения, различающие по степени обустройства в зависимости от способа переработки отходов.
Нормы ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Закона об отходах потребления устанавливают, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В силу пункта 3 приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Таким постановлением является постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", которое вступило в силу с 01.08.2014 (пункты 3 и 4 названного Постановления).
Согласно п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Объект размещения отходов внесён в государственный реестр размещения отходов под номером N 47-00032-Х00133-18022015 приказом Росприроднадзора от 18.02.2015 N 133.
Согласно положениям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем РФ 02.11.1996 (далее по тексту - Инструкция от 02.11.1996), полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Таким образом, по смыслу вышеизложенных норм следует, что полигон ТБО является специально оборудованным сооружением, имеющим специальный правовой режим в силу предъявляемых к его размещению санитарно-гигиенических требований, что и определяет его технические характеристики, изложенные в названных нормативных актах.
Нормы Инструкции от 02.11.1996 позволяют сделать вывод о том, что полигон ТБО является объектом недвижимости, строительство которого осуществляется на основании проектной документации.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Как обоснованно указало Общество, спорный земельный участок под объектом недвижимости ранее заявителю на праве аренды не передавался, договор аренды не заключался, соответственно, правовые нормы, на которые ссылался суд первой инстанции в оспариваемом судебном акте, неприменимы к спорным правоотношениям.
Из заявления Общества следовало, что целью получения в аренду испрашиваемого земельного участка являлась именно эксплуатация объекта размещения отходов. Следовательно, указание Администрации на то обстоятельство, что вопрос о предоставлении земельного участка может быть решен только по итогам проведения торгов, является ошибочным.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции признаёт, что Общество имеет право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, а отказ в заключении такого договора противоречит закону и нарушает права заявителя как единственного собственника объекта недвижимости, расположенного на данном участке.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2018 по делу N А56-84572/2017 отменить.
Признать незаконным выраженный в письме от 13.10.2017 N 1053 отказ в предоставлении ООО "РАСЭМ" в аренду земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, площадью 155 000 кв.м., адрес (описание местоположения): Ленинградская область, Выборгский район, Выборгское городское поселение, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, разрешенное использование: под размещение полигонов отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов).
Обязать Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области предоставить ООО "РАСЭМ" земельный участок с кадастровым номером 47:01:0115002:16, площадью 155 000 кв.м., адрес (описание местоположения): Ленинградская область, Выборгский район, Выборгское городское поселение, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, разрешенное использование: под размещение полигонов отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов) в аренду без проведения торгов, сроком на 49 лет, с арендной платой в размере 3 200 000,00 руб. в год, НДС не облагается.
Обязать Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области заключить с ООО "РАСЭМ" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, площадью 155 000 кв.м., адрес (описание местоположения): Ленинградская область, Выборгский район, Выборгское городское поселение, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, разрешенное использование: под размещение полигонов отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов) сроком на 49 лет в редакции, предложенной заявителем.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.