г. Хабаровск |
|
21 марта 2018 г. |
А04-9917/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омнибус"
на решение от 15.01.2018
по делу N А04-9917/2017
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омнибус" (ОГРН 1022800515682, ИНН 2801062605)
к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области (ОГРН 1022800528673, ИНН 2812000760)
о признании постановления недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омнибус" (далее - общество, ООО "Омнибус") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 20.10.2017 N 468 "О признании утратившим силу постановления администрации Чигиринского сельсовета от 17.10.2017 N 453".
Решением от 15.01.20118 Арбитражный суд Амурской области отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Омнибус" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, вынести новое решение.
Заявитель жалобы считает решение суда первой инстанции необоснованным, недостоверным и незаконным, поскольку постановление от 20.10.2017 N 468 противоречит как нормам действующего градостроительного законодательства, так и нормативным правовым актам в области организации и проведения публичных слушаний.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
До начала судебного заседания от общества и администрации поступили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Омнибус" зарегистрировано 25.09.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800515682, ИНН 2801062605 по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, пер. Святителя Иннокентия, д. 13, оф. 223.
Постановлением администрации Благовещенского района Амурской области от 20.10.2011 N 1723 обществу на праве аренды под малоэтажную жилую застройку с объектами обслуживания в с. Чигири предоставлен ряд земельных участков, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 28:10:131020:256, площадью 2034 кв.м, для дороги общего пользования; земельный участок с кадастровым номером 28:10:131020:257, площадью 3757 кв.м, для дороги общего пользования.
На основании договора аренды от 21.10.2011 N 164 упомянутые земельные участки предоставлены заявителю в аренду сроком на 49 лет с разрешенным видом использования - "для дороги общего пользования".
Постановлением главы администрации Чигиринского сельсовета от 03.10.2017 назначено проведение публичных слушаний по вопросам согласования изменения вида разрешенного использования земельных участков, в том числе по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 28:10:131020:256, 28:10:131020:257 с "дорога общего пользования" на "подъезд к коттеджам" (пункт 12).
Проведение публичных слушаний назначено 12.10.2017 на 16 час. 00 мин. в здании дома культуры с. Чигир Благовещенский район, с. Чигири, ООО "Омнибус", с вида разрешенного использования "дорога общего пользования" на вид разрешенного использования "подъезд к коттеджам".
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации от 17.10.2017 N 453 "О согласовании изменения вида разрешенного использования земельных участков" изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 28:10:131020:256, 28:10:131020:257 с "дорога общего пользования" на "подъезд к коттеджам". 20.10.2017 администраций принято дополнение к протоколу проведения публичных слушаний от 12.10.2017, в частности, слова "Рекомендовать главе администрации Чигиринского сельсовета согласовать изменение вида разрешенного использования земельных участков из категории земель "земли населенных пунктов", площадью 2056 кв.м, с кадастровым номером 28:10:131020:256, с площадью 3822 кв.м, с кадастровым номером 28:10:131020:257, местоположение: Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, ООО "Омнибус", с вида разрешенного использования "дорога общего пользования" на вид разрешенного использования "подъезд к коттеджам" дополнить словами "предварительно обратиться в администрацию Благовещенского района за разъяснением вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков надлежащего лица, так как земельные участки являются арендуемыми".
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации от 20.10.2017 N 468 "О признании утратившим силу постановления администрации Чигиринского сельсовета от 17.10.2017 N 453" ранее принятое постановление администрации от 17.10.2017 N 453 признано утратившим силу.
Не согласившись с постановлением администрации от 20.10.2017 N 468 общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Спор между сторонами возник относительно правомерности согласования изменения и последующей отмены такого согласования вида разрешенного использования земельных участков.
Исходя из системного толкования пункта 3 части 1, пункта 3 части 2, пункта 3 части 3 статьи 8, пункта 2 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.
На основании пункта 20 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 21 статьи 6 устава Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области (принят решением Чигиринского сельсовета народных депутатов от 22.12.2010 N 230) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Как установлено судом первой инстанции, решением Чигиринского сельсовета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 18.12.2009 N 153 Правила землепользования и застройки населенных пунктов Чигири, Игнатьево, Верхнеблаговещенское Благовещенского района Амурской области без карты градостроительного зонирования утверждены с 01.01.2010.
Карта градостроительного зонирования является неотъемлемым элементом правил землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
Порядок проведения публичных слушаний определен в статье 17 устава Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области.
Так, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения Чигиринским сельским Советом народных депутатов, главой Чигиринского сельсовета могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Чигиринского сельского Совета народных депутатов, главы Чигиринского сельсовета.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются Чигиринским сельским Советом народных депутатов, а по инициативе главы сельсовета - главой Чигиринского сельсовета. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся, в том числе вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Организация и проведение публичных слушаний определяется Положением "О публичных слушаниях", утверждённым Чигиринским сельским Советом народных депутатов, в порядке, установленном настоящим уставом.
Публичные слушания назначаются на день не позднее 60 (шестидесяти) дней с момента внесения проекта муниципального правового акта организатору публичных слушаний. Решение о назначении публичных слушаний и проект муниципального правового акта подлежат обнародованию на информационных стендах не позднее чем за 7 (семь) дней до проведения слушаний с указанием места и времени их проведения. Публичные слушания проводятся в следующей последовательности: проводится регистрация участников, делается основной доклад, зачитывается заключение экспертизы организатора публичных слушаний, выступают с докладами участники, подавшие заявки на участие в публичных слушаниях, задаются вопросы, выступают иные участники публичных слушаний.
Организатор публичных слушаний выносит вопрос публичных слушаний на голосование. Решение принимается большинством голосов от числа зарегистрированных участников. Участник публичных слушаний, не согласный с результатами голосования, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение участника приобщается к материалам публичных слушаний и подлежит рассмотрению при принятии муниципального правового акта. Решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.
Результаты публичных слушаний подлежат официальному обнародованию на информационных стендах.
Порядок проведения публичных слушаний также закреплен в Положении о порядке проведения публичных слушаний на территории Чигиринского сельсовета, утвержденным решением Чигиринского сельсовета народных депутатов Благовещенского района Амурской области от 31.01.2013 N 106.
Как установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки населенных пунктов Чигири, Игнатьево, Верхнеблаговещенское Благовещенского района Амурской области утверждены и введены в действие без карты градостроительного зонирования, что предполагает проведение процедуры публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, само по себе отсутствие картографических материалов не отменяет действия иных положений упомянутых выше Правил землепользования и застройки, в том числе в части инициатора процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Так, в силу пункта 3 статьи 31 раздела 1.3 Правил землепользования и застройки населенных пунктов Чигири, Игнатьево, Верхнеблаговещенское Благовещенского района Амурской области правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков обладают лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой согласно договору аренды составляет не менее пяти лет (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного вида целевого использования из состава земель общего пользования).
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 28:10:131020:256, 28:10:131020:257 (срок аренды более 5 лет), которые предоставлены заявителю для конкретного вида целевого использования - для дороги общего пользования из состава земель общего пользования.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, так как ООО "Омнибус" не является субъектом, обладающим правом на основании действующих Правил землепользования и застройки населенных пунктов Чигири, Игнатьево, Верхнеблаговещенское Благовещенского района Амурской области требовать изменения вида разрешенного использования рассматриваемых земельных участков, то не может требовать такого изменения вида использования и на основании норм гражданского законодательства.
Кроме того, право арендатора требовать от арендодателя изменения вида разрешенного использования земельного участка договором аренды не предусмотрено.
Таким образом, приняв на себя права и обязанности по договору аренды от 21.10.2011 N 164, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с конкретным видом разрешенного использования - "для дороги общего пользования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, автомобильные дороги в границах населенных пунктов отнесены к земельным участкам (территориям) общего пользования.
Предлагаемое заявителем изменение вида разрешенного использования повлечет за собой не только изменение гражданско-правовых отношений между обществом и администрацией Благовещенского района, но и будет препятствовать использованию земельного участка по его целевому назначению неограниченным кругом лиц.
В частности, место общего пользования подразумевает беспрепятственное перемещение любого лица, в том числе иных жителей с. Чигири (которым не посчастливилось жить в элитном коттеджном поселке), а также специализированных и аварийных служб, чем нарушается баланс публичных и частных интересов. Вместе с тем, как прямо заявил представитель общества в ходе судебного разбирательства, изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков предполагает огораживание возведенного коттеджного поселка, установление ворот и шлагбаума с целью воспрепятствования проникновения на территорию этих новостроек третьих лиц, то есть преследует цель сделать дорогу местом необщего пользования (частной).
При таких обстоятельствах, исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным постановления от 20.10.2017 N 468 "О признании утратившим силу постановления администрации Чигиринского сельсовета от 17.10.2017 N 453", принятого в пределах предоставленных полномочий, противоречий его действующему законодательству не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При принятии жалобы обществу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ООО "Омнибус" в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 15.01.2018 по делу N А04-9917/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Омнибус" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.