г. Саратов |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А06-8864/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.03.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.03.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 декабря 2017 года по делу N А06-8864/2017 (судья Аюпова А.Н.)
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области" (ОГРН 3015096808, ИНН 3015096808, г. Астрахань) в интересах Отделения вневедомственной охраны по Камызякскому району - филиала федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области (г. Камызяк Астраханской обл.)
к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945, г. Астрахань)
о признании решений недействительными.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области" в интересах Отделения вневедомственной охраны по Камызякскому району - филиала федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области (далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании решений от 12.10.2017 N 423 и N 683 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения недействительными.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 декабря 2017 года признаны недействительными решения Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.10.2017 N 423 и N 683 о привлечении к ответственности Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области".
Фонд не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований и признать решения N 423, 683 действительными.
Фонд считает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, она подлежит обложению страховыми взносами по обязательному социальному страхованию.
Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области" представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.02.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Астраханским региональным отделением ФСС проведена документальная выездная проверка в отношении ФГКУ Отделения вневедомственной охраны по Камызякскому району - филиала ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по двум видам страхования: от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании акта от 14.09.2017 N 466 принято решение N 423 от 12.10.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым Отделение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 7,08 руб. и предложено уплатить пени в размере 0,51 руб., недоимку по страховым взносам в размере 35,41 руб.
На основании акта 14.09.2017 N 703 принято решение N 683 от 12.10.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым Отделение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 0,50 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 2,44 руб.
Заявитель не согласен с оспариваемыми решениями, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами за счет средств Фонда социального страхования, не относится к категории вознаграждений за труд, не является стимулирующей выплатой, вознаграждением, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Судебная коллегия отмечает, что ТК РФ связывает трудовые отношения с соглашением между работником и работодателем (трудовой договор) и выполнением работником трудовой функции с соблюдением правил трудового распорядка и при обеспечении работодателем условий труда.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены нарушения Отделением законодательства РФ о страховых взносах, выразившиеся в не включении в базу для исчисления страховых взносов выплат за 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня, предоставляемые для ухода за ребенком - инвалидом работнику Герасимовой О.В. в феврале 2014 года.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Такая правовая позиция изложена в многочисленной судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2015 N 306-КГ15-13260 по делу N А72-677/2015, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2016 N 306-КГ16-2042 по делу N А65-12112/2015, Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2016 N 306-КГ16-116 по делу N А72-6849/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2016 N Ф06-10103/2016 по делу N А65-20477/2015 и т.д.).
Следовательно, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (действующим в период спорных правоотношений) не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о неправомерном отказе Фондом в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемых решений Фонда недействительным является верным.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 декабря 2017 года по делу N А06-8864/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.