22 марта 2018 г. |
А11-7643/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 по делу N А11-7643/2016, принятое судьей Тимчуком Н.Г. по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" о признании незаконным и отмене постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 02.08.2016 N 58/03-19.
В судебных заседаниях приняли участие представители:
акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - Варламова М.А. по доверенности от 05.12.2017 N 2192;
Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области- Хромова Д.С. по доверенности от 22.02.2018 N ДЦТ-574-03-12, Левит Е.В. по доверенности от 09.01.2018 N ДЦТ-6-03-21.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 14.04.2016 N 98 должностными лицами Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) в период с 26.04.2016 по 26.05.2016 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения акционерным обществом "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество, АО "ВКС") установленного порядка ценообразования на горячее водоснабжение (далее - ГВС) в период с 01.02.2015 по 01.04.2016 при предоставлении коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома N 169 по улице Добросельская города Владимира.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что Общество при расчёте платы за ГВС потребителям указанного жилого дома в период с 01.02.2015 по 01.04.2016 не применяло тариф на горячую воду, установленный органом регулирования, а рассчитывало плату за компонент "тепловая энергия" в составе горячей воды по цене, установленной Обществу на тепловую энергию.
Результаты проверки отражены в акте от 26.05.2016.
Усмотрев в действиях АО "ВКС" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 10.06.2016 и 02.08.2016 вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 58/03-19, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Общество считает возможным уменьшить размер назначенного административного штрафа на основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 50 000 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на наличие исключительных обстоятельств, таких как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, конструктивные особенности системы горячего водоснабжения спорного дома, а также на устранение последствий неправильного применения тарифа. В дополнении к апелляционной жалобе Общество указало на отсутствие доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: почтовых уведомлений N 600006 84 12593 0 и N 600009 71 00059 9, копии письма от 31.05.2016 N ДУ-1991-03-20.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции приобщил указанные документы к материалам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
На основании пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Степень благоустройства дома указывается в проектно-технической документации на многоквартирный дом либо в техническом паспорте.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.
Пунктом 1 части 5 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено что, регулированию подлежит, в частности, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в сфере горячего водоснабжения.
В силу пункта 4 главы 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" тарифы на горячую воду входят в систему регулируемых тарифов.
Согласно статье 5 Закона N 416-ФЗ полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения закреплены за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766 "Об утверждении Положения о Департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области" на территории Владимирской области данную функцию выполняет Департамент.
Постановлениями Департамента от 19.12.2014 N 60/44 и от 30.11.2015 N 49/196 установлены одноставочные тарифы на горячую воду, отпускаемую потребителям АО "ВКС", обеспечивающим горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, для населения со следующей календарной разбивкой: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - в размере 126,47 руб./куб.м (с учётом НДС);с 01.07.2015 по 30.06.2016 - в размере 130,39 руб./куб.м (с учётом НДС).
Материалами дела установлено, что на территории города Владимира АО "ВКС" осуществляет поставку тепловой энергии и ГВС потребителям коммунальных ресурсов.
Постановлением администрации города Владимира от 29.11.2013 N 4352 Обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с концессионным соглашением от 25.05.2012 муниципальным образованием "Город Владимир" Обществу передана сеть централизованной закрытой системы ГВС от наружной стены центрального теплового пункта (173а по улице Добросельская) до наружной стены многоквартирного дома 169 по улице Добросельская.
Как следует из технического паспорта многоквартирного дома N 169 по улице Добросельская города Владимира, указанный дом подключён к центральному тепловому пункту (далее - ЦТП), расположенному по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 171а. Общество поставляет в ЦТП коммунальный ресурс - тепловую энергию, далее в ЦТП осуществляется приготовление горячей воды, которая подаётся в спорный многоквартирный дом по закрытой централизованной системе ГВС.
Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта (ОДПУ) ГВС, который учитывает как количество горячей воды, вошедшей в дом (м3), так и количество тепловой энергии в горячей воде (Гкал), поступившей в него.
В ходе проверки установлено, что АО "ВКС" осуществляет расчёт платы за поставку тепловой энергии собственникам помещений спорного дома по показаниям ОДПУ ГВС.
Так, при расчёте платы за ГВС потребителям многоквартирного дома N 169 по улице Добросельская города Владимира в период с 01.02.2015 по 01.04.2016 Общество не применяло тариф на горячую воду, установленный органом регулирования, а выставляло плату за компонент "тепловая энергия" в составе горячей воды по цене, установленной Обществу на тепловую энергию.
Расчёт платы в период с 01.02.2015 по 01.04.2016 производился АО "ВКС" за компонент "тепловая энергия" по тарифу, а за холодную воду плата выставлялась МУП "Владимирводоканал".
Таким образом, тариф, установленный для коммунального ресурса "тепловая энергия", применялся к объёмам коммунального ресурса "горячая вода" для компонента "тепловая энергия"; тариф на компонент "тепловая энергия" АО "ВКС" установлен не был, в то время как в расчётах с потребителями должен был применяться одноставочный тариф, утверждённый Департаментом.
Нарушение АО "ВКС" порядка ценообразования подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 26.05.2016, протоколом об административном правонарушении от 10.06.2016, и заявителем апелляционной жалобы по существу не оспорено.
АО "ВКС" не представило документальные доказательства, свидетельствующие о том, что совершение правонарушения было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в деянии АО "ВКС" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях АО "ВКС" малозначительности деяния.
Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая, что говорит об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Законный представитель Общества надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела (т.1 л.д. 54, 63) с учетом представленных в суд апелляционной инстанции почтовых уведомлений N 600006 84 12593 0 и N 600009 71 00059 9, письма от 31.05.2016 N ДУ-1991-03-20.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции также исследовал официальный сайт Почты России (раздел "отслеживание почтовых отправлений).
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального, судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, арбитражным судом не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 по делу N А11-7643/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.