19 марта 2018 г. |
А79-4330/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 07.12.2017
по делу N А79-4330/2017,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Захарова Валерия Ивановича (г. Чебоксары; ОГРНИП 304212931700146, ИНН 212908250762) о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуальный предприниматель Захаров Валерий Иванович - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации и свидетельства серия 21 N 001619230; Беляева С.В. на основании доверенности от 14.04.2017 сроком действия три года,
и установил:
индивидуальный предприниматель Захаров Валерий Иванович (далее - ИП Захаров В.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании незаконным:
бездействия администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в не включении в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок") сведений "По нерегулируемым тарифам" и сведений о перевозчике (графа 6 "Наименование перевозчика") об ИП Захарове В.И. в отношении муниципального маршрута N 49 под регистрационным номером 52;
изложенного в письме от 19.04.2017 N 4221 решения администрации г. Чебоксары об отказе в выдаче ИП Захарову В.И. свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 49 и новых карт муниципального маршрута регулярных перевозок N 49.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары (далее - Управление ЖКХ).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.09.2017 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.09.2017 по делу N А79-3747/2017.
Определением от 23.10.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии возобновил производство по делу N А79-4330/2017.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 07.12.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию г. Чебоксары в течение десяти календарных дней со дня вступления судебного решения в законную силу выдать ИП Захарову В.И. в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок в отношении муниципального маршрута N 49. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Администрация г. Чебоксары настаивает на соблюдении ею положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и отсутствии с ее стороны незаконного бездействия.
По мнению органа местного самоуправления, непринятие во внимание судом первой инстанции его доводов и возражений на доводы Предпринимателя привело к принятию незаконного судебного акта.
В судебном заседании ИП Захаров В.И. и его представитель указали на законность обжалуемого судебного акта, просили оставить его без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация г. Чебоксары о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направила.
Ранее в судебном заседании 12.02.2018 представитель администрации г.Чебоксары поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что по результатам открытого конкурса администрация г. Чебоксары (Заказчик) и ИП Захаров В.И. (Исполнитель) заключили договор от 28.06.2012 N 52 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары по маршруту N 49.
В целях удовлетворения потребностей населения г. Чебоксары в пассажирских перевозках условиями договора от 28.06.2012 N 52 предусмотрено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, утвержденному администрацией г. Чебоксары.
Пунктом 4.1 установлен срок действия договора от 28.06.2012 N 52 - до 28.05.2017.
Пунктом 2.3.4 договора от 28.06.2012 N 52 установлено, что Исполнитель (Предприниматель) обязуется осуществлять перевозки пассажиров в строгом соответствии со схемой движения, расписанием и соблюдением количества транспортных средств, установленных в нем, по тарифам, указанным в приложении к настоящему договору.
Приложением к договору от 28.06.2012 N 52 установлен тариф по маршруту - 14 рублей.
20.03.2017 ИП Захаров В.И. обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 49 и новых карт маршрута регулярных перевозок N 49, а также с требованием о внесении в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары сведений о виде регулярных перевозок муниципального маршрута N 49 (регистрационный номер маршрута 52) по нерегулируемым тарифам.
Письмом от 19.04.2017 N 4221 орган местного самоуправления информировал Предпринимателя об отказе в выдаче свидетельства и новых карт маршрута, указав, что в связи с расторжением администрацией г. Чебоксары в одностороннем порядке договора от 28.06.2012 N 52 выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 49 и новых карт маршрута N 49 не представляется возможной; по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 49 перевозка пассажиров должна осуществляться по регулируемым тарифам.
Считая, что орган местного самоуправления допустил незаконное бездействие и принял незаконное решение, что нарушает его права и законные интересы в осуществлении предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал отсутствие с его стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Положениями части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок, организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Установлено по делу, что во исполнение части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ администрация г. Чебоксары разместила в сети "Интернет" сведения о существующих в городе Чебоксары регулярных маршрутах, в том числе о маршруте N 49; утвердила Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в который под регистрационным номером 52 включены сведения о маршруте N 49, перевозчиком по нему указан ИП Захаров В.И.
Из представленного в материалы дела Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары по состоянию на 15.05.2017 следует, что Предприниматель указан в качестве перевозчика по маршруту N 49, в графе 8 отсутствуют сведения о виде регулярных перевозок.
Согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары по состоянию на 06.04.2017 ИП Захаров В.И. не указан в качестве перевозчика по маршруту N 49, в графе 8 отсутствуют сведения о виде регулярных перевозок.
Положениями части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае, выдав ИП Захарову В.И. карты маршрутов N 49 с указанием в них срока действия (до 27.05.2017), администрация г.Чебоксары совершила действия, свидетельствующие о признании ею факта осуществления Предпринимателем регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, поскольку только в этом случае уполномоченный орган в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ выдает перевозчику карты маршрутов на срок действия ранее заключенного договора.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу
Положениями части 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления последовательно утверждал в процессе производства по делу, что Предприниматель осуществлял регулярные перевозки по регулируемым тарифам, в связи с чем на него не распространяются правила частей 3-5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ,
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что отсутствие со стороны администрации г. Чебоксары возражений относительно сведений, поданных ИП Захаровым В.И., в том числе и в части обозначения вида регулярных перевозок по маршруту N 49 "по нерегулируемым тарифам", а также размещение администрацией г. Чебоксары в сети "Интернет" сведений о том, что перевозки по этим маршрутам по истечении срока действия договора от 28.06.2012 N 52 будут осуществляться на основании частей 3-5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельствуют об обратном.
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Орган местного самоуправления не представил в материалы дела документы, подтверждающие, что ИП Захаров В.И. осуществляет перевозки по установленным, администрацией г. Чебоксары тарифам с предоставлением всех льгот на проезд.
Как верно отметил суд первой инстанции, то обстоятельство, что установленные Предпринимателем тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 49 совпадают с тарифами, утвержденными органом местного самоуправления, не свидетельствует об установлении их администрацией г. Чебоксары.
Установлено, что за все время осуществления перевозочной деятельности по маршруту N 49 Предприниматель не производил какие-либо компенсации за провоз пассажиров, имеющих право на льготы.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Более того, согласно пункту 13.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644, которое решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.09.2016 N 446 признано утратившим силу, возмещение перевозчику выпадающих доходов, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, установленного федеральным и республиканским законодательством, производится в соответствии с заключенным договором на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в пределах фактически поступивших средств, предоставленных целевых субвенций, из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет города Чебоксары на указанные цели.
Орган местного самоуправления не представил доказательства, подтверждающие заключение с Предпринимателем такого договора.
Кроме того, проанализировав конкурсную документацию, на основании которой проводился открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, и условия договора от 28.06.2012 N 52, арбитражный суд установил отсутствие условия о том, что тарифы, применяемые перевозчиком, должны утверждаться уполномоченными органами власти.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что регулярные перевозки осуществляются Предпринимателем по регулируемым тарифам.
Принимая во внимание, что администрация г. Чебоксары своими действиями признала право ИП Захарова В.И. на применение положений частей 2 - 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, то ее отказ в выдаче свидетельств и новых карт маршрута противоречит принципу правовой определенности и нарушает права Предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
Также суд первой инстанции принял во внимание, что в силу частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ карты маршрута, а, следовательно, и свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту, выдаются перевозчикам, которые осуществляют перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Суд первой инстанции установил, что ИП Захаров В.И. не осуществляет перевозки, оплачиваемые за счет средств республиканского или муниципального бюджетов, следовательно, его деятельность регулируется положениями частей 3-5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Ссылка органа местного самоуправления на факт расторжения в одностороннем порядке договора от 28.06.2012 N 52 (уведомление органа местного самоуправления от 27.02.2017 N 29/04-986), законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.09.2017 по делу N А79-3747/2017, не влияет на оценку арбитражным судом оспариваемых действий и решений органа местного самоуправления, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что администрация г. Чебоксары допустила незаконное бездействие, выразившееся в не включении в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок") сведений "По нерегулируемым тарифам" и сведений о перевозчике (графа 6 "Наименование перевозчика") об ИП Захарове В.И. в отношении муниципального маршрута N 49 под регистрационным номером 52. Кроме того, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения от 19.04.2017 N 4221 об отказе в выдаче Предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 49 и новых карт муниципального маршрута регулярных перевозок N 49.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Предпринимателя.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал правомерность своей позиции в рассматриваемых правоотношениях.
Руководствуясь частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав ИП Захарова В.И.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с органа местного самоуправления в пользу ИП Захарова В.И. понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 07.12.2017 по делу N А79-4330/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 07.12.2017 по делу N А79-4330/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.