г. Москва |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А40-158994/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: Марковой Т.Т., Суминой О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Фабрика-Заготовочная "Олимп-21" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 г. по делу N А40-158994/17 принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ЗАО Фабрика-Заготовочная "Олимп-21"
к Управлению Росреестра по Москве
об отмене Предписания N 419 по делу N 750/16/07-12 от 26.05.2017 г., Акта проверки N 605 от 26.05.2017 г., выданных Управлением Росреестра по Москве в ходе проверки исполнения предписания N 63 от 09.02.2016 г.,
при участии:
от заявителя: Иванов Д.С. по дов. от 01.08.2017;
от заинтересованного лица: Мацота Н.Э. по дов. от 21.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) с заявлением о признании незаконным Предписания N 419 по делу N 750/16/07-12 от 26.05.2017 г., Акта проверки N 605 от 26.05.2017 г., выданных Управлением Росреестра по Москве в ходе проверки исполнения Предписания N 63 от 09.02.2016 г.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ОЛИМП ИМПЕРИАЛ", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2017 г. в удовлетворении заявленных требований ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" было отказано в полном объеме.
Дополнительным решением от 15.01.2018 г. Арбитражный суд города Москвы производство по делу N А40-158994/17-84-1408 в части оспаривания Акта проверки N 605 от 26.05.2017 г., выданного Управлением Росреестра по г. Москве в ходе проверки исполнения Предписания N 63 от 09.02.2016 г. прекратил.
ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве по с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 26.05.2017 г. с 11:00 по 11:20 по адресу: г. Москва, Рубцовская наб., д.3, стр.1 государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель была проведена проверка в отношении ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" исполнения Предписания N 63 от 09.02.2016 г. об использовании земельного участка по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2, и составлен Акт от 26.05.2017 г. (далее - Акт проверки).
В Акте проверки отражены сведения о результатах проверки, в том числе выявлено не исполнение предписания об устранении нарушения земельного законодательства РФ от 09.02.2016 г. N 63, продолжение использования земельного участка площадью 10670 кв.м., кадастровый номер 77:07:0014002:18 расположенного по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2, без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю.
Обществу выдано Предписание от 26.05.2017 г. по делу N 750/16/07-12 об устранении нарушения земельного законодательства, а именно: оформлении в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 10670 кв.м., кадастровый номер 77:07:0014002:18 расположенного по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2, в срок до 28.08.2017 г.
Ранее Обществу было выдано Предписание N 63 от 09.02.2016 г. об использовании земельного участка по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2.
Определениями о продлении срока исполнения Предписания от 27.07.2016 г. и 03.02.2017 г. срок исполнения предписания продлен до 15.05.2017 г.
Как следует из текста Предписания об устранении нарушения земельного законодательства N 419 от 26.05.2017 г. по делу N 750/16/07-12 ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" продолжает использовать земельный участок площадью 10670 кв.м, кадастровый N 77:07:0014002:18, расположенный по адресу: Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2.
Таким образом, ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" продолжало нарушать требования земельного законодательства Российской Федерации (статьи 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации), выразившиеся в использовании указанного земельного участка без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю. Управлением Росреестра по г. Москве выявлено, что нарушение Обществом не устранено, Предписание об устранении нарушения земельного законодательства РФ N 63 от 09.02.2016 г. в срок до 15.05.2017 г. исполнено не было.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что производство по делу в части оспаривания Акта проверки подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. По смыслу приведенных норм, в судебном порядке может быть обжалован ненормативный правовой акт уполномоченного органа, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.
Оспариваемый акт проверки N 605 от 26.05.2017 г., выданный Управлением Росреестра по Москве в ходе проверки исполнения предписания N 63 от 09.02.2016 г. признаками подобного ненормативного правового акта не обладает и обязательные для исполнения предписания не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным Предписания Управления Росреестра по г. Москве, суд первой инстанции правомерно и обоснованно указал следующее.
Согласно подпункту а пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" (далее - Положение) Управление и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно пункту 6 Положения в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 11 Положения).
Частью 6 статьи 71.1 ЗК РФ установлено, что внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: 1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ; 2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; 3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ определен перечень грубых нарушений требований закона при организации и проведении проверки, которые влекут признание результатов проверки недействительными.
На основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 18.05.2017 г. N 430/ГЗН-П заместителем главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель было поручено государственным инспекторам в городе Москве по использованию и охране земель провести проверку в отношении ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" с целью проверки исполнения Обществом Предписания по делу об административном правонарушении земельного законодательства от 09.02.2016 г. N 63 по делу об административном правонарушении N750/16/07-12.
Пункт 1 статьи 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Законом о недвижимости.
По смыслу статей 25, 26 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, удостоверяются документами, прошедшими государственную регистрацию в соответствии с Законом о недвижимости.
Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Как следует из положений части 2 статьи 8.1 ГК РФ на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1, 2 статьи 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, положения статей 25, 26 ЗК РФ, статьи 264 ГК РФ предусматривают обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участком.
В результате проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" использует земельный участок площадью 10670 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2, находящегося за границами предоставленного земельного участка с кадастровым номером N 77:07:0014002:18.
В отношении номера земельного участка представитель Управления Росреестра по г. Москве пояснил, что речь идет о земельном участке с кадастровым номером N 77:07:0014002:16; в Акте проверки и в оспариваемом Предписании допущена техническая ошибка, однако из адресных и физических характеристик понятно, в отношении какого земельного участка проводилась проверка.
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок, площадью 10670 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, проезд Проектируемый N 1980, вл. 2 не представлены, земельно-правовые отношения не оформлены. На указанном земельном участке расположено нежилое здание с адресным ориентиром: г. Москва, Проектируемый проезд N1980, д.2, в котором по данным Единого государственного реестра недвижимости, часть помещений площадью 6900,8 кв.м. принадлежит ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" на праве собственности (запись N77-77- 12,010,2014-128).
В рамках дела N 750/16/07-12 в отношении ЗАО Фабрика - Заготовочная "Олимп-21" вынесено Предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 26.05.2017 г. N 419, в силу которого виновное юридическое лицо обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному вводу, что действия Управления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем Предписание Управления Росреестра по Москве от 26.05.2017 г. по делу N 750/16/07-12 незаконным.
Довод Общества об уплате им государственной пошлины документально не подтвержден, оригинал платежного поручения на оплату государственной пошлины в дело не представлен.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2017 г. по делу N А40-158994/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.