г. Челябинск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А76-8388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Арямова А.А. и Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кизильского муниципального округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 по делу N А76-8388/2017 (судья Белякович Е.В.)
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью Жилищное - коммунальное хозяйство "Кизильское" - Малахова В.А. (доверенность от 01.01.2018), Кривошеева Н.И. (протокол от 01.08.2016)
УСТАНОВИЛ:
05.04.2017 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Жилищное - коммунальное хозяйство "Кизильское" (далее-заявитель, ООО ЖКХ "Кизильское") с заявлением к Администрации Кизильского муниципального округа Челябинской области (далее-Администрация) о признании недействительным ненормативного правового акта - постановления N 143 от 10.03.2017 "О чрезвычайной ситуации".
10.03.2017 в селе Кизильское в районе улиц Дружбы и Молодежная произошел прорыв коммунальных водопроводных сетей, было нарушено холодное водоснабжение населения. Для устранения аварии заявитель принял самостоятельные меры.
В принятом 10.03.2017 постановлении Администрации содержатся неверные выводы о непринятии мер обществом по устранению аварии. Постановление по этой причине незаконно, оно нарушает права и законные интересы заявителя. Первоначально постановление обжаловалось как нормативный правовой акт, но затем заявитель изменил требование, признав обжалуемый акт ненормативным (т.1 л.д.2-3, 74-75, 135-136).
Определением от 12.04.2017 суд принял заявление к производству (т.1 л.д.1).
Администрация возражала против заявленных требований, указывала, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативного правового акта, не порождает последствий для неопределенного круга лиц, кроме того, оно в тот же день отменено постановлением N 146 от 10.03.2017 и не могло повлечь нарушения чьих - либо прав, не повлекло правовых последствий.
Авария 10.03.2017 центрального водопровода вызвала отключения водоснабжения более чем на 4 часа и является чрезвычайной ситуацией. Заявитель приступил к устранению аварии с опозданием - только через 4 часа после объявления чрезвычайной ситуации (т.1 л.д. 58-59, 76-78, 127, 131, 142-143).
Решением суда от 15.12.2017 требования удовлетворены, постановление признано недействительным, в обжалуемом акте нет указания на то, что чрезвычайная ситуация вводится для органов управления сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, не указан период, на которые оно введено, нет доказательств того, что прорыв водопровода представлял реальную опасность для граждан.
Правовые основания для введения чрезвычайной ситуации отсутствовали, сделаны ссылки на решения судов общей юрисдикции (т.1 л.д. 175-178).
19.01.2018 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований.
Авария на коммунальных системах жизнеобеспечения населения, которая не устраняется на протяжении 4- часов, является чрезвычайной ситуацией. Законность действий ответчика подтверждена результатами прокурорской проверки. Отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя.
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, указанные в судебном акте, считает принятый правовой акт нормативным.
Представители Администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени уведомлены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО ЖКХ "Кизильское" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 11.05.2010 (т.1 л.д. 13-14, 19-35). С Администрацией заключено концессионное соглашение, где общество обязалось обеспечить эксплуатацию объектов водоснабжения города (т.1 л.д. 145-149).
10.03.2017 Главой района принято постановление N 143 от 10.03.2017 "О чрезвычайной ситуации". В мотивировочной части указано, что оно принято в связи с аварией на водопроводе по ул. Дружбы 22 и непринятием мер по устранению аварии ООО ЖКХ "Кизильское". В постановочной части указано об объявлении чрезвычайной ситуации (п.1), главе администрации Кизильского сельского поселения предложено организовать экстренную помощь по ремонту водопровода (п.2), постановление вступает в силу с даты подписания (п.3), контроль осуществляет Глава района (п.4) (т.1 л.д.5).
Постановлением N 146 от 10.03.2017 спорное постановление отменено с 19.30 местного времени (т.1 л.д. 60).
Согласно акту от 10.03.2017 составленного комиссией из представителей Администрации ООО ЖКХ "Кизильское" не приступило своевременно к ликвидации аварии. Акт составлен 10.03.2017 в 19.30 (т.1 л.д. 62).
Из письма Прокурора Кизильского района от 10.04.2017 следует, что допущено нарушение продолжительности перерыва холодного водоснабжения (т.1 л.д. 61).
Представители общества пояснили, что признание заявителя виновным в несвоевременном устранении аварии повлекло привлечение их к административной ответственности со стороны Государственной жилищной инспекции, влияет на порядок возмещения понесенных при устранении аварии расходов.
По утверждению подателя жалобы - Администрации в создавшейся ситуации имелись достаточные основания для принятия постановления.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается, в том числе местный уровень реагирования, решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района (подпункт "б" пункта 8 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ).
На основании статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 15); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1 статьи 15).
В силу подпункта "и" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из приведенных правовых норм следует, что режим чрезвычайной ситуации вводится решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории муниципального района. Режим чрезвычайной ситуации вводится решением органа местного самоуправления для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации от 10.03.2017 N 143 объявлена чрезвычайная ситуация в связи с аварией на водопроводе в с. Кизильское по адресу: ул. Дружбы,2.
Суд установил, что в оспариваемом постановлении не имеется указаний на то, что режим чрезвычайной ситуации введен для органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ. Кроме того, в оспариваемом постановлении отсутствует указание на период введения режима чрезвычайной ситуации, из чего следует вывод, что он был введен без определения конкретного срока его окончания. Администрацией не доказано, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации последствия аварии на водопроводе представляли реальную опасность для граждан.
Не нашел подтверждения довод жалобы о том, что постановление не нарушается права и законные интересы заявителя. В постановлении указано на вину общества, которое не предприняло своевременных мер по устранению аварии, что повлекло привлечение к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодексам Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2017 по делу N А76-8388/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Кизильского муниципального округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
А.А.Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.