город Воронеж |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А14-2553/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цурган Т.Д.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Садовой Е.Н. - представителя по доверенности от 29.12.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж": Мамонтовой Л.И. - представителя по доверенности от 15.06.2018;
от Администрации Нижнедевицкого муниципального района ВО: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2018 по делу N А14-2553/2018 (судья Кочетков А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (ОГРН 1053600482539, ИНН 3666128249, город Воронеж) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, город Воронеж) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.12.2017 N 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
третьи лица: администрация Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРОВоронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, административный орган) от 22.12.2017 по делу N 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ.
Определением суда от 12.03.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 09.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.
Определением суда от 09.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области
Решением от 05.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что заявитель использует земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Нижнедевицкий, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево", обшей площадью 530000 кв. м., не имея на то, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
В судебное заседание представители третьего лица не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 20.09.2017 государственным инспектором Семилукского, Нижнедевицкого, Рамонского и Хохольского муниципальных районов Воронежской области по использованию и охране земель была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства РФ в отношении ООО "Авангард-Агро-Воронеж".
В ходе проверки, состоявшейся 20.09.2017, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 36:15:6100016:16, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Нижнедевицкий, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, снят с кадастрового учета 06.02.2015.
Данный участок по указанному адресу используется на основании договора аренды от 14.04.2017 ООО "АвангардАгро-Воронеж" (далее - договор).
При визуальном осмотре земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Нижнедевицкий, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево" установлено, что на земельном участке ведутся сельскохозяйственные работы. Вид разрешенного использования, отраженный в правоустанавливающих и технических документах соответствует фактическому виду землепользования
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.09.2017, к которому приложены общая схема расположения земельных участков в границах СХА "Михнево" Нижнедевицкого района Воронежской области, фотоматериалы.
20.09.2017 и.о.заместителя главного государственного инспектора Семилукского, Нижнедевицкого, Рамонского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области по использованию и охране земель вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Авангард-Агро-Воронеж".
01.11.2017 в связи с жалобой директора ООО "Грейнер-2000" и ответом из Прокуратуры Воронежской области на обращение директора ООО "Грейнер2000" административным органом было установлено, что администрация Нижнедевицкого муниципального района не вправе распоряжаться и предоставлять в аренду ООО "Авангард-Агро-Воронеж" вышеуказанный земельный участок.
Из ответа Прокуратуры Воронежской области от 03.10.2017 N 7/2-686- 2017 следует, что спорный земельный участок относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" из земель невостребованных земельных долей, расположенных на территории землепользования в границах СХА "Михнево".
В связи с проведенной проверкой Прокуратурой Нижнедевицкого района вынесено представление от 26.09.2017 N 2-2-2017/574 об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения.
09.11.2017 решением заместителя главного государственного инспектора Воронежской области по использованию и охране земель было отменено определение от 20.09.2017 и.о.заместителя главного государственного инспектора Семилукского, Нижнедевицкого, Рамонского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области по использованию и охране земель об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Авангард-Агро-Воронеж". Дело направлено на новое рассмотрение.
Административный орган сделал вывод о том, что ООО "Авангард-АгроВоронеж" использует земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Нижнедевицкий, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево", обшей площадью 530000 кв. м., не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
Определением Управления Росреестра по Воронежской области от 20.12.2017 назначено время и место рассмотрения дела N 10 об административном правонарушении (на 22.12.2017 на 11 час.), полученным Обществом, согласно отметке о вручении.
20.12.2017 государственным инспектором Семилукского, Нижнедевицкого, Рамонского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении ООО "Авангард-АгроВоронеж" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
В графе объяснений представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, отмечено, что земельный участок обрабатывается на основании договора аренды от 14.04.2017, заключенного между ООО "Авангард-Агро-Воронеж" и Администрацией Нижнедевицкого района.
22.12.2017 заместителем главного государственного инспектора Семилукского, Нижнедевицкого, Рамонского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, было вынесено постановление по делу N 10 о признании ООО "Авангард-Агро-Воронеж" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, ООО "Авангард-Агро-Воронеж" просит суд его отменить, ссылаясь на недоказанность Управлением Росреестра по Воронежской области события вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказывал наличие события административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст. 210 АПК РФ).
Оспариваемым постановлением административного органа ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в занятии земельного участка или использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона не имеющие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Привлекая ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" к административной ответственности, административный орган исходил из того, что у Общества отсутствуют права, предусмотренные законодательством РФ, на использование земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основания возникновения прав на земельный участок установлены в статье 39.1 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. При этом, владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Главой IV ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду, ограниченное пользования чужим земельным участком (сервитут) и безвозмездное пользование.
Актом проверки от 20.09.2017 N 71 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 36:15:6100016:16, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Нижнедевицкий, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, снят с кадастрового учета 06.02.2015.
Как следует из материалов дела, между ООО "Авангард-Агро-Воронеж" и Администрацией Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области заключен договор аренды указанного земельного участка от 14.04.2017.
Таким образом, земельный участок используется с разрешения Администрации Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, используется по целевому назначению, арендная плата уплачена в срок, что подтверждено третьим лицом в отзыве на заявление.
Административным органом указывается на то обстоятельство, что земельный участок в собственности Администрации Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области не находится. Кроме того, спорный земельный участок снят с кадастрового учета. Договор аренды заключен на срок менее года (с 1 марта 2017 года по 1 февраля 2018 года), что противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статья 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определяет круг лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Указанная статья не устанавливает обязанность арендатора по осуществлению кадастрового учета земельных участков.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Суд, осуществляющий рассмотрение дела об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, ограничен рамками проверки его на предмет законности, не правомочен самостоятельно устанавливать обстоятельства совершенного правонарушения, не установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Исследуемый договор аренды земельного участка не признан в установленном законом порядке недействительным.
Доказательств ничтожности данного договора административным органом не представлено.
Учитывая изложенное, у суда не имеется правовых оснований рассматривать вышеуказанное соглашение как не влекущее правовых последствий.
Администрация Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области в отзыве ссылалась на статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Спорный земельный участок расположен по адресу: Воронежская область, Нижнедевицкий район, Михневское сельское поселение, западная часть кадастрового квартала 36:15:6100016, из земель СХА "Михнево".
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что, заключая договор аренды с Администрацией Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области и учитывая, что Михневское сельское поселение входит в состав Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, заявитель добросовестно полагал, что заключает договор с надлежащим арендодателем.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
Из письма Администрации Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области также следует добросовестность арендатора.
Таким образом, суд области пришел к верному выводу об отсутствие вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, из акта возврата земельного участка к договору аренды земельного участка от 14.04.2017 следует, что спорный земельный участок был передан арендатором арендодателю. Указанное обстоятельство не может быть положено в основу принимаемого судом решения, так как данный акт был составлен после вынесения оспариваемого постановления (дата акта - 14.04.2017, дата оспариваемого постановления - 22.12.2017), однако также может свидетельствовать о добросовестности арендатора.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Выполняя требования законодательства в области использования земель и охраны собственности, Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все меры для предупреждения правонарушения и его недопущения.
В действиях заявителя не усматривается пренебрежительное отношение к нормам права, регулирующим использование земель и охрану собственности.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия, считает постановление Управления Росреестра по Воронежской области от от 22.12.2017 о назначении административного наказания ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" незаконным и подлежащим отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2018 по делу N А14-2553/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.