г. Москва |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А41-57459/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Группа Компаний "СУ 22": Малинин А.Е. по доверенности от 01.06.2017;
от Управления Росреестра по Московской области: Савченкова Ю.Ю по доверенности от 29.12.2017;
от администрации Щелковского муниципального района Московской области: Митрофанова Н.А. по доверенности от 29.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 октября 2017 года по делу N А41-57459/17,
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "СУ 22"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: администрации Щелковского муниципального района Московской области,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "СУ 22" (далее - заявитель, ООО "Группа Компаний "СУ 22", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ответчик, Управление Росреестра Московской области), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение Управления Росреестра Московской области от 26.04.2017 N 50-50/001-50/001/009/2016-6926.
- обязать Управление Росреестра Московской области произвести государственную регистрацию права собственности за ООО "Группа Компаний "СУ 22" на сооружение с кадастровым номером 50:14:0000000:147959.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года по делу N А41-57459/17 заявление удовлетворено (т. 3 л. д. 12-13).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Группа Компаний "СУ 22" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации также возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Группа Компаний "СУ 22" обратилось к Управлению Росреестра Московской области с заявлением (т. 2 л. д. 1-6) о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 50:14:0000000:147959 (трасса электроснабжения 0,4 кВ, трансформаторная подстанция -1, трансформаторная подстанция - 2), расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, п. Биокомбинат, мкр. Аничково (далее - объект, сооружение).
Уведомлением от 27.03.2017 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено сооружение (т. 1 л. д. 13-14).
Решением Управления Росреестра Московской области от 26.04.2017 N 5050/001-50/001/009/2016-6926 в государственной регистрации отказано (т. 1 л. д. 11-12).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Группа Компаний "СУ 22" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации), действовавшего на момент принятия регистрирующим органом заявления о государственной регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
С 1 января 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В пункте 2 статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что выдача разрешения на строительство не требуется, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно;
3) строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи;
4) строительства, реконструкции сетей газопотребления и газораспределения (включая газопроводы и сооружения) в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно;
5) реконструкции линий электропередачи, линий связи, газопроводов, водопроводов, канализационных сетей, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящей части, не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов;
6) строительства и (или) реконструкции тепловых сетей;
7) строительства, реконструкции водопроводных сетей с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоснабжения объектов капитального строительства;
8) строительства, реконструкции канализационных сетей, сетей ливневой канализации с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно от точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоотведения объектов капитального строительства;
9) строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров.
28 ноября 2016 года истец обратился к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым N 50:14:0000000:147959, расположенное по адресу: Московская область, Щёлковский район, п. Биокомбината, мкр. Аничково.
Данным сооружением, согласно представленному заявителем кадастровому паспорту от 15.02.2016 N МО-15/ЗВ-339756, является трасса электроснабжения 0,4 кВ, трансформаторная подстанция - 1, трансформаторная подстанция - 2 (т. 1 л. д. 18-31).
Вышеназванный объект подпадает под действие пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области".
Следовательно, выдачи разрешения на строительство не требуется.
При таких обстоятельствах требование регистрирующего органа о предоставлении на регистрацию документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, таких как направление в адрес органа федерального государственного энергетического надзора уведомления о проведении сетевой организацией осмотра (обследования) энергоустановок заявителя, является незаконным, и не может являться основанием отказа в регистрации права собственности на вновь созданный объект.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который действовал на момент подачи истцом документов на регистрацию, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества. При этом, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с данными требованиями закона заявителем в орган регистрации были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором построено сооружение - договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040366:9 от 21.10.2010 N 05-152/10-р, срок действия которого продлевался в соответствии с соглашением от 02.10.2013 (т. 1 л. д. 33-36). Доказательств расторжения данного договора либо отказа от него арендодателем либо арендатором не имеется.
При этом сооружение располагается на трёх земельных участках: на участке с кадастровым номером 50:14:0040366:9, а также на участках с кадастровыми номерами 50:14:0000000:144005 и 50:14:0040365:597, имеющими статус временных.
С целью разрешения возникших у ответчика вопросов по поводу законности владения данными земельными участками, истцом представлялось письмо от 24.11.2016 N 782 (т. 1 л. д. 93), в котором последний разъяснил, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040365:597 был образован в результате выдела из участка с кадастровым номером 50:14:0040366:9, а участок с кадастровым номером 50:14:0000000:144005 был образован из оставшейся части земельного участка.
В материалах дела имеется письмо администрации от 02.03.2017 N 172-01исх-31674, в котором указано, что договор от 21.10.2010 N 05-152/10-Р является действующим и продлен на неопределенный срок в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ (т. 1 л. д. 99).
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на указанный выше объект, в силу чего у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права.
В представленном заявителем кадастровом паспорте на сооружение от 15 февраля 2016 года N МО-16/ЗВ-339756, выполненном кадастровым инженером Тиуновым А.В., указана дата строительства - 2015 год.
В информационном письме от 24.11.2016 N 782 заявитель уточнял дату строительства объекта. Сам объект - кабельная линия является не единым и одновременно построенным объектом, а объединённым в один объект различными частями второй очереди строительства линейно-кабельного сооружения для присоединения к электроснабжению строящихся домов. Эти части кабельной линии строились одновременно со строительством объектов, к которым они подключались - многоэтажным жилым домам, в соответствии с очерёдностью строительства домов. По завершению строительства конкретного дома, соответствующая часть кабельной линии осматривалась и допускалась в эксплуатацию. При этом оформлялись акты осмотров электроустановки и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок". Именно дата выдачи таких разрешений и является датой строительства кабельной линии. Последнее разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки было получено на многоэтажный жилой дом корпус N 1 от 03 июля 2013 года N 3.2/1-13-516 (т. 1 л. д. 90).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Управлением Росреестра Московской области не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2017 года по делу N А41-57459/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.