г. Чита |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А19-6956/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.03.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", Федерального агентства научных организаций, Администрации Иркутского района на решение арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года по делу N А19-6956/2017 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН 1053808007417, ИНН 3808116570, 664011, город Иркутск, ул. Рабочая, 2 А) к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (ОГРН 1033802456522, ИНН 3827000370, 664511, Иркутская область, район Иркутский, село Пивовариха, улица Дачная, д. 14) о взыскании 31 451 750 руб., (суд первой инстанции: Яцкевич Ю.С.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о взыскании ущерба, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среде в размере 31 451 750 руб., из которых: 8 000 руб. - ущерб, причинённый почвам на площади 8 кв.м.; 1 443 750 руб. - ущерб, причинённый почвам на площади 1925 кв.м. - 30 000 000 руб. - ущерб, причинённый почвам на площади 4 га.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрация Иркутского района, Федеральное агентство научных организаций.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года с Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" в пользу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия взыскан 1 451 750 руб. в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "ПСМ-Иркутск" в доход федерального бюджета РФ взыскана государственная пошлина в размере 26 129 руб.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска. Не согласен с отклонением доводов ответчика относительно несоблюдения истцом при отборе проб на земельных участках положений п. 3.3.1 "ГОСТ84. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа". По мнению ответчика, документального обоснования измерения площади захламленного земельного участка в размере 8 кв. м. и 1 925 кв. м. материалы дела об административном правонарушении не содержат. Таким образом, доказательства точного размера захламления земельного участка в материалах дела отсутствуют, что указывает на нарушение процедуры отбора проб и отсутствие оснований для привлечения к ответственности. Просит решение суда отменить.
Федеральное агентство научных организаций, полагая, что судебный акт в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене, как принятый с существенным нарушением норм материального права, обратился с апелляционной жалобой. Указывает на отсутствие условий, необходимых для наступления деликтной ответственности (возмещения убытков, упущенной выгоды).
Администрация Иркутского районного муниципального образования, считая решение суда незаконным, необоснованным в части отказа в удовлетворении иска, также обратилась с апелляционной жалобой. Указывает на наличие в материалах дела совокупности условий, необходимых для взыскания ущерба в соответствии со сложившейся судебной практикой, а именно: факт причинения ущерба в результате захламления и загрязнения почвы, противоправность поведения ответчика, его вина, причинно- следственная связь между действиями ответчика и наступившим вредом. Просит решение суда отменить, удовлетворить иск в полном объеме.
Истец представил в материалы дела отзывы на апелляционные жалобы.
Администрация Иркутского районного муниципального образования представила возражения на апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций
Истец, ответчик, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца, ответчика, третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:06:000000:53, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 27.02.2013 N 38 АД 981545.
При этом составной частью указанного земельного участка является земельный участок с кадастровым номером 38:06:141904:167 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.08.2013).
В период с 22.06.2015 по 17.07.2015 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия от 14.05.2015 N 1650 проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" с целью проверки соблюдения земельного законодательства РФ при использовании земельного участка, сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:06:141904:167, входящего в единое землепользование земельного участка 38:36:000000:53, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная, 14.
В ходе проведения проверки 22.06.2015 должностными лицами управления в присутствии директора ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" Дмитриева Н.Н. обнаружены очаги захламления отходами и потребления (пластмасс, пластик, полиэтилен, рваный картон и полимерные мешки, шины от колес, провода, битая кафельная плитка и пр.).
На земельном участке 38:06:141904:167 сельскохозяйственного использования, входящего в состав единого земельного участка 38:06:0:53 на общей площади 1933 кв.м., так же обнаружены места сжигания вышеуказанных отходов, составлен акт проверки N N 04-03-12, ОН-0011, 157-п/ю, 95/09 от 17.07.2015.
В результате проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Поповой А.В. в присутствии агронома ООО "Возрождение", директора ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" и агронома отделения агрохимического мониторинга ФГБУ "ИМВА" отобраны почвенные образцы, о чем составлен протокол N 39 от 02.07.2015.
Согласно данному протоколу, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия произведен отбор: 1-ой пробы почвы в количестве 1 кг с места складирования ТБО с площади 8 м2 ; 2-х проб почвы в количестве 2 кг с места складирования ТБО с площади 1925 м2 ; 1-ой пробы почвы с площади 4 га. Данные образцы направлены в ФГБУ "ИМВЛ" на определение показателей загрязнения почвы.
Из результатов анализов проб почв под отходами ТБО обнаружено содержание токсичных элементов, в том числе, превышение предельно-допустимой концентрации бенз(а)пирена: - в 5,25 раза на площади почвам 8 кв.м., (протокол испытаний N 4254 (Э-ГУ 07-20/01) от 16.07.2015); - в 2,3 раза на площади 1925 кв.м. (протокол испытаний N 4255 (Э-ГУ 07-20/02) от 16.07.2015); - в 1,1 раза на площади 4 га (протокол испытаний N 4257(Э-ГУ 07-20/04) от 16.07.20- 15)
Таким образом, по результатам проверки выявлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно: статей 12, 13, 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 42, 77, 78 Федерального закона 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ГОСТа 17.4.3.04-85, ГОСТа 27593-88.
Согласно результатам проверки, ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления и их сжигания загрязнен бензапиреном плодородный слой почвы на площади 1933 кв.м (непосредственно под местом размещения отходов) и 40 000 кв.м. (прилегающая территория).
Управлением 17.07.2015 ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
17.07.2015 ФГБНУ "Иркутский НИИСХ" признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 руб. (постановление N 141 о назначении административного наказания от 03.09.2015 (т.1 л.д.151-157).
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14.04.2016 года постановление N 141 от 03.09.2015 оставлено без изменения.
С учетом изложенного и в связи с нарушением ответчиком при осуществлении хозяйственной деятельности правил обращения с отходами производства и потребления (ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), выразившееся в несанкционированном размещении отходов производства и потребления и их сжигания, истцом в соответствии со своей компетенцией произведен расчет вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды согласно пункту 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 г. N 238.
Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, согласно расчету истца составил 31 451 750 руб., из которых: - 8 000 руб. - ущерб, причинённый почве на площади 8 кв.м.; - 1 443 750 руб. - ущерб, причинённый почве на площади 1925 кв.м.; - 30 000 000 руб. - ущерб, причинённый почве на площади 4 га.
Письмами от 04.08.2015 исх. N УФС-ДТ-08/2913, от 01.07.2016 N УФС-ДТ-07/2779 (полученным ответчиком 18.07.2016), истец предложил возместить причиненный вред почвам в добровольном порядке.
Учитывая, что причиненный вред почвам ответчиком в добровольном порядке не возмещен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, согласно части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика исчисления размера вреда от 08.07.2010 N 238).
Факт порчи земель в результате нарушения природоохранного и земельного законодательства подтвержден материалами дела, в частности, протоколом N 39 от 02.07.2015, согласно которому полученными в результате исследования показателями состава и свойств отобранных проб почвы подтверждаются глубина химического загрязнения почвы и фактическое содержание загрязняющих веществ.
Судом первой инстанции признана обоснованной сумма вреда, подлежащего возмещению - 1 451 750 руб., определенная в соответствии с Методикой исчисления размера вреда от 08.07.2010 N 238.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании с ответчика ущерба в сумме 1 451 750 руб., исходя из площади загрязнения почвы 1 925 кв.м. и в сумме 8 000 руб., исходя из площади загрязнения почвы 8 кв.м.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", разъяснено, что по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части проведения экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и составления экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности приказом Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 N 397 утвержден "Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности".
В данный перечень, в частности, включены ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" и.ГОСТ 17.4.4.01-84 "Охрана природы. Почвы. Методы определения емкости катионного обмена".
Требования к отбору почвы при общих и локальных загрязнениях предусмотрены ГОСТ 17.4.3.01-83.
В соответствии с п. 7 ГОСТ 17.4.3.01-83 в зависимости от цели исследования размер пробной площадки, количество и вид пробы должны соответствовать указанным в таблице, согласно которой, для определения содержания в почве химических веществ для неоднородного почвенного покрова размер пробной площадки составляет от 0.5 до 1 га. количество проб - не менее одной объединенной пробы. Согласно п. 7.2 ГОСТ 17.4.3.01-83 и п. 3.3 ГОСТ 17.4.4.02-84 масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг. В соответствии с п. 3.2 и 3.3 ГОСТ 17.4.4.02-84 объединенную пробу составляют путем смешивания точечных проб, отобранных на одной пробной площадке. Для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.
Согласно протоколу отбора проб N 39 от 02.07.2015, должностными лицами истца, с земельного участка площадью 4 га, взята одна проба в количестве 1 кг, представитель истца подтвердил факт взятия с данного земельного участка только 1 пробы (не объединенной) в количестве 1 кг, не для установления факта загрязнения почвы ответчиком, а в качестве фонового образца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что результаты отбора проб почвы с земельного участка площадью 4 га, произведенные Управлением Россельхознадзора, не могут быть признаны достоверными доказательствами по делу.
Таким образом, доказательства, подтверждающие факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства в результате несанкционированного размещения ответчиком отходов производства и потребления и их сжигания, на земельном участке площадью 4 га, а так же наличия вины ответчика и причинно-следственной связи между его поведением и наступившими последствиями, суду области представлены не были, в связи с чем суд отказал во взыскании с ответчика в счет возмещения вреда 30 000 000 руб.
Оснований для несогласия с указанными выводами у апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года по делу N А19-6956/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6956/2017
Истец: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: Федеральное Государственное бюджетное научное учреждение "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
Третье лицо: Администрация Иркутского районного муниципального образования