г. Москва |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А40-215388/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой
судей: |
П.В.Румянцева, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2018 по делу N А40-215388/17, принятое судьей Полукаровым А.В. (154-137)
по заявлению 120 отдел государственного - архитектурно-строительного надзора Минобороны России
к ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ", Предприятие) к административной по части 6 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением от 24.01.2018 суд удовлетворил заявленные требования, привлек ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП с наложением штрафа в размере 70 000 руб. Судом сделан вывод о том, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности, вина Предприятия подтверждается материалами дела, порядок привлечения к ответственности не нарушен.
ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ" не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению предприятия, оно не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ. Его вины отсутствует.
В суд от административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором 120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм, подлежащих применению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 27 октября по 24 ноября 2016 года на основании приказа начальника от 14.10.2016 г. N 219 должностными лицами 120 отдела государственного архитектурно- строительного надзора проведена проверка объектов капитального строительства "Строительство объектов базового военного городка N 16. 1 пусковой комплекс. 4 очередь строительства. Казарма на 400 человек - 6 зданий", сооружения по ГП N 17, N 18, N 23, N 24, N. 25, N 26 (шифр БЗ-16-ШЛ) и "Строительство объектов базового военного городка N 16. 1 пусковой комплекс. 5 очередь строительства Универсальный спортивно- тренировочный комплекс "Старт"" (шифр БЗ-16-ШЛ), расположенных в пос. Шилово Новосибирской области.
По результатам проверки были составлены акты проверок от 24.11.2016 г. N 2828, N 2829 и выданы предписания об устранении нарушений от 24.11.2016 г. N 2828/1, N 2929/1 со сроком устранения нарушений до 12.05.2017 г. Указанные документы были направлены в адрес юридического лица, указанный в выписке из ЕГРЮЛ и получены им 05.12.2017 г.
В период с 11 октября по 12 октября 2017 года на основании приказа начальника 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 25.09.2017 г. N 134 главным инспектором Волковым В.В. проведена выездная проверка по истечении срока исполнения выданных предписаний об устранении нарушений от 24.11.2016 г. N 2828/1, N2929/1 со сроком устранения нарушений до 12.05.2017 г.
В результате проверки установлено, что Предприятием не исполнены пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 предписания от 24.11.2016 г. N 2828/1, пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 предписания от 24.11.2016 г. N 2829/1.
Таким образом, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" не исполнены в установленный срок законные предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти от 24.11.2016, N 2828/1, N 2929/1 (со сроком устранения нарушений - до 12.05.2017 г.).
Указанные обстоятельства послужили поводом для составления главным инспектором 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России Волковым В.В. протокола об административном правонарушении от 15.11.2017 г. N 120/11-21/2017 в отношении юридического лица ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ с заявлением в арбитражный суд о привлечении ФКУ "Управление заказчика капитального строительства МО РФ" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, объективную сторону вмененного административного правонарушения, предусмотренное ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, в том числе, 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.
Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно (ч. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии п. 69 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 69.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 Минобороны России выдаёт разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из выданных Минобороны России разрешений на строительство, государственного контракта (пункт 1.13, пункт 2.5, раздел 7), а также направленного в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ заинтересованным лицом извещения о начале строительства следует, что ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" является заказчиком-застройщиком рассматриваемых в деле объектов. На него возложены обязанности по осуществлению строительного контроля и технического надзора (п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального Закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ч. 2 ст. 53 ГрК РФ, п. 2, п. 3, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 10, п. 11, п. 12 Положения о проведении строительного контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468).
В соответствии с п. 4.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства" базовой функцией застройщика является: получение разрешения на строительство; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
В соответствии с п.п. 10.11-10.12 Государственного контракта, если Заказчик (Предприятие) не удовлетворен ходом и качеством работ, то он излагает свое мнение в журнале производства работ. Генподрядчик обязуется в трехдневный срок принять меры к устранению недостатков, указанных заказчиком в журнале производства работ.
Согласно п. 11.8 Государственного контракта, в случае если будут обнаружены ненадлежащим образом выполненные скрытые работы, подлежащие закрытию, заказчик дает предписание об устранении выявленных недостатков, которые являются обязательными для исполнения генподрядчиком. Генподрядчик обязан своими силами и за свой счет в срок 3 (три) рабочих дня, следующих за датой получения предписания, если иной срок не установлен заказчиком в предписании, переделать эти работы и повторно предъявить их к приемке. Если генподрядчик в кратчайший (технически возможный и согласованный с заказчиком) срок не исправит некачественно выполненные работы, заказчик вправе привлечь третьих лиц для исправления за соответствующую оплату некачественно выполненных работ.
В соответствии с п. 11.10 Государственного контракта Заказчик может потребовать произвести дополнительное освидетельствование не принятых им скрытых работ.
Согласно п. 13.1.6 Государственного контракта при неисполнении или отказе от исполнения Генподрядчиком своих обязательств по устранению недостатков в сроки, указанные в акте или контракте, Заказчик вправе поручить устранение недостатков работ другому лицу за счет Генподрядчика.
Кроме того в силу п. 1.13 Государственного контракта указано, что Заказчик - лицо, привлеченное государственным заказчиком в целях осуществления контроля и надзора за производством работ, на основании Государственного контракта заключенного между Государственным заказчиком и заказчиком. В п. 2.5 указаны реквизиты заказчика - Федеральное казённое предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (Заказчик).
Кроме того, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 г. N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Из положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав) следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Таким образом, у заказчика (застройщика) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" имелись предусмотренные законом, распоряжениями правительства, государственным контрактом права на требование устранения нарушений генеральным подрядчиком, а также самостоятельное устранение выявленных нарушений вплоть до привлечения к работам иных лиц.
Из вышеизложенного следует, что ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Также судом первой инстанции установлено, что выданные предписания соответствуют требованиям ч. 6 ст. 54 ГрК РФ. В предписаниях указаны виды нарушений, ссылки на нормативно-правовые акты, технические регламенты, проектную документацию, требования которых нарушены, а также установлен срок устранения выявленных нарушений. Законность требований предписаний подтверждается приведенными в них ссылками на нормативно-правовые акты, которые на момент проверки и на момент контроля предписания являлись действующими.
Предписания от 24.11.2016 г. N 2828/1, N 2929/1 не обжалованы, судом не отменены, доказательств обратного привлекаемым лицом не представлено. Доказательств своевременного обращения Предприятия в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписаний с обоснованием невозможности исполнить предписания от 24.11.2016 г. N 2828/1, N 2929/1 в установленный срок также не представлено.
Таким образом, неисполнение ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" в установленный срок законных предписаний уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вина Предприятия административным органом доказана, Предприятием не опровергнута. Доказательств, подтверждающих факт принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено (ст.2.1 КоАП РФ).
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Санкция применена судом первой инстанции с учетом наличия отягчающих обстоятельств, выразившихся в неоднократном привлечении Предприятия к административной ответственности на основании решений суда, в частности, по делам N N А40-214315/16, А45-16680/16, А45-23608/16.
По мнению апелляционного суда, характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, свидетельствует о том, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, не влечет необоснованное ограничение прав юридического лица и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств и толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2018 по делу N А40-215388/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.