город Омск |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А75-14140/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16733/2017) Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепловик" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.10.2017 по делу N А75-14140/2017 (судья Заболотин А.Н.)
по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепловик" (ОГРН 1028600586134, ИНН 8602001408)
к Администрации города Сургута
о признании недействительным предписания от 06.06.2017 N П-48/17-ЖК
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - Багинский Дмитрий, по доверенности N 428 от 12.07.2016 сроком действия 3 года;
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепловик" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
установил:
Сургутское муниципальное унитарное предприятие "Тепловик" (далее - заявитель, предприятие, СГМУП "Тепловик") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация, орган муниципального контроля) о признании недействительным предписания от 06.06.2017N П-48/17-ЖК, выданного контрольным управлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.10.2017 по делу N А75-14140/2017 в удовлетворении заявления отказано. Этим же решением обеспечительные меры по делу N А75-14140/2017, принятые определением от 29.09.2017, отменены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемым предписанием на предприятие возложена обязанность выполнить работы, предусмотренные в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, относящиеся к отдельным частям общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем предписание органа муниципального контроля соответствует закону, не нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, СГМУП "Тепловик" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает, что по результатам заключения, подготовленного по поручению муниципального казенного учреждения "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Юнайтед", жилой дом по адресу: г. Сургут, поселок МО-94, ул. Кольцевая, д. 20, был признан аварийным. Специализированной организацией сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома. Со ссылкой на положения статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации предприятие настаивает на том, что проведение самостоятельных работ по капитальному ремонту не входит в полномочия управляющей компании. В свою очередь, отсутствие в оспариваемом предписании конкретных местоположений выявленных нарушений свидетельствует о том, что заявителю предписывается выполнить именно капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу г. Сургут, МО-94, ул. Кольцевая, д. 20.
Также податель жалобы указывает, что судом не дана оценка письмам жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, ул. Кольцевая, д. 20 на имя Мэра города Сургута (вх. N 52-20-24 от 05.09.2002, вх. N 208 от 01.04.2003), письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства N 124 от 09.04.2003. По мнению заявителя, указанная переписка свидетельствует о том, что спорный многоквартирный жилой дом уже в тот период времени требовал капитального ремонта, и Администрация города Сургута планировала провести его в 2004 году.
Кроме того, предприятие настаивает на том, что выданное ему предписание неисполнимо. Так, заявитель обязан представить административному органу информацию о выполнении каждого пункта предписания, однако нумерация пунктов предписания нарушена и в нем имеется два четвертых и пятых пункта, с разным содержанием. При этом обязанность по выполнению капитального ремонта дома у предприятия отсутствует.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
СГМУП "Тепловик", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Сургута поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, СГМУП "Тепловик" в соответствии с договором управлении многоквартирными домами от 10.04.2009 N 107, заключенного на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации от 31.03.2009, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Сургут, ул. Кольцевая, д. 20 (т. 1 л.д. 91-95).
Согласно письму муниципального казенного учреждения "Казна городского хозяйства" от 12.05.2017 квартиры N 6, 11 в названном доме принадлежат муниципальному образованию город Сургут (т. 1 л.д. 90).
В связи с поступлением коллективной жалобы и на основании приказа от 11.05.2017 N 28-03-48/17-0 должностным лицом органа муниципального контроля в отношении предприятия проведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проверки составлен акт проверки от 06.06.2017 N АП-48/17-ЖК (т. 1 л.д. 76-80), в котором зафиксированные выявленные нарушения, допущенные предприятием.
Так, при осмотре общего имущества, мест общего пользования многоквартирным домом установлены нарушения управляющей компанией требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), Свода правил "Здания жилые многоквартирные" СП 54.13330.2011 (далее - СП 54.13330.2011), договора управления многоквартирными домами от 10.04.2009 N 107.
При осмотре фундамента установлено, что по периметру многоквартирного жилого дома на цоколе многоквартирного жилого дома имеются трещины, местами установлены разрушения и поражения цоколя растительностью; на месте примыкания цоколя к стене многоквартирного жилого дома имеются трещины с видимыми следами замачивания; значительная часть отмостки многоквартирного жилого дома имеет трещины, разрушения, поражения растительностью (нарушены п. 1 Минимального перечня, п. 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.12, 4.2.3.4, 4.10.2.2 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре фасада установлено, что наружные стены многоквартирного жилого дома по всему периметру имеют трещины, местами имеются отслоения отделочного материала до основания бетонных блоков и кирпичной кладки, нарушен покрасочный слой, присутствуют следы от биологического поражения отделочного слоя, следы от систематического замачивания стенового ограждения; на стыках стен после заделки швов строительной пеной и торцевой части стены многоквартирного жилого дома после нанесения утеплителя схожего с пенополиуретаном, отсутствует штукатурный и покрасочный слои (нарушены п. 9 Минимального перечня, п. 4.2.1.6, 4.2.1.7, 4.2.1.9, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.9, 4.2.3.13 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре кровли установлено, что многоквартирный жилой дом имеет бесскатный (плоский) тип кровли, без водосточных воронок, желобов и без уклона для удаления с поверхности кровли талых и дождевых вод; поверхность кровли выполнена из рубероидного покрытие, на существенной части которого, а именно над 1 и 3 подъездами, имеются выбоины и растрескивание покровного и защитного мастичного слоев; в местах крепления парапета безопасности и на других участках присутствуют механические повреждения (трещины, разрывы и пробоины); рубероидное покрытие имеет вздутие, не плотное прилегание, отставание от основания; в местах соприкосновения стены многоквартирного жилого дома и плиты перекрытия балконов, расположенных под карнизом многоквартирного жилого дома имеются трещины и повреждения покрытия; имеются разрушения кирпичной кладки вентиляционных каналов на кровле многоквартирного жилого дома (нарушены п. 7 Минимального перечня, п. 4.2.3.16, 4.3.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.6, 4.6.1.7, 4.6.1.13, 4.6.1.23, 4.6.1.26, 4.6.2.1, 4.6.3.3, 4.10.2.1., п. 10, 11 Правила N 491, п. 9.21 СП 54.13330.2011, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре крыльца установлено, что торцевые стены крылец многоквартирного жилого дома имеют неудовлетворительное состояние, присутствуют сколы, выбоины, трещины; на поверхности торцевых стен нарушены защитные свойства отделки; имеются различные загрязнения, отпадение окрасочного слоя и штукатурного слоев; на стыке плит перекрытия крылец многоквартирного жилого дома с внутренней стороны имеются повреждения цементной стяжки (сквозные щели); отсутствуют информационные таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир на подъездах N 1 и N 7 МКД (нарушены п. 9 Минимального перечня, п. 3.5.2, 4.3.1, 4.8.1, 4.8.4, 4.10.2.1 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491, п. 3.1., 4.1.2 договора).
При осмотре тамбурных отсеков установлено, что стены и потолок в тамбурных отсеках многоквартирного жилого дома имеют многочисленные отслоения штукатурки, вздутие и отслоение покрасочного слоя, трещины; стены загрязнены имеются многочисленные следы от подтоплений (нарушены п. 3, 11 Минимального перечня. п. 4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.4.1, 4.4.15 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правила N 491, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре стен подъездов установлено, что на существенной части поверхности стен нарушены защитные свойства отделки; имеются различные пятна, отслоения, вздутия и отпадение окрасочного слоя, многочисленные трещины поверхностей стен, следы от систематического замачивания (нарушены п. 3, 11 Минимального перечня, п. 2.6.2, 3.2.8, 4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.7, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.2.1.14, 4.2.1.16 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правила N 491, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре полов установлено, что в местах общего пользования многоквартирного жилого дома нарушены напольные покрытия, имеются выбоины, неровности поверхности пола, местами имеется отставание керамической плитки от основания пола, местами керамическая плитка отсутствует (нарушены п. 12. Минимального перечня, п. 4.4.1, 4.4.14, 4.4.15 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491, п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре дверей и окон установлено, что двери в местах общего пользования многоквартирного жилого дома имеют повреждения окрасочного слоя, местами нарушена целостность дверного полотна; оконные рамы, выполненные из дерева, имеют нарушение покрасочного слоя (нарушены п. 13. Минимального перечня, п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5, 4.7.7 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491; п. 3.1, 4.1.2 договора).
При осмотре лестниц установлено, что местами на металлических ограждениях лестничных маршей отсутствуют элементы предохранительной сетки (нарушен п. 8 Минимального перечня, п. 4.8.1, 4.8.7 ПиН ТЭЖФ, п. 10, 11 Правил N 491; п. 3.1, 4.1.2 договора).
В ходе проверки установлено, что выявленные нарушения содержания многоквартирного жилого дома не обеспечивают необходимой защиты от проникновения внешней влаги в жилые помещения. На стенах и потолках жилых помещений имеются следы от систематического замачивания (талыми и дождевыми водами), следы от биологического поражения (плесенью), вздутия и отпадения отделочного материала. На стыках плит перекрытия в местах прохождения электропроводки к комнатному освещению также имеются следы от замачивания талыми и дождевыми водами.
В целях устранения выявленных нарушений предприятию выдано предписание от 06.06.2017 N П-48/17-ЖК, которым предприятию в срок до 01.11.2017 предписано:
восстановить цоколь, отмостку многоквартирного жилого дома (пункт 1);
устранить разрушения, трещины фасада многоквартирного жилого дома, выполнить работы по герметизации межпанельных соединений, восстановить штукатурный слой фасада многоквартирного жилого дома (пункт 2);
привести в соответствие с требованиями нормативных актов кровлю многоквартирного жилого дома, восстановить целостность вентиляционных каналов на кровле многоквартирного жилого дома (пункт 3);
устранить разрушения, трещины торцевых стен крылец многоквартирного жилого дома, восстановить защитный, отделочный слой торцевых стен крылец многоквартирного жилого дома, устранить разрушения плиты перекрытия крылец на стыке с ограждающей стеной многоквартирного жилого дома, обеспечить наличие информационных табличек с указанием номеров подъездов и номеров квартир многоквартирного жилого дома (пункт 4);
устранить трещины, отслоения штукатурки и покрасочного слоя на стенах и потолке тамбурных отсеков многоквартирного жилого дома (пункт 5);
восстановить внутреннюю отделку стен, устранить трещины, исключить отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя, обеспечить однотонную глянцевую или матовую поверхность стен в подъездах многоквартирного жилого дома (пункт 4);
восстановить напольное покрытие в местах общего пользования многоквартирного жилого дома согласно требованиям нормативных актов (пункт 5);
двери входных групп, окна и двери расположенные в местах общего пользования многоквартирного жилого дома привести в соответствие с ПиН ТЭЖФ (пункт 6);
обеспечить целостность металлических ограждений лестничных маршей в местах общего пользования многоквартирного жилого дома (пункт 7).
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
26.10.2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано предприятием в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было выше сказано, заявителем оспаривается законность предписания от 06.06.2017 N П-48/17-ЖК, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность по выполнению мероприятий и работ в целях устранения нарушений законодательства.
При этом, заявитель настаивает на отсутствии правовых основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку по результатам заключения, подготовленного по поручению МКУ "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" специализированной организацией - ООО "Юнайтед", жилой дом по адресу: г. Сургут, поселок МО-94, ул. Кольцевая, д. 20, был признан аварийным. Специализированной организацией сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
По мнению заявителя, оспариваемым предписанием на него фактически возложена обязанность по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, не может согласиться с указанным выше доводом подателя жалобы по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Из содержания части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как было сказано выше, СГМУП "Тепловик" на основании договора управления многоквартирными домами от 10.04.2009 N 107 является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, ул. Кольцевая, д. 20 (т. 1 л.д. 91-95).
Содержание и обслуживание жилого фонда осуществляется в соответствии Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Приведенный в названном пункте перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Как следует из пункта 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
На основании пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной позицию заявителя о том, что выявленные Администрацией нарушения не связаны с исполнением предприятием обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, а являются основанием только для проведения капитального ремонта, что не входит в обязанности управляющей организации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Минимальный перечень).
Как следует из пункта 1 оспариваемого предписания, предприятие обязано восстановить цоколь, отмостку многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля сослался на нарушение пункта 1 Минимального перечня, пунктов 4.1.1, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.12, 4.2.3.4, 4.10.2.2 Правил N 170.
Согласно пункту 1 Минимального перечня к числу работ, выполняемых в отношении всех видов фундаментов, относятся проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
Правилами N 170 предусмотрено, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками) (пункт 4.1.6). Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (4.1.7). Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки (пункт 4.2.1.4). Участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять (4.2.1.12). Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать (пункт 4.2.3.4).
В нарушение указанных пунктов Правил N 170 предприятием допущено наличие трещин цоколя и отмостки, их разрушение и поражение растительностью.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Пунктом пункта 2 оспариваемого предписания, на предприятие возложена обязанность устранить разрушения, трещины фасада многоквартирного жилого дома, выполнить работы по герметизации межпанельных соединений, восстановить штукатурный слой фасада многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля ссылается на нарушение пункта 9 Минимального перечня, пунктов 4.2.1.6, 4.2.1.7, 4.2.1.9, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.9, 4.2.3.13 Правил N 170.
Так, согласно пункту 9 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, заключаются, в том числе: в выявлении нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами; при выявлении повреждений и нарушений - в разработке плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 4.2.1.6 Правил N 170, чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.
На основании пункта 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов. Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов (пункт 4.2.1.9 Правил N 170). Участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять (пункт 4.2.1.12 Правил N 170). Увлажнение нижних частей стен грунтовой влагой необходимо устранять путем восстановления горизонтальной гидроизоляцией с использованием рулонных материалов и мастик или блокирование поступающей влаги электроосмотическим способом, или методом зарядной компенсации по проекту (пункт 4.2.1.13 Правил N 170).
Исходя из требований Правил N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1). С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2).
В пунктах 4.2.3.4, 4.2.3.9, 4.2.3.13 Правил N 170 содержатся требования к работам по устранению повреждений и окраске фасада.
В нарушение приведённых пунктов Правил N 170 предприятием допущено наличие трещин наружных стен многоквартирного дома, отслоения отделочного материала, следов систематического замачивания наружных стен и биологического поражения отделочного слоя.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Пунктом 3 предписания предприятию предписано привести в соответствие с требованиями нормативных актов кровлю многоквартирного жилого дома, восстановить целостность вентиляционных каналов на кровле многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля ссылается на нарушение пункта 7 Минимального перечня, пунктов 4.2.3.16, 4.3.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.6, 4.6.1.7, 4.6.1.13, 4.6.1.23, 4.6.1.26, 4.6.2.1, 4.6.3.3, 4.10.2.1 Правил N 170.
В силу пункта 7 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов включают: проверку кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пункт 4.2.3.16 Правил N 170 предусматривает, что водоотводящие устройства наружных стен должны иметь необходимые уклоны от стен и обеспечивать от них беспрепятственный отвод атмосферных вод.
В силу пункта 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Как предусмотрено пунктом 4.6.1.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев) (пункт 4.6.1.2 Правил N 170). На кровлях из рулонных или мастичных материалов следует устраивать защитные покрытия в соответствии с установленными требованиями (пункт 4.6.1.7 Правил). Приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п (пункт 4.6.3.3 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.6.1.13 Правил N 170 кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью (пункт 4.6.1.23 Правил N 170).
Пункт 4.6.1.26 Правил N 170 содержится требования к обслуживанию крыш.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В нарушение указанных требований многоквартирный дом имеет бесскатный (плоский) тип кровли, без водостойких воронок (желобов), рубероидной покрытие имеет вздутие, неплотное прилегание и отставание от основания.
Доказательств обратного предприятием не представлено.
Пунктом 4 предписания на предприятие возложена обязанность устранить разрушения, трещины торцевых стен крылец многоквартирного жилого дома, восстановить защитный, отделочный слой торцевых стен крылец многоквартирного жилого дома, устранить разрушения плиты перекрытия крылец на стыке с ограждающей стеной многоквартирного жилого дома, обеспечить наличие информационных табличек с указанием номеров подъездов и номеров квартир многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля ссылается на нарушение предприятием пункта 9 Минимального перечня, пунктов 3.5.2, 4.3.1, 4.8.1, 4.8.4, 4.10.2.1 Правил N 170.
На основании пункта 9 Минимального перечня к числу работ, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 3.5.2 Правил N 170 таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
Исходя из пункта 4.8.1 Правил N 170, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми (пункт 4.8.4 Правил N 170).
В нарушение приведенных норм торцевые стены крылец имеют неудовлетворительное состояние, нарушена отделка. В подъездах N 1 и N 7 многоквартирного дома отсутствуют информационные таблички с указанием номера подъезда и номеров квартир.
Указанные обстоятельства заявителем не опровергнуто.
Пунктом 5 предписания на предприятие возложена обязанность устранить трещины, отслоения штукатурки и покрасочного слоя на стенах и потолке тамбурных отсеков многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля сослался на нарушение пунктов 3, 11 Минимального перечня, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.4.1, 4.4.15 Правил N 170.
Пунктом 4 предписания на предприятие возложена обязанность восстановить внутреннюю отделку стен, устранить трещины, исключить отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя, обеспечить однотонную глянцевую или матовую поверхность стен в подъездах многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля сослался на нарушение пунктов 3, 11 Минимального перечня, пункты 2.6.2, 3.2.8, 4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.1.6, 4.2.1.7, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.2.1.14, 4.2.1.16 Правил N 170.
Исходя из пункта 3 Минимального перечня, к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, в том числе, относятся:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
В силу пункта 11 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
На основании пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (пункт 4.2.1.5 Правил N 170). Участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять (пункт 4.2.1.12 Правил N 170).
В силу пункта 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Однако приведенные требования Правил N 170 в части содержания многоквартирного дома предприятием не выполнены.
Так, при осмотре тамбурных отсеков установлено, что стены и потолок в тамбурных отсеках многоквартирного жилого дома имеют многочисленные отслоения штукатурки, вздутие и отслоение покрасочного слоя, трещины; стены загрязнены имеются многочисленные следы от подтоплений.
Иного из материалов дела не следует и заявителем не доказано. Соответствующих доводов не приведено.
Как следует из пункта 5 предписания, предприятию предписано восстановить напольное покрытие в местах общего пользования многоквартирного жилого дома согласно требованиям нормативных актов. При этом орган муниципального контроля ссылается на нарушение пункта 12 Минимального перечня, пунктов 4.4.1, 4.4.14, 4.4.15 Правил N 170.
Согласно пункту 12 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Исходя из пункта 4.4.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
восстановление защитно-отделочных покрытий;
периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
При этом керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку (пункт 4.4.14). Заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется) (пункт 4.4.15).
При осмотре полов установлено, что в нарушение приведенных требований в местах общего пользования многоквартирного жилого дома нарушены напольные покрытия, имеются выбоины, неровности поверхности пола, местами имеется отставание керамической плитки от основания пола, местами керамическая плитка отсутствует.
Указанное обстоятельство предприятием не опровергнуто.
Согласно пункту 6 предписания предприятие обязано двери входных групп, окна и двери, расположенные в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, привести в соответствие с Правилами N 170. При этом орган муниципального контроля сослался на нарушение пункта 13 Минимального перечня, пунктов 4.7.1, 4.7.2, 4.7.5, 4.7.7 Правил N 170.
Согласно пункту 13 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании пункта 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
При этом неисправности заполнений оконных и дверных проемов:
неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
Поврежденную и отслоившуюся по периметру дверных проемов штукатурку следует восстанавливать, а на полу устанавливать дверной останов с необходимым зазором между дверью и стеной (пункт 4.7.5 Правил N 170). Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы (пункт 4.7.7 Правил N 170).
Между тем, в ходе осмотра установлено, что в нарушение указанных положений двери в местах общего пользования многоквартирного жилого дома имеют повреждения окрасочного слоя, местами нарушена целостность дверного полотна; оконные рамы, выполненные из дерева, имеют нарушение покрасочного слоя.
Иного из материалов дела не следует и заявителем не доказано.
На основании пункта 7 предписания на предприятие возложена обязанность обеспечить целостность металлических ограждений лестничных маршей в местах общего пользования многоквартирного жилого дома. При этом орган муниципального контроля сослался на нарушение пункта 8 Минимального перечня, пунктов 4.8.1, 4.8.7 Правил N 170.
В силу пункта 8 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов, в том числе, включают:
выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях;
выявление наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
При этом неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1 Правил N 170). Пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять (пункт 4.8.7 Правил N 170).
При осмотре лестниц установлено, что местами на металлических ограждениях лестничных маршей отсутствуют элементы предохранительной сетки.
Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что факт неисполнения управляющей организацией обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества материалами дела подтверждается.
Выявленные нарушения охватываются Минимальным перечнем работ по содержанию общего имущества и в силу приведенных пунктов правил N 170 должны выполняться организацией, обслуживающий многоквартирный дом. То, в данном случае заявителем.
Доводы заявителя, настаивающего на отсутствии у него обязанности по выполнению перечисленные выше работ, отклонены как несоответствующие приведенным выше нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативных актов.
Ссылка СГМУП "Тепловик" на неисполнимость предписания судом апелляционной инстанции отклонена.
Неисполнимость предписания заявитель связывает с тем, что он обязан представить административному органу информацию о выполнении каждого пункта предписания, однако нумерация пунктов предписания нарушена и в нем имеется два четвертых и пятых пункта, с разным содержанием.
Между тем, нарушение сквозной нумерации пунктов предписания не влияет на содержание указанных в нем требований. Допущенная опечатка не является грубым нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", влекущим невозможность исполнения предписания.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что по каждому пункту предписания точно и недвусмысленно указаны меры во исполнения предписания, срок исполнения и основания для его вынесения - нормы Минимального перечня, а также Правил N 170. Каждый из пунктов предписания соответствует выявленным нарушениям по отдельным видам общего имущества - фундамент, фасад, кровля, крыльцо, тамбурные отсеки, стены подъездов, полы, двери и окна, лестницы. По каждому виду имущества в акте указаны конкретные нарушения.
В свою очередь, проверка органом муниципального контроля проводилась в присутствии представителя предприятия. Все нарушения выявлены посредством визуального обследования.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности предприятия о недостатках общего имущества, перечисленных в оспоренном предписании.
Отсутствие в акте проверки и в предписании детального описания локализации выявленных нарушений не влечет какой-либо неопределенности, так как предприятие является управляющей организацией в отношении всего многоквартирного дома, в связи с чем детальное описание повреждений общего имущества не имеет существенного значения в целях устранения нарушений.
Как указывает заявитель, по результатам заключения, подготовленного по поручению МКУ "Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса" специализированной организацией - ООО "Юнайтед", жилой дом по адресу: г. Сургут, поселок МО-94, ул. Кольцевая, д. 20, был признан аварийным. Специализированной организацией сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Заявитель также ссылается на письма жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, ул. Кольцевая, д. 20 на имя Мэра города Сургута (вх. N 52-20-24 от 05.09.2002, вх. N 208 от 01.04.2003), письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства N 124 от 09.04.2003. По мнению заявителя, указанная переписка свидетельствует о том, что спорный многоквартирный жилой дом уже в тот период времени требовал капитального ремонта, и Администрация города Сургута планировала провести его в 2004 году.
Отклоняя доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Как следует из заключения по результатам обследования от 12.08.2016, составленного ООО "Юнайтед", жилой дом по адресу: г. Сургут, поселок МО-94, ул. Кольцевая, д. 20, в целом соответствует требованиям нормально-технической документации в строительстве. По совокупности выявленных дефектов и повреждений общее техническое состояние жилого дома оценено как ограничено работоспособное. При этом в ходе обследования установлено, что несущая способность, прочность и устойчивость отдельных конструкций и здания в целом обеспечены. С учетом имеющегося физического износа конструкций объекта недвижимости необходимо выполнение капитального ремонта.
В заключении сделаны рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующий мероприятий, согласно которым необходимо восстановить отмостку жилого дома, предварительно очистив от растительности; выполнить оштукатуривание наружного стенового ограждения жилого дома по металлической сетке, выполнить устройство вентилируемого фасада с утеплителем, выполнить организованный водосток, выполнить полную замену деревянных оконных блоков, выполнить ремонт крыльца, восстановить отделочный слой перекрытия, выполнить ремонт кровли здания, выполнить ремонт отделочного слоя стенового ограждения, выполнить ревизию и замену труб инженерных систем.
Суд апелляционной не соглашается с доводами подателя жалобы о том, что, с учетом содержания заключения и выявленных органом муниципального контроля в ходе проверки нарушений, на него возложена обязанность произвести капитальный ремонт.
Так, пунктом 2.4.2 Правил о норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определено, что при капитальном ремонте жилого здания следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Из оспариваемого предписания этого не следует.
Напротив, в акте и предписании отражены конкретные нарушения, работы по устранению которых входят в понятие содержание и текущего ремонта общего имущества, исходя из Минимального перечня и требований Правил N 170. Обязанности произвести комплексный ремонт многоквартирного дома на предприятие не возлагается.
Оспариваемым предписанием ему предписано только устранение конкретных нарушений требований содержания общего имущества.
Из писем жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, ул. Кольцевая, д. 20 на имя Мэра города Сургута (вх. N 52-20-24 от 05.09.2002, вх. N 208 от 01.04.2003), письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства N 124 от 09.04.2003 (т. 3 л.д. 53-55), на которые ссылается заявитель, усматривается, что промерзание и намокание фасадов спорного дома имело место еще в 2002-2013 годах.
При этом сведений о том, что, приняв в управление спорный дом в 2009 году, предприятие приняло каких-либо меры в целях текущего ремонта, в материалах дела не имеется.
При этом тот факт, что многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте, не освобождает управляющую организацию от содержания общего имущества до проведения капитального ремонта.
Как следует из Минимального перечня и Правил N 170, выявив разрушение и повреждение общего имущества многоквартирного дома, управляющая организация обязана устранять их по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития
Однако обязанность по содержанию и текущего ремонту общего имущества заявителем своевременно не исполнялась. Иного из материалов дела не следует.
Заявитель не доказал, что в установленные выше сроки и с соблюдением установленных требований проводил осмотры управлявшего им дома, принимал меры по устранению выявленных нарушений.
Соответствующих доводов заявителем не приведено. На принятие разумных и полагающихся в подобных ситуациях мер по устранению нарушений он не ссылается. Подобное поведение заявителя не может расцениваться в качестве добросовестного и разумного.
С учетом установленных и подтвержденных фактов ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у органа муниципального контроля достаточных оснований для выдачи предприятию предписания в целях устранения выявленных нарушений, в связи с чем оспоренное предписание от 06.06.2017 N П-48/17-ЖК является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба СГМУП "Тепловик" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на СГМУП "Тепловик".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепловик" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.10.2017 по делу N А75-14140/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14140/2017
Истец: МУП Сургутское городское "Тепловик", СГМУП "ТЕПЛОВИК"
Ответчик: Администрация г.Сургута