г. Томск |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А45-30025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 января 2018 года по делу N А45-30025/2017 (судья И.В. Попова)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) (633029, Новосибирская область, г. Искитим, ул. Пушкина, 39А)
к Фонду "Рука помощи Донбассу" (633249, Новосибирская область, р.п. Линево, ул. Листвянская, оф. 7)
о взыскании 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с фонда "Рука помощи Донбассу" 500 рублей финансовых санкций за представление сведений, предусмотренных частью 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за июль 2016 года с нарушением установленного срока.
Решением от 16.01.2018 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, требование удовлетворить.
Указывает, что применение шестимесячного срока на взыскание финансовых санкций в судебном порядке необоснованно в связи с изменением порядка их взыскания; судом необоснованно сделана ссылка на положения Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку функции по администрированию финансовых санкций по персонифицированному учету застрахованных лиц налоговым органам не передавались; в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности - три года.
Отзыв на апелляционную жалобу от заинтересованного лица в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились. От Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении фонда "Рука помощи Донбассу" вынесено решение от 06.12.2016 N 064S19160014836, принятое по результатам проведенной проверки представленных фондом "Рука помощи Донбассу" 12.08.2016 сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетный период - июль 2016 года.
Пенсионный фонд направил в адрес фонда "Рука помощи Донбассу" требование об уплате штрафа от 12.01.2017 N 064S01170001658 в размере 500 рублей в срок до 31.01.2017.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) фонд "Рука помощи Донбассу" зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе, из вышеназванного Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, указано также в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей на момент вынесения решения, требования), нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения фонда "Рука помощи Донбассу" к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций, послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок достоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за отчетный период - июль 2016 года (до 10.08.2016)
Данные сведения были представлены страхователем 12.08.2016, что подтверждается извещением о доставке.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, апелляционный суд полагает, что у Пенсионного фонда имелись основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с фонда "Рука помощи Донбассу" штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 1l Закона N 27-ФЗ за отчетный период - июль 2016 года.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступающей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции Пенсионный фонд вправе было обратиться в суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Как указывалось выше, фонду "Рука помощи Донбассу" предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 31.01.2017, следовательно, последний день подачи заявления в суд в соответствии с установленным законом сроком о взыскании штрафа - 31.07.2017.
Вместе с тем Пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд 11.10.2017, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением после истечения срока исполнения требования об уплате.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает, что основания для оставления заявленных требований без удовлетворения отсутствуют, так как в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности - три года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как основанный на ошибочном толковании норм права.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством, а, как следует из статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации, властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общий срок исковой давности, неприменимы к налоговым отношениям.
Таким образом, указанный Пенсионным фондом трехгодичный срок не является сроком для обращения в суд с заявлением о взыскании со страхователя финансовой санкции.
Срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, установленный частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года, на который ссылается Пенсионный фонд в апелляционной жалобе, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа, данные сроки являются самостоятельными, различными по своей правовой природе.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств наличия препятствий для своевременного обращения в суд в установленные законом сроки Пенсионным фондом не представлено и их наличие документально не подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 января 2018 года по делу N А45-30025/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30025/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ИСКИТИМЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ)
Ответчик: ФОНД "РУКА ПОМОЩИ ДОНБАССУ"
Третье лицо: Начальнику почтового отделения Линево