г. Саратов |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А12-27214/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 19.03.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.03.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская жилищная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 ноября 2017 года по делу N А12-27214/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская жилищная компания" (ОГРН 1093461000170, ИНН 3448045916, г. Волгоград)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, г. Волгоград)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис Красноармейский" (г. Волгоград),
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Красноармейская жилищная компания" (далее - ООО "КЖК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения от 30.06.2017 о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области по управлению многоквартирными домами в части исключения сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде ООО "КЖК" из реестра лицензий Волгоградской области с 01.07.2017 и в части внесения сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде Обществом с ограниченной ответственностью "Дом Сервис Красноармейский" (далее - ООО "Дом Сервис Красноармейский") в реестр лицензий Волгоградской области с 01.07.2017; об обязании Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области исключить сведения о многоквартирных домах N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде из реестра лицензии ООО "Дом Сервис Красноармейский" и включить сведения о многоквартирных домах N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде в реестр лицензий ООО "КЖК".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 ноября 2017 года заявленные требования ООО "КЖК" оставлены без удовлетворения.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 09.02.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, оформленных протоколами от 01.04.2017, приняты решения об изменении способа управления с товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) на управление управляющей организацией (вопрос N 4 протоколов от 01.04.2017) и выборе управляющей организации ООО "Дом Сервис Красноармейский" (вопрос N 5 протоколов от 01.04.2017). Договор управления от 01.11.2010 многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгоград, заключенный между ТСЖ "На Изобильной" и ООО "КЖК", расторгнут 13.05.2017 по инициативе ТСЖ "На Изобильной" (т. 2 л.д. 10-16).
30.05.2017 от ООО "Дом Сервис Красноармейский" в Инспекцию поступили направленные в соответствии с Порядком от 25.12.2015 N 938/пр сведения о заключении, в том числе, и договоров управления многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгоград с целью включения их в реестр лицензий Волгоградской области.
В соответствии с Порядком от 25.12.2015 N 938/пр рассмотрение заявления было приостановлено в связи с наличием противоречий сведений, содержащихся в реестре лицензий; у лицензиатов запрошена дополнительная информация (т. 2 л.д. 73).
Решением Инспекции от 30.06.2017 внесены изменения в реестр лицензий Волгоградской области по управлению многоквартирными домами об исключении сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде ООО "КЖК" из реестра лицензий Волгоградской области с 01.07.2017; о внесении сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде ООО "Дом Сервис Красноармейский" в реестр лицензий Волгоградской области с 01.07.2017.
Не согласившись с указанным решением инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что Инспекция действовала в пределах своих полномочий, оспариваемое решение соответствуют требованиям ЖК РФ, Порядка от 25.12.2015 N 938/пр, а также права и охраняемые законом интересы ООО "КЖК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Возможность одностороннего отказа от исполнения договора на управление многоквартирным домом допускается законом (часть 3 статьи 161, часть 8.2. статьи 162 ЖК РФ).
Следовательно, договор на управление многоквартирным домом считается расторгнутым в одностороннем порядке, при условии проведения в установленном порядке общего собрания собственников помещений дома.
Из материалов дела следует, что общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, оформленных протоколами от 01.04.2017, приняты решения об изменении способа управления с товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) на управление управляющей организацией (вопрос N 4 протоколов от 01.04.2017) и выборе управляющей организации ООО "Дом Сервис Красноармейский" (вопрос N 5 протоколов от 01.04.2017).
Собственниками помещений изменен способ управления многоквартирным домом с ТСЖ на управление управляющей организацией, выбрана иная управляющая организация, с выбранной управляющей организацией заключен договор управления.
Статьёй 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если момент прекращения договора при одностороннем отказе от него не согласован в договоре, то договор будет считаться прекращенным с момента получения стороной уведомления об отказе другой стороны от договора.
В соответствии с пунктом 7.3 договора управления от 01.11.2010, заключенного ТСЖ "На Изобильной" с ООО "КЖК", уведомление о намерении расторгнуть договор должно быть сделано Стороной-инициатором не менее, чем за 3 месяца до его расторжения (т. 1 л.д. 21).
Как следует из материалов дела, ТСЖ "На Изобильной" направило в адрес ООО "КЖК" уведомление о расторжении договора. Уведомление получено ООО "КЖК" 13.02.2017, что подтверждается штампом регистрации (т. 2 л.д. 22).
Таким образом, договор управления многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде, заключенный с ООО "КЖК", расторгнут 13.05.2017 по инициативе ТСЖ "На Изобильной".
Решения собственников, оформленные протоколами от 01.04.2017, недействительными не признаны.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Статьей 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата; е) опись представляемых документов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По правилам пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
При этом основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Инспекция является органом государственного жилищного надзора, уполномоченным в соответствии со статьёй 198 Жилищного кодекса Российской Федерации на внесение сведений о многоквартирных домах N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгоград в реестр лицензий Волгоградской области.
Из материалов дела следует, что 30.05.2017 от ООО "Дом Сервис Красноармейский" в Инспекцию поступили направленные в соответствии с Порядком от 25.12.2015 N 938/пр сведения о заключении, в том числе, и договоров управления многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгоград с целью включения их в реестр лицензий Волгоградской области.
В соответствии с Порядком от 25.12.2015 N 938/пр рассмотрение заявления было приостановлено в связи с наличием противоречий сведений, содержащихся в реестре лицензий; у лицензиатов запрошена дополнительная информация (т. 2 л.д. 73).
Представленные ООО "Дом Сервис Красноармейский" документы и договор, заключенный с соблюдением требований части 1 статьи 162 ЖК РФ, а именно с собственниками помещений в доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений, соответствовали требованиям Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия Инспекции по исключению сведений о многоквартирных домах N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде из реестра лицензии ООО "КЖК" соответствуют требованиям законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Кроме того судебная коллегия отмечает, что основанием для признания оспариваемого решения незаконными в контексте с ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов ООО "КЖК".
Судебная коллегия считает, что заявитель не доказал, каким образом принятое решение от 30.06.2017 о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области по управлению многоквартирными домами в части исключения сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде ООО "КЖК" из реестра лицензий Волгоградской области с 01.07.2017 и в части внесения сведений об управлении многоквартирными домами N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде Обществом с ограниченной ответственностью "Дом Сервис Красноармейский" в реестр лицензий Волгоградской области с 01.07.2017 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности при условии, что собственниками многоквартирных домов N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде принято решение об изменении способа управления с товарищества собственников жилья на управление управляющей организацией и выборе управляющей организации ООО "Дом Сервис Красноармейский".
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении порядка и сроков размещения информации, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку, как установлено судом первой инстанции, общими собраниями собственников приняты решения об изменении способа управления и выборе иной управляющей компании.
Волеизъявление собственников многоквартирных домов N 20 и N 22 по ул. Изобильная в г. Волгограде является преимущественным правом собственников на определение судьбы своего имущества. Действующее жилищное законодательство закрепляет приоритет волеизъявления собственника при решении данного вопроса.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на несоответствие протоколов общих собраний установленной форме, судебная коллегия считает необоснованной, так как названные протоколы не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская жилищная компания" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 ноября 2017 года по делу N А12-27214/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.