г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А40-160763/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-160763/17, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению ООО "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматики"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы,
2)Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
о признании незаконным действий Управления Росреестра по г. Москве по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:1991, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, Владение 46/1,
при участии:
от заявителя: |
Кукалева Е.И. по дов. от 24.08.2017, Кандина А.В. по дов. от 07.08.2017; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 21.12.2017, |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Кальщикова А.П. по дов. от 20.07.2017. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматики" (далее - заявитель, АО "НИИТФА") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:1991, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, Владение 46/1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 требования ООО "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматики" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм права. Указывает, что представленные в ДГИ для осуществления кадастрового учета спорного объекта документы соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для приостановки либо для отказа в проведении кадастрового учета в отношении земельного участка не имелось. Кроме того, считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и удовлетворение заявленных требований не приведет к их защите и восстановлению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Указанную позицию заявителя поддержал также представитель Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Представитель ООО "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматики" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Департамент городского имущества города Москвы, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, 30.06.2017 АО "НИИТФА" (далее также - Заявитель) на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N п/0515 "О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве через многофункциональный центр района Чертаново Северное г. Москвы с заявлением per. N 77-0-1-71/3254/2017-183 от 30.06.2017 об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества в отношении принадлежащего АО "НИИТФА" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, влад. 46.
К указанному заявлению был приложен в форме электронного документа межевой план от 30.06.2017 с актом согласования местоположения границы земельного участка со стороны Департамента городского имущества города Москвы (Письмо Департамента от 24.05.2017 N ДГИ-1 -37187/17-1 на письмо АО "НИИТФА" от 04.05.2017 N 38-37-08/1203) в отношении Земельного участка АО "НИИТФА" и смежных с Земельным участком АО "НИИТФА" земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003007:89 (ЗУ 05/77/00074 в составе УЧ.5610 Перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 05/77/00070 (Варшавское шоссе), проходящей вблизи Каширское шоссе до границы с ЗУ 05/77/00072 (Варшавское шоссе), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:05:03008), проходящей по восточной границе полосы отвода МЖД Павелецкого направления, далее - Земельный участок УДС).
Указанное согласование со стороны Департамента было осуществлено во исполнение Решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-168285/2016 от 15.12.2016, оставленного без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017. Согласно указанным судебным актам удовлетворены требования АО "НИИТФА" и признано недействительным решение Департамента об отказе в предоставлении АО "НИИТФА" государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" (письмо от 02.06.2016 N 33-5-78803/16-(0)-1), Департамент обязан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "НИИТФА" путем согласования межевого плана земельного участка, подготовленного по заказу АО "НИИТФА" ООО "Азимут" 20.04.2016 в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:28, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, влад. 46.
В ответ на заявление от 30.06.2017 АО "НИИТФА" получило от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве уведомление от 07.07.2017 исх. N 77/17-48364 о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием на выявление пересечения границ Земельного участка АО "НИИТФА" с границами земельного участка с кадастровым номером 77:05:0003007:1991, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, влад. 46/1 (далее - Новый земельный участок).
О том, что Новый земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2017 (дата присвоения кадастрового номера, как указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.07.2017 N 77/100/356/2017-3218), АО "НИИТФА" стало известно после получения Письма Департамента от 24.05.2017 N ДГИ-1-37187/17-1 о согласовании межевого плана при подготовке документов для подачи заявления о государственном кадастровом учете изменений Земельного участка АО "НИИТФА".
В акте согласования местоположения границы земельного участка Департамент согласовал изменение местоположения границ Земельного участка УДС в соответствии с Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2016 и Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 на основании представленных АО "НИИТФА" доказательств об отсутствии в месте виртуального, имеющегося лишь на некоторых документах, пересечения Земельного участка АО "НИИТФА" и Земельного участка УДС, улично-дорожной сети. Однако Новый земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет именно на месте указанного виртуального пересечения и имеет вид разрешенного использования "для общего пользования (уличная сеть)".
Полагая указанное действие Управления Росреестра по Москве, выразившееся в постановке 13.03.2017 на государственный кадастровый учет Нового земельного участка, являющееся предметом обжалования по настоящему заявлению, незаконным, совершенным с нарушением указанных полномочий, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из следующего.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей (объекты недвижимости), то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Полномочие по государственному кадастровому учету, как указано в ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ, не может осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет. По упомянутому положению Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении независимо от места нахождения объекта недвижимости, органом регистрации по месту нахождения объекта недвижимости.
В соответствии с п. 7.1.10 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) - Приложение N 81 к Приказу Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, Управление Росреестра по Москве осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости. Как установлено в ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В п. 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ (Приложение N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 24.11.2015 N 877) установлено, что кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Арбитражным судом г.Москвы установлено, что в 1997 году между правопредшественником АО "НИИТФА" "ВНИИТФА" (государственное предприятие) и Московским земельным комитетом (правопредшественником Департамента земельных ресурсов города Москвы - п. 4.1 Указа Мэра Москвы от 30.12.2003 N 103-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы"; правопреемником указанного департамента по всем правам и обязанностям на основании п. 15 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП) в настоящее время является Департамент) был заключен договор аренды Земельного участка N М-05-009636с от 14.08.1997 (впоследствии к указанному договору были заключены Дополнительное соглашение от 11.09.1997 о внесении изменений и дополнений к Договору аренды земельного участка от 14.08.1997 и Дополнительное соглашение от 20.02.2009 о переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления Росимущества в городе Москве прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка от 14.08.1997, рассекречены), по которому "ВНИИТФА" (государственное предприятие) передавался в долгосрочную аренду Земельный участок в существующих границах площадью 82 961 кв. м. Обременении на участке не установлено. Арендная плата уплачивалась в срок и в полном объеме.
В 2008 году осуществлена государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок площадью 82 961 кв.м, с кадастровым номером 77:05:03007:28, расположенный по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, влад. 46 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.04.2008 серия 77АЖ N 541062, номер записи в ЕГРП 77-77-14/015/2007-588 от 09.04.2008), в связи с чем права и обязанности Арендодателя -Департамента земельных ресурсов на Земельный участок по договору аренды от 14.08.1997 N М-05-00963с Земельного участка площадью 82 961 кв.м перешли на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Росимущества по г. Москве, о чем говорится в Дополнительном соглашении к указанному договору от 20.02.2009.
Таким образом, с апреля 2008 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на ту часть Земельного участка, которая по документам (виртуально) относится к улично-дорожной сети, го есть к данному имуществу г. Москва с того времени не имеет отношения как правообладатель.
После осуществления приватизации АО "НИИТФА" стало правообладателем Земельного участка, в том числе и той его части, которая по документам относится к улично-дорожной сети.
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.09.2008 N 1521-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации", в редакции Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.12.2011 N 3205-р, (далее - Распоряжение о приватизации ФГУП ВНИИТФА) Федеральное государственное унитарное предприятие ВНИИТФА" приватизировано путем преобразования в ОАО "НИИТФА"; 22 сентября 2008 оформлен передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "ВНИИТФА", включая Земельный участок (адрес: г.Москва, Варшавское ш., вл. 46, кадастровый номер: 77:05:0003007:28, общая площадь - 82 961 кв.м, основание приобретения -Договор аренды земельного участка с Москомземом, обременения отсутствуют).
Право собственности на Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003007:28 обшей площадью 82 961 кв.м., расположенный по адресу: Варшавское шоссе, вл. 46, - без обременении оформлено на основании Распоряжения о приватизации ФГУП "ВНИИТФА", передаточного акта от 22.09.2008 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о приватизации.
04.04.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Заявителю (на тот момент ОАО "НИИТФА") выдано свидетельство серия 77-АР N 482538 о государственной регистрации права собственности на Земельный участок. Согласно данным, указанным в свидетельстве,- "существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано". В связи с изменением типа акционерного общества, повлекшего изменение его наименования (в настоящее время - акционерное общество "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации", сокращенное наименование - АО "НИИТФА"), АО "НИИТФА" получило новое свидетельство серия 77-АС N 122652 от 03.04.2015 года о государственной регистрации права собственности на Земельный участок, в котором также содержится прямое указание на отсутствие ограничений (обременении) права собственности на Земельный участок. При этом в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.07.2017 N 77/100/356/2017-3220 в отношении Земельного участка УДС указано, что сведения, необходимые для заполнения раздела 2, отсутствуют. В соответствии с Приложением 1 "Форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости" к Приказу Министерства экономического развития РФ от 25.12.2015 N 975 в разделе 2 указанной выписки должны содержаться сведения о зарегистрированных правах. Сведения о зарегистрированных правах на Земельный участок УДС, а также на Новый земельный участок писка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.07.2017 N 77/100/356/2017- 3218) отсутствуют. При этом в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.07.2017 N100/356/2017-3216 в отношении Земельного участка АО "НИИТФА" указаны сведения о правообладателе (АО "НИИТФА") и о государственной регистрации права.
Как указано выше, часть Земельного участка АО "НИИТФА" (виртуальное "пересечение" с улично-дорожной сетью) стала собственностью РФ (свидетельство о государственной регистрации права от 09.04.2008 серия 77АЖ N 541062, номер записи в ЕГРП 77-77-14/015/2007-588 от 09.04.2008), а затем АО НИИТФА", вследствие чего, как верно указал суд, Департамент, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе распоряжаться этим имуществом, в том числе посредством образования земельных участков, организации подготовки межевого плана, не относящимся к собственности г. Москвы или к имуществу, собственность на которое не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 26 указанного Закона регистрация прав приостанавливается в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
Однако Управление Росреестра по Москве, располагая сведениями о переходе права собственности, в нарушение требований Федерального закона N 218-ФЗ осуществило незаконное действие по государственному кадастровому учету Нового земельного участка. При установлении границ Нового земельного участка Управлением Росреестра не выявило нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков, а также не установило, что Департамент не имеет права на Новый земельный участок (Земельный участок УДС в части участка "пересечения" с Земельным участком АО "НИИТФА").
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о том, что представленные в ДГИ для осуществления кадастрового учета спорного объекта документы соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для приостановки либо для отказа в проведении кадастрового учета в отношении земельного участка не имелось, коллегией судей отклоняются, как не состоятельные.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 рассматриваемой статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Федеральный закон N 221-ФЗ устанавливает требование относительно смежных земельных участков, границы которых уточняются, о том, чтобы сведения об указанных земельных участках были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о Земельном участке АО "НИИТФА" содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствует выписка от 28.07.2017 N 77/100/356/2017-3216.
Кроме того, удовлетворяя требование заявителя, суд исходил из требований земельного законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Однако, в нарушение указанной нормы права по выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.07.2017 N 77/100/356/2017-3219 Новый земельный участок частично накладывается на здание с кадастровым номером 77:05:0003007:1006, принадлежащее АО "НИИТФА" и расположенное по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 46, стр. 29.
В качестве вида разрешенного использования для Нового земельного участка согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости от 28.07.2017 N 77/100/356/2017-3218 указана эксплуатация улично-дорожной сети, что препятствует АО "НИИТФА" в пользовании и распоряжении указанным зданием и Земельным участком АО "НИИТФА" и не соответствует установленному для Земельного участка АО "НИИТФА" виду разрешенного использования "эксплуатация существующих зданий и сооружений под научно-исследовательские работы и производство" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.07.2017 N 77/100/356/2017-3216).
Кроме того, согласно Решению Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2016 по делу N А40-168285/16, оставленному без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017, улично-дорожная сеть на Земельном участке АО "НИИТФА" отсутствует, Земельный участок АО "НИИТФА" не занят площадями, улицами, проездами, объектами общего пользования, не предназначен для пользования неопределенным кругом лиц, не является территорией общего пользования согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что оспариваемое действие Управления Росреестра по Москве нарушает ст. 209, п. 1 ст. 260, ст. 273, п. 2 ст. 552 ГК РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 21 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение N 1 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 N 943) записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости. В документах, подаваемых на государственный кадастровый учет земельного участка, должны содержаться сведения о расположенных на указанном земельном участке объектах недвижимости, кадастровый учет земельных участков не может быть произведен на основании документов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Однако, как верно указал суд, в нарушение указанных обязательных к соблюдению положений нормативных правовых актов границы Нового земельного участка были определены Управлением Росреестра по Москве без учета фактического расположения принадлежащего АО "НИИТФА" на праве собственности здания.
В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В рассматриваемом случае обжалуемое действие Управления Росреестра по Москве нарушает указанную норму права, поскольку образованный Новый земельный участок вклинивается в Земельный участок АО "НИИТФА".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в связи с допущенными нарушениями Управление Росреестра по Москве не обеспечило формирование Единого государственного реестра недвижимости в качестве свода достоверных сведений об учтенном недвижимом имуществе (ч. 2 ст. 1, ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ), создало препятствия для осуществления АО "НИИТФА" прав собственника в отношении Земельного участка, создало препятствия для государственного кадастрового учета изменений Земельного участка АО "НИИТФА", выразившиеся в приостановлении указанного учета.
Судом также учтено, что между АО "НИИТФА" и Департаментом отсутствует межевой спор, поскольку Департамент в соответствии с Решением Арбитражного суда от 15.12.2016 по делу N А40-168285/2016, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по тому же делу согласовал межевой план АО "НИИТФА", с устранением пересечения границ Земельного участка АО "НИИТФА" и Земельного участка УДС путем уменьшения Земельного участка УДС, в связи с чем препятствия к снятию Нового земельного участка с кадастрового учета отсутствуют.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения (действия) незаконными.
Доводы заявителя о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и удовлетворение заявленных требований не приведет к их защите и восстановлению, апелляционной коллегией отклоняются, как ошибочные, заявленные без учета обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом в резолютивной части суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемым решением суд обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с кадастрового учета и исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером 77:05:0003007:1991, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, Владение 46/1 в установленном порядке и сроки. Исполнение Управлением решения повлечет исключение из ЕГРН сведений о Новом земельном участке, в связи с чем реестр будет содержать достоверные сведения об объектах недвижимости, в частности, о земельном участке, принадлежащем АО "НИИТФА".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-160763/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160763/2017
Истец: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ", АО "НИИТФА"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы